Рекомендации при реализации обучения иностранному языку слабовидящих учащихся
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(124)
Рекомендации при реализации обучения иностранному языку слабовидящих учащихся
С подписанием Россией в 2008 году конвенции ООН о правах инвалидов и введением в 2014 году первого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, роль инклюзивного образования в нашей стране значительно возросла.
Инклюзивное образование подразумевает совместное обучение здоровых учащихся и учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье мы хотим раскрыть тему обучения иностранному языку слабовидящих учащихся; описать особенности внимания, памяти, поведения данных учащихся, а также изложить проблемы и готовность школы осуществлять инклюзивное образование в своих стенах.
Известно, что изучение иностранного языка слабовидящими учащимися, погружение в иноязычную культуру, благотворно сказывается на их социализации, помогает учителю организовать коррекционную работу, снимает барьеры общения со сверстниками, помогает вовлечь слабовидящих учащихся в процесс обучения и дать им понять, что они являются частью коллектива, с их мнением считаются, и они не отстранены [1, с.91-92].
Учителю, осуществляя совместный процесс обучения иностранному языку здоровых и слабовидящих учащихся, нужно помнить о том, что общепринятые методики и формы обучения в данных обстоятельствах не подходят, важен учет физических и психических особенностей всех участников образовательного процесса, особенно слабовидящих учащихся. К таким особенностям слабовидящих учащихся можно отнести следующее: ввиду проблем со зрением у слабовидящих учащихся не в полном размере присутствует накопленная база чувственного опыта, то есть представления об окружающем мире; снижение скорости и качества восприятия информации, поэтому им требуется увеличение количества повторений нового учебного материала и отработки ранее изученного; странная мимика, жестикуляция, поведение.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что самой основной трудностью в освоении иностранного языка считается соотнесение понятия изучаемого языка и его предметного образа.
Также важно отметить, что слабовидящим учащимся тяжело сконцентрироваться продолжительное количество времени на одном виде деятельности, поэтому, планируя урок, необходима частая смена видов деятельности, а перед выполнением сложного упражнения важно провести «подготовительный этап», активизирующий лексические и грамматические навыки по данной теме и облегчающий выполнение самого упражнения. Более того, количество физкультминуток на уроке иностранного языка должно быть увеличено, что положительно скажется на концентрации слабовидящих учащихся во время дальнейшего процесса усвоения учебного материала.
Для успешной реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе должны присутствовать специально-оборудованные кабинеты с необходимой техникой для осуществления процесса обучения иностранному языку слабовидящих учащихся, а также должны быть в наличии в школьной библиотеке учебно-методические комплекты с укрупненным шрифтом и рельефными картинками [2, с.48].
Если в Вашей школе отсутствуют вышеперечисленные условия, у нас есть список рекомендаций, который мы разработали на основе собственного опыта при реализации обучения иностранному языку слабовидящих учащихся. В данных условиях подготовка учителя к уроку займет большее количество времени, так как материал в УМК будет использоваться выборочно с учетом особенностей слабовидящих школьников.
Роль аудирования при обучении слабовидящих учащихся возрастает, и оно становится фундаментом в освоении иностранного языка. Все это связано с тем, что при частичной потери зрения у учащихся обостряются другие каналы восприятия информации. В данном случае у слабовидящих учащихся слуховое восприятие становится первостепенным каналом восприятия информации, в отличие от учащихся, не имеющих отклонений зрения, которые воспринимают информацию об окружающем мире, в первую очередь, зрительным каналом. Именно этим обуславливается важность аудирования при обучении слабовидящих учащихся, ведь оно оказывает существенное влияние на развитие остальных видов речевой деятельности. Что касается заданий на отработку навыков аудирования, условие задания может быть вынесено на экран интерактивной доски укрупненным шрифтом с выделением основных моментов другим цветом, что поможет слабовидящим учащимся с вычленением конкретной информацией из аудиоматериала во время прослушивания текста, и успешно справиться с заданием.
Обучение чтению слабовидящих учащихся представляет сложный процесс восприятия информации на иностранном языке и извлечения нужной информации из печатного текста. Наибольшую сложность представляет чтение буквосочетаний, не имеющих аналогов в родном языке, по определенным правилам и присутствие в иностранном языке большого количества исключений.
При объяснении грамматического материала можно использовать видеоразъяснения, представленные на просторах Интернета, что разнообразит процесс обучения и задействует слуховое восприятие и остаточное зрение слабовидящих учащихся, тем самым в интерактивной форме поспособствует усвоению грамматического материала.
При обучении навыкам говорения нужно использовать упражнения двух блоков: подготовительного блока и блока реализации самого упражнения. Подготовительный блок поможет активизировать ранее изученные лексические и грамматические навыки касаемо данной темы. Можно начать с лексических упражнений, далее выполнить упражнения на подбор реплик-ответов, соответствующих коммуникативной задаче, и в конце провести ролевую игру. Результаты ролевой игры докажут эффективность проведенного подготовительного этапа, слабовидящим учащимся будет легче организовать диалогическую речь, а также показать умения реагирования на спонтанную речь собеседника.
При обучении письму слабовидящие учащиеся сталкиваются с проблемой расхождения звукового и графического образа слов. Учитывая уровень концентрации, скорость и качества письма находится на низком уровне [3, с.119].
Таким образом, трудности при освоении иностранного языка слабовидящими учащимися обусловлены психофизическими особенностями данной группы учащихся, а также недостаточной изученности особенностей обучения учащихся с отклонениями зрения. Отсутствуют конкретные методики обучения слабовидящих учащихся на каждом виде деятельности.