Совершенствование контроля перемещения товаров через границу ЕАЭС различными видами транспорта
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)
Совершенствование контроля перемещения товаров через границу ЕАЭС различными видами транспорта
Ключевые слова: транспорт, таможенный контроль, электронное декларирование, таможенная декларация, таможенные операции, таможенное дело.
Целью данной статьи являлся поиск путей совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых различными видами транспорта (на примере Калининградской таможни).
Для достижения поставленной цели необходимо были решены следующие задачи:
-выявлена сущность понятия таможенного контроля;
-охарактеризованы формы таможенного контроля и особенности их применения;
- описаны этапы проведения и технических средств таможенного контроля в Евразийском Экономическом Союзе;
-выявлены особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых разными видами транспорта;
-обозначены проблемы осуществления таможенного контроля Калининградской областной таможни;
-разработаны предложения совершенствования контроля перемещения товаров через границу ЕАЭС.
Объектом исследования выступали общественные отношения, возникающие в сфере таможенного контроля товаров, перемещаемых разными видами транспорта с учетом теоретических положений и сложившейся практики.
Предметом исследования являлось совершенствование процесса таможенного контроля на Калининградской областной таможне.
По результатам проведенного исследования в Калининградской областной таможне были выделены следующие недостатки информационного обеспечения:
- несанкционированный вход в базы данных и использование информации лицами, в чьи полномочия не входит доступ к ней; рекомендуется определенная система кодирования данных доступа к определенной группе информации, предназначенной для работников высшего звена;
- невозможность контроля и учета лиц, использующих полученную от иностранных таможенных служб информацию;
- невозможность контроля и учета поступающей от зарубежных таможенных администраций информации, а также деятельности субъектов ее вносящих;
- несанкционированное чтение, копирование, изменение или удаление информации в процессе обмена или перемещения.
- отсутствие межгосударственной системы обмена, функционирующей в режиме реального времени, что предопределяет отсутствие оперативного достоверного автоматизированного информационного обмена по основным направлениям таможенной деятельности;
- информационная неоднородность используемых ресурсов (разнообразие словарей, справочников, классификаторов: видов данных, способов их сбора и обработки и т.д.).
- неоднородность реализации существующих систем (разнообразие компьютерных платформ, основных средств управления базами данных, средств программирования).
- осуществление информационного обмена на базе использования существующих однопользовательских прикладных программных комплексов. С использованием в собственных автоматизированных системах новых технологий, дальнейшее развитие такого информационного обмена становится проблематичным:
- отсутствие сетей связи и передачи данных, снижающее возможности оперативной обработки информации в автоматическом и круглосуточном режиме:
Другая причина неэффективности таможенного контроля - механизм формирования профилей рисков, его влияние на внешнеторговые процессы и ценовые факторы.
В таких условиях назрела необходимость в дальнейшем реформировании института таможенного администрирования, в приведении организационной структуры, процедур и технологий таможенного регулирования и контроля в соответствие с целями и задачами социально-экономической политики и обеспечения безопасности России. На современном этапе наиболее актуальным является модернизация таможенных механизмов, направленная на применение и развитие технологий электронного декларирования, предварительного информирования, удаленной уплаты таможенных платежей, удаленного выпуска.
Для упорядочивания осуществления контроля уполномоченными банками и таможенными органами, необходимо разработать порядок осуществления валютного контроля при таможенном оформлении экспортируемых или импортируемых товаров и порядок предоставления резидентом подтверждающих документов и информации в банк.
В настоящее время вызывает затруднение предоставление участниками ВЭД документов, подтверждающих вывоз/ввоз товаров и получение подтверждения с пограничных таможен.
Порядок осуществления государственного контроля в пунктах пропуска необходимо урегулировать единым административным регламентом государственных органов, в полномочия которых входит его осуществление, поэтому в целях решения данной проблемы предлагается разработать методику таможенного контроля товаров для внутреннего потребления.
Одной из актуальных проблем таможни является работа с бумажными и электронными вариантами документов. Существующая система таможенного декларирования и контроля предусматривает представление в обязательном порядке целого ряда документов в оригинале или заверенных соответствующим образом. Это касается сертификата происхождения товара, паспорта сделки, отметок государственных контролирующих органов при различном пограничном контроле, документов, подтверждающих безопасность товаров и правомерность предоставления преференций и льгот.
Данная проблема может быть решена если:
- будет разработан перечень оригиналов отдельных документов, предоставляемых участниками ВЭД при электронном декларировании.
- определен порядок проведения проверки документов, предоставленных в электронном виде.
- принято решение о переносе контроля на этап после выпуска товаров.
В качестве мероприятия по устранению проблемы предлагается усовершенствовать штрих-код.
Для таможенных органов экономическая эффективность найдет свое выражение в сокращении:
- необходимых для осуществления ТО и ТК документов.
- временной протяженности процесса таможенного декларирования при увеличении числа оформленных ТД и, как следствие, поступлений в бюджет в виде таможенных платежей;
- допущенных субъективных и технических ошибок при осуществлении ТО и ТК и в повышении качества услуг в целом.
Для участника ВЭД экономическая эффективность от использования двухмерного кодирования означает:
- сокращение издержек при процедуре таможенного декларирования;
- улучшение информационного взаимодействия с таможенными органами;
- улучшение качества представляемых для таможенного оформления сведений.
- увеличение объемов международной торговли и, как следствие, увеличение количества получаемой прибыли от экспортно-импортных операций.
В целом применение двухмерного штрих кода при предоставлении таможенных услуг по осуществлению ТО и ТК позволит более эффективно решать основные задачи, стоящие перед ФТС России: содействовать развитию внешней торговли, ускорять продвижение товаров между странами и создавать условия для развития транзита и повышения уровня таможенного администрирования в целом.
В целях повышения эффективности деятельности в Калининградской областной таможне предлагаются основные направления совершенствования.
Проведенное автором исследование показало, что основными факторами, влияющими на эффективность деятельности Калининградской областной таможни, являются: качество нормативного обеспечения; уровень
информационного обеспечения; уровень организации деятельности таможенных органов; качество работы персонала; уровень контроля качества. Эти факторы определяют основные направления повышения эффективности деятельности Калининградской областной таможни.
Одним из актуальных направлений является проблема таможенного контроля.
Современная система таможенного контроля представляет собой сложную организованную совокупность информационно-технических, технологических и методических средств, обеспечивающих контроль за соблюдением таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства государств - членов Таможенного союза, международных договоров и соглашений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.
В целях повышения эффективности деятельности таможенного органа, предлагается совершенствование в Калининградской областной таможне дополнительного функционала программного обеспечения «Дорожная карта». В рамках исследования данной работы предлагается расчет экономической эффективности от внедрения данных рекомендаций.
Также установка нового оборудования ИДК позволит сократить трудозатраты сотрудников таможни, ускорит процесс прохождения таможенного контроля товара и так далее.
Таким образом, реализация предлагаемых рекомендаций является экономически целесообразной. Кроме того, дополнительным эффектом этой новой модели может быть существенное повышение собираемости таможенных платежей за счет того, что у таможни на этапе после выпуска товаров значительно больше возможностей проверить сделку и расчеты по ней. Предлагаемая схема поможет исключить из практики наиболее распространенные схемы «серого импорта» через фирмы-однодневки, поскольку подозрительной компании ни один банк банковскую гарантию не выдаст.
Основные качественные параметры оценки социального эффекта от внедрения информационных технологий:
- доступность ресурсов информационной системы муниципального образования для внутренних пользователей;
- повышенное качество представления и отображения информации;
- развитие массовых интегральных и мультимедийных услуг, интегрированных комплексов информатизации, экспертных систем и интегрированных информационно-аналитических систем управления территорией.
Предлагаемый комплекс рекомендаций позволит повысить эффективность деятельности Калининградской областной таможни, а также создать гармоничные условия взаимодействия между всеми участниками сферы таможенного обслуживания.