Статья:

Основные понятия бизнес-планирования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Вирина К.В. Основные понятия бизнес-планирования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 32(125). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/125/78256 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные понятия бизнес-планирования

Вирина Карина Владимировна
магистрант, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

«Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающей из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса» [2, с. 6].

Цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между потребностями и возможностями предприятия.

Список возможных дополнительных целей составления бизнес-плана крайне широк. Некоторые из них представлены ниже:

- получение кредита или займа;

- привлечение инвестиций;

- финансового оздоровления;

- определение целесообразности расширения производства;

- определение целесообразности создания новой организации.

Каждое мероприятие или событие, ставящее перед собой цель – достижение прибыли, должно начинаться с составления бизнес-плана. Такой документ нужен и кредитным организациям или любому другому источнику денежных средств, у которого предприниматель решит взять кредит, и работникам существующей организации для определения целей и задач дальнейшего развития, и самому предпринимателю для того, чтобы четко понимать реалистичность и целесообразность своей идеи, снизить вероятность банкротства [2].

Перед началом каждой новой ступени усовершенствования производства, расширения бизнеса, увеличения видов номенклатуры товаров крайне необходимо определить эффективность каждого изменения, а инструментом, с помощью которого можно оценить нововведение, является бизнес-план.

Типы бизнес-планов в России:

- внутренний бизнес-план фирмы;

- бизнес-план для получения кредита с целью пополнения оборотных средств

- инвестиционный бизнес-план;

- бизнес-план финансового оздоровления.

Фазы жизненного цикла бизнес-плана:

1. Концептуальная;

2. Предварительного планирования;

3. Постановка и проектирование;

4. Детальное планирование;

5. Внедрение;

6. Уход.

Бизнес-план дает объективное представление о возможных путях развития производства, способах продвижения товара, работы или услуги, о ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности, возможных рисках и о путях снижения влияния рисков.

Бизнес-план помогает руководителю организации решить непростые задачи, вязанные с деятельностью фирмы.

Вот некоторые из них:

- найти перспективные направления деятельности, оценить рынки сбыта, произвести маркетинговые исследования рынка, определить степень необходимости данного товара на рынке;

- произвести оценку расходов, связанных с изготовление и реализацией товара, выявить себестоимость продукции, определить конечную цену продажи и сравнить её с ценами на рынке, тем самым выявить допустимо возможную прибыльность организации;

- определить нужное количество кадрового состава, корпоративную политику организации, систему материальной и нематериальной мотивации сотрудников, а также оценить величину расходов, связанные с выплатой заработной платы и отчислениями в специальные фонды;

- произвести сравнение имеющихся у руководителя материальных и финансовых ресурсов и ресурсов необходимых для реализации данного проекта, определить их соответствие и количество;

- выявить возможные риски бизнеса и проблемы, которые могут возникнуть при начале и при дальнейшем осуществлении деятельности, оценить степень их наступления, произвести оценку рисков;

- изучить перспективность деятельности;

- определить конкретные цели и задачи фирмы, критерии оценки их выполнения;

- выполнять контроль за ходом реализации проекта [1].

На современном этапе развития экономики бизнес-план способен выполнить пять функций:

- помогает оценить возможность использования данного бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса;

- позволяет планировать, оценить эффективность и прибыльность нового направления деятельности;

- помогает привлечь дополнительные средства на реализацию данного проекта;

- позволяет привлечь внимание потенциально возможных партнеров, с помощью которых начать что-то новое будет намного проще;

- помогает привлечь практически весь персонал организации для координации усилий, повышения информированности о дальнейших изменениях, создания мотивации достижения поставленных в бизнес-плане задач.

Таким образом, бизнес-план помогает находить ответы на поставленные вопросы:

- в чем суть бизнес-идеи;

- кто является инициатором проекта;

- какой продукт или услугу будут производить или оказывать;

- в каких условиях и на каких рынках будет реализовываться продукт (место, время, объёмы, упаковка, цены обслуживание и т. д.);

- сколько и каких инвестиций, ресурсов необходимо для осуществления проекта;

- какова финансовая стратегия бизнес-проекта;

- каковы денежные потоки инвестиций;

- какова налоговая нагрузка;

- какова экономическая и финансовая эффективность проекта;

- каковы риски и чувствительность проекта [3].

 

Список литературы:
1. Баринов, В. А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / Баринов В. А. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 272 с 
2. Волков А.С., Марченко А.А. В67 Бизнес-планирование: Учеб. пособие. – Москва : РИОР: ИНФРА-М, 2016. – 81 с.
3. Пластинин, А.В. Бизнес-план: экономическая эффективность инвестиций [Текст] : учеб. пособ. / А.В. Пластинин – 2-е изд., испр. и доп. – Архангельск: Северный (Арктический) Федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2011. – 111 с.