Статья:

Современные способы минимизации логистических рисков в управлении деятельностью предприятия – участников внешнеэкономической деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Каграманян Л.И. Современные способы минимизации логистических рисков в управлении деятельностью предприятия – участников внешнеэкономической деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 31(124). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/124/77547 (дата обращения: 29.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные способы минимизации логистических рисков в управлении деятельностью предприятия – участников внешнеэкономической деятельности

Каграманян Людмила Игорьевна
магистрант, Московского финансово-юридического университета МФЮА, филиал, РФ, г. Калининград
Витебская Анжелика Васильевна
научный руководитель, канд. экон. наук, Московского финансово-юридического университета МФЮА филиал, РФ, г. Калининград

 

Аннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы логистических рисков, их классификации особенностей и возможных путей минимизации.

 

Ключевые слова: логистические риски; страхование, предпринимательские риски, лимитирование, диверсификация.

 

Логистические риски - это объективная невозможность, неспособность и (или) неумение (транспортной) организации избежать либо минимизировать угрозы своему бизнесу, уменьшив неопределенность во внешней и внутренней среде, с помощью принципа опережающего отражения.

Можно выделить следующие группы наиболее характерных логистических рисков:

1. Транспортные риски. Данные риски порождаются неопределенность и многовариантностью внешней и внутренней среды предприятия, в первую очередь, непредсказуемостью спроса и динамикой потребительских предпочтений. В рамках данной группы выделяют следующие подгруппы:

a) коммерческие риски (срывы поставок, ненадлежащее состояние грузов, нарушение сроков со стороны заказчика);

b) риски хищения и порчи грузов;

c) экологические риски при транспортировке груза, нанёсшего ущерб окружающей среде;

d) технические риски (выход из строя транспортного средства, повлекшего срыв сроков доставки груза).

2. Кадровые риски (халатность низкоквалифицированного персонала).

3. Экологические риски. Под данными рисками понимается вероятность наступления административной ответственности за нанесение ущерба окружающей среде, в том числе загрязнение земельных, водных, воздушных и лесных ресурсов, нанесение вреда сельскому хозяйству и биосфере, и вероятность наступления гражданско-правовой ответственности за нанесение ущерба жизни и здоровью третьих лиц, загрязнение атмосферного воздуха отработавшими газами, нарушение уровня шума, травмирование и гибель людей и животных в транспортных происшествиях.

4. Эксплуатационные риски. Данные риски связаны с ненадлежащим обеспечением технического состояния транспортного средства. Для уменьшения этого вида рисков необходимо добиваться соблюдения графика периодического технического обслуживания и ремонта, учет срока эксплуатации транспортного средства, соответствия его параметров эксплуатационному назначению.

5. Предпринимательские риски. Данные риски подразумевают увеличение транспортных издержек. Показателями эффективности предпринимательской деятельности транспортного предприятия служат коэффициент использования грузоподъемности подвижного состава по отдельным типам грузов, коэффициент использования пробега, коэффициент выпуска и коэффициент технической готовности парка, грузооборот на тонну грузоподъемности, затраты транспортной деятельности, отнесенные к общему грузообороту, затраты на единицу транспортных средств, доход от перевозок к общему грузообороту, доход на единицу транспортных средств[2].

Данная классификация является не полной, однако она в достаточной мере отражает специфику логистической деятельности предприятия. Целью дальнейшего авторского исследования является построение эффективной системы управления совокупностью указанных видов рисков.

В первую очередь, необходимо разобраться в чем сущность логистических рисков. Логистический риск является составной частью понятия «предпринимательский риск». Предпринимательским риском является вероятность потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным исходя из рационального использования ресурсов для конкретного вида предпринимательской деятельности.

Риск в логистической системе - это неблагоприятное событие, возникающее в процессе логистической деятельности и способное привести к отклонению фактических параметров логистических потоков на выходе от запланированных.

Важным моментом является выяснение причин, способствующих возникновению риска, и оценка вероятности наступления нежелательного события. Рассмотрим три основных фактора возникновения риска, которые определены различными ситуациями или набором обстоятельств:

 

Рисунок 1. Основные факторы возникновения риска [2]

 

Для снижения значимости негативных явлений (рисков) обычно создается система "управления риском". Управление риском - это процесс разработки и выполнения управленческих решений, позволяющих прогнозировать наступление неблагоприятных событий, сводить к минимуму влияние ущерба, инициированного случайными событиями и принимать меры к исключению таких событий в будущем.

Таблица 1.

Процесс управления логистическими рисками

Этап

Характеристика этапа

Распознание риска

В логистической системе чаще встречаются риски, которые связаны с выполнением следующих функций: производства, маркировки и упаковки, хранения, транспортировки, документирования, расчетов.

Установление условий поставки

Необходимо подробное рассмотрение условий формирования цены товара по базисным условиям поставки, т.к. за этим скрывается риск недополучения прибыли.

Для руководителей логистических компаний немаловажным является пункт о непредвиденных обстоятельствах, при которых труднее всего оценивать и предотвращать риски. В настоящее время существует множество разновидностей ЧП, которые тем или иным способом связаны с транспортировкой и перемещением товара: пожары, дорожно­транспортные происшествия, угон или пропажа транспортного средства, взрывы, а также таможенные риски.

Выбор партнера

Полная и достоверная информация о партнерах, которые впервые привлекаются к участию в логистическом процессе, позволяет значительно снизить риски.

Информацию о реальном финансовом положении клиента или контрагента можно получить: в Торгово-промышленной палате, банках, отчетах, аудиторских и страховых компаниях, консалтинговых компаниях.

Оценка рисков и определение ущерба

Процесс оценки рисков может осуществляться с помощью различных методик и приемов. Выбор конкретного метода, как правило, обосновывается существующими обстоятельствами и желаемой точностью оценки ущерба.

 

После выявления причин и оценки логистических рисков проводится работа по их предупреждению и минимизации.

 

Рисунок 2. Способы снижения уровня рисков в логистических системах

 

Страхование - это передача ответственности страховой компании за конкретные риски. При страховании не устраняются причины риска и не разрабатываются подходы к его снижению. Данный вид снижения риска особенно актуален для транспортировки и складирования товара.

Диверсификацией рисков называется увеличение ассортимента реализуемой продукции и переориентацию рынков сбыта. К примеру, предприятие начинает исполнять логистические операции или функции в рамках логистического инсорсинга [3].

Диссипация риска - это организация товародвижения таким образом, чтобы участники логистической цепи могли максимально влиять на факторы риска и обладали возможностью снижать последствия наступления неблагоприятного события.

При поглощении организация создает внутренние фонды для покрытия ущерба из собственных средств. Участники логистической цепи полностью принимают на себя все потерипри наступлении неблагоприятного события.

Для того, чтобы избежать риски, предприятия отказываются от видов деятельности, которые связаны с риском или передают на аутсорсинг, например, ведение бухгалтерской отчетности логистической компании.

Лимитирование риска - установление предельных сумм затрат при выполнении логистических операций.

 

Рисунок 3. Неформальные способы минимизации рисков [5]

 

Таким образом, существует множество разных путей снижения уровня рисков и более результативным для принятия эффективного управленческого решения является комплексное применение всех перечисленных способов минимизации логистических рисков.

 

Список литературы:
1. Василюк А.В. Риски и страхование в логистической деятельности//Логистические системы в глобальной экономике. 2018. № 8. С. 308-311.
2. Кузнецова А. А. Подходы к управлению логистическими рисками в снабжении и сбыте [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 167-170.
3. Левкин Г.Г / Контроллинг и управление логистическими рисками :учебное пособие / Г. Г. Левкин, Н. Б. Куршакова. М.-Берлин: Директ- Медиа, 2015 - 142 с.
4. Плетнёва Н.Г. Управление рисками в логистике: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. - 124 с.
5. Чемоданова Ю.В., Калганова А.А., Соболева О.А. Анализ транспортно- логистической деятельности российских аэропортов на примере: Шереметьево, Домодедово и Внуково научно-практические исследования. 2017.
6. Чемоданова Ю.В., Кашникова В.В. Пути минимизации рисков логистических систем//В сборнике: Научные исследования и разработки 2018 XXXIV Международная научно-практическая конференция. 2018. С. 301-303.