Основные понятия бизнес-планирования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)
Основные понятия бизнес-планирования
«Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающей из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса» [2, с. 6].
Цель бизнес-плана – достижение разумного и выполнимого компромисса между потребностями и возможностями предприятия.
Список возможных дополнительных целей составления бизнес-плана крайне широк. Некоторые из них представлены ниже:
- получение кредита или займа;
- привлечение инвестиций;
- финансового оздоровления;
- определение целесообразности расширения производства;
- определение целесообразности создания новой организации.
Каждое мероприятие или событие, ставящее перед собой цель – достижение прибыли, должно начинаться с составления бизнес-плана. Такой документ нужен и кредитным организациям или любому другому источнику денежных средств, у которого предприниматель решит взять кредит, и работникам существующей организации для определения целей и задач дальнейшего развития, и самому предпринимателю для того, чтобы четко понимать реалистичность и целесообразность своей идеи, снизить вероятность банкротства [2].
Перед началом каждой новой ступени усовершенствования производства, расширения бизнеса, увеличения видов номенклатуры товаров крайне необходимо определить эффективность каждого изменения, а инструментом, с помощью которого можно оценить нововведение, является бизнес-план.
Типы бизнес-планов в России:
- внутренний бизнес-план фирмы;
- бизнес-план для получения кредита с целью пополнения оборотных средств
- инвестиционный бизнес-план;
- бизнес-план финансового оздоровления.
Фазы жизненного цикла бизнес-плана:
1. Концептуальная;
2. Предварительного планирования;
3. Постановка и проектирование;
4. Детальное планирование;
5. Внедрение;
6. Уход.
Бизнес-план дает объективное представление о возможных путях развития производства, способах продвижения товара, работы или услуги, о ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических результатах деятельности, возможных рисках и о путях снижения влияния рисков.
Бизнес-план помогает руководителю организации решить непростые задачи, вязанные с деятельностью фирмы.
Вот некоторые из них:
- найти перспективные направления деятельности, оценить рынки сбыта, произвести маркетинговые исследования рынка, определить степень необходимости данного товара на рынке;
- произвести оценку расходов, связанных с изготовление и реализацией товара, выявить себестоимость продукции, определить конечную цену продажи и сравнить её с ценами на рынке, тем самым выявить допустимо возможную прибыльность организации;
- определить нужное количество кадрового состава, корпоративную политику организации, систему материальной и нематериальной мотивации сотрудников, а также оценить величину расходов, связанные с выплатой заработной платы и отчислениями в специальные фонды;
- произвести сравнение имеющихся у руководителя материальных и финансовых ресурсов и ресурсов необходимых для реализации данного проекта, определить их соответствие и количество;
- выявить возможные риски бизнеса и проблемы, которые могут возникнуть при начале и при дальнейшем осуществлении деятельности, оценить степень их наступления, произвести оценку рисков;
- изучить перспективность деятельности;
- определить конкретные цели и задачи фирмы, критерии оценки их выполнения;
- выполнять контроль за ходом реализации проекта [1].
На современном этапе развития экономики бизнес-план способен выполнить пять функций:
- помогает оценить возможность использования данного бизнес-плана для разработки стратегии бизнеса;
- позволяет планировать, оценить эффективность и прибыльность нового направления деятельности;
- помогает привлечь дополнительные средства на реализацию данного проекта;
- позволяет привлечь внимание потенциально возможных партнеров, с помощью которых начать что-то новое будет намного проще;
- помогает привлечь практически весь персонал организации для координации усилий, повышения информированности о дальнейших изменениях, создания мотивации достижения поставленных в бизнес-плане задач.
Таким образом, бизнес-план помогает находить ответы на поставленные вопросы:
- в чем суть бизнес-идеи;
- кто является инициатором проекта;
- какой продукт или услугу будут производить или оказывать;
- в каких условиях и на каких рынках будет реализовываться продукт (место, время, объёмы, упаковка, цены обслуживание и т. д.);
- сколько и каких инвестиций, ресурсов необходимо для осуществления проекта;
- какова финансовая стратегия бизнес-проекта;
- каковы денежные потоки инвестиций;
- какова налоговая нагрузка;
- какова экономическая и финансовая эффективность проекта;
- каковы риски и чувствительность проекта [3].