Анализ проблем гостиничного сектора в современных условиях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(136)
Анализ проблем гостиничного сектора в современных условиях
ANALYSIS OF PROBLEMS IN THE HOTEL SECTOR IN MODERN CONDITIONS
Vladlena Shevchuk
Student, Sochi State University, Russia, Sochi
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные проблемы гостиничного сектора в современных условиях. Гостиничные предприятия должны не только прогнозировать возможные риски наступления непредвиденных событий и планировать в соответствии с этим свои будущие расходы.
Abstract. This article examines the main problems of the hotel sector in modern conditions. Hospitality companies should not only predict the possible risks of unforeseen events and plan their future expenses accordingly.
Ключевые слова: гостиничный сектор, рынок, сервис, гостиничная индустрия.
Keywords: hotel sector, market, service, hotel industry.
Становление в России гостиничного рынка обнаруживает достаточно большое число противоречий и проблем, которые увязываются с необходимостью перехода гостиничных предприятий к новым стандартам и условиям осуществления деятельности. Гостиничные предприятия в России стремятся быть как можно более конкурентоспособными, в том числе и на международном уровне, повышать собственные финансовые показатели. Решение этих задач, выбора способов достижения поставленных целей зависит в целом развитие российского рынка гостиничных услуг, которые имеют значительный потенциал [1].
На сегодняшний день для российской и мировой индустрии в гостиничной сфере характерным выступает интеграция и централизация управления. При этом абсолютно все гостиничные предприятия, без учета масштаба их деятельности и рейтинга, испытывают на себе жесткие условия конкурентного существования, что означает осуществление постоянного поиска роста собственного потенциала. Поэтому и интеграция в гостиничной сфере обуславливается необходимостью обеспечить себе стабильную загрузку с положительной динамикой ее роста, создать качественную гостиничную услугу, совершенствовать профессионализм гостиничного персонала. Это является важным и потому, что все гостиничные предприятия стараются избегать схожести в своем территориальном расположении и использовании единого стиля в интерьере и архитектуре; однако присутствует единая система регистрации клиентов, схожие тарифные системы, похожая организация питания. Последнее связано с единым управлением и наличием централизованной службы маркетинга и системы коммуникаций.
Изменения в политической и экономической обстановке как в России, так и в целом в мире влекут необходимость проведения структурных изменений в гостиничной сфере. Исследования данного рынка позволяет констатировать, что наличие в российском гостиничном хозяйстве низких требований к этому виду бизнеса, что не отвечает современным условиям. Это обусловлено как материально-техническим состоянием гостиничного хозяйства, но еще в большей мере системой организации управления данным хозяйством.
Отечественная индустрия туризма в 2020 году испытала на себе серьезные проблемы, связанные с распространением COVID-19 практически во всех странах мира. Руководители гостиничного бизнеса в России обязаны разрешить вопрос о том, каким должен быть эффективный механизм управления гостиничными предприятиями и каким сам гостиничный бизнес будет после завершения пандемии. Статистические исследования свидетельствуют о том, что COVID-19 убивает российский гостиничный бизнес, поскольку гостиничные предприятия испытывают финансовые трудности, что, в свою очередь, влияет на сокращение рабочего персонала, то есть рост безработицы, простаивание материальной базы.
Поскольку гостиничная отрасль представляет собой такой сектор экономики, который при своей высокой доходности не подлежит государственному субсидированию и не является приоритетным для государства, а также в ситуации ограничения перемещений как внутри страны, так и возможности принимать иностранных туристов, то и ущерб от пандемии в ней наступил практически с первых шагов [1]. После первой волны пандемии, когда были отменены ограничения, количество брони возросло, но оно существенно отставало от показателей предыдущих лет [2].
При этом несмотря на то, что аналитики фиксировали значительное падение загрузки, но цена продаж существенно не была изменена. За девять месяцев 2020 падение гостиничной загрузки в России в среднем составило более 30%, тогда как снижение на номер средней цены – только 1,9% [2].
Гостиничный рынок двух столиц России – Москвы и Санкт-Петербурга в своей доходности потерял соответственно 54% и 78%, у Сочи – 48%. Поток иностранных туристов в Москве сократился на 5%, в Санкт-Петербурге – 45%.
Московский гостиничный рынок показывает свои исторические минимумы, начиная с марта, то есть начала пандемии. Именно COVID-19 выступает как основная причина снижения гостиничного рынка Москвы в первом полугодии 2020 года, даже с учетом небольшой положительной динамики в мае-июне. При этом все сегменты гостиничного рынка столицы испытали на себе отрицательное влияние пандемии. На рисунке 1 представлена динамика загрузки гостиничных предприятий Москвы в первом полугодии 2020 году и их сравнение с аналогичными показателями 2019 года [1]:
Рисунок 1. Динамика загрузки гостиничного рынка Москвы в I полугодии 2020 года, % [1].
При этом в исследуемый период средний тариф на проживание снизился на 5% по отношению с 2019 годом, который в 2020 году составил 7 тыс. руб. Хуже всего ситуация обстояла со средним ценовым сегментом гостиничного бизнеса столицы, где средний тариф сократился до 4 тыс. руб. (-16,6%). А вот в сегменте «люкс» наблюдается некоторое повышение тарифа – на 5% по сравнению с 2019 годом (рисунок 2) [1]:
Рисунок 2. Динамика среднего тарифа и доходности на норме гостиничного рынка Москвы в I полугодии 2020 года, руб. [1].
Весной 2020 года сложилась ситуация, когда полностью было прекращено международное авиасообщение, туристские путешествия в пределах России были полностью ограничены, деловые поездки сократились до минимума. Количество посетителей гостиниц и отелей сократилось существенно: до 40% номерного фонда в Москве и 20% в Санкт-Петербурге. По итогам первого полугодия загрузка гостиничных предприятий Москвы составила лишь 35%, что на 52% ниже аналогичного показателя 2019 года. Самым провальным для гостиничных предприятий считается апрель. Доходность на гостиничный номер сократилась в среднем на 52-62% [2].
Санкт-Петербург всегда выступал как популярное место для туристов, поэтому в северную столицу туристский поток, в том числе и иностранный, постоянно увеличивался. При этом и в период первой волны коронавируса загрузка гостиничных предприятий Санкт-Петербурга существенно сократилась – в апреле она составила всего 3%, а за первое полугодие 2020 года – 25%, что означает снижение на 60% по отношению аналогичного показателя 2019 года. В этот период отельеры старались предложить разного рода предложения для повышения загрузки своих гостиничных предприятий, например, для повышения срока пребывания, а также предлагалась сдача номеров в качестве офисов. При этом были разработаны и реализованы такие мероприятия при отмене карантинных мероприятий, как совершение в северную столицу туров выходного дня, либо на срок 2-3 дня, что позволило привлечь достаточно большое число туристов из Москвы и Московской области.
Если рассматривать средний тариф санкт-петербургского гостиничного рынка, то он составил 5,2 тыс. руб., хотя в 2019 году он составлял более 9 тыс. руб. На это также оказало влияние и отмена наращивание гостиницами тарифа в два с половиной раза, что привело к снижению показателя за первое полугодие на 45%. Доходность на один гостиничный номер в Санкт-Петербурге составил 1,3 тыс. руб., что является ниже показателя 2019 года на 78%.
Первое полугодие 2020 года оказалось сложным и для Сочи, поскольку на курорте в апреле-мае не функционировала большая часть гостиниц и отелей, а санатории оказались закрытыми на период с 28 марта по 1 июня, после чего все здравницы не смогли открыться. Однако на курорте не наблюдался рост спроса, поскольку на территории края продолжают сохраняться ограничения Роспотребнадзора. Период июль-август для курорта стали более успешными, поскольку было открыто большая часть курортно-санаторных организаций, а повышение спроса со стороны туристов позволили повысить тарифы больше чем на 50%.
Горный кластер курорта был загружен первую половину года на 40%, что составляет падение на 35% по сравнению с прошлым годом. При этом и такой показатель включил в себя вполне успешные месяцы – январь и февраль, а с апреля по июнь загрузка упала практически до нуля. Если рассматривать прибрежный кластер, то общая загрузка за полугодие составила только 29%, что ниже прошлогоднего показателя на 43%.
При этом прогнозируется, что при самых благоприятных сценариях развития ситуации с пандемией на восстановление нормальной деятельности гостиниц и отелей понадобиться период, превышающий шесть месяцев. Тем самым на сегодняшний день на первый план выходит задача поиска путей из кризиса.
В целом ситуация такова, что гостиничные предприятия израсходовали те финансовые ресурсы, которые были у них накоплены в предыдущие периоды. Поэтому они, как правило, ожидают финансовой поддержки от государства. В качестве такой поддержки называются следующие меры: отсрочка платежей по аренде земли и налогам, введение моратория на банкротство гостиничных предприятий. При этом данные мероприятия должны распространяться не только на средний и малый бизнес, но и крупные гостиничные предприятия. В отношении столичных гостиниц и отелей были предложены правительственные субсидии, направленные на использование гостиничных номеров с целью временного размещения в них трудовых мигрантов, которые не имеют возможности вернуться домой, а на территории России они остались без работы. Обоснованием такой программы стала месячная оплата номера гостиницы в 25 тыс. руб., а выручка гостиницы идет на выплату заработной платы гостиничному персоналу и обслуживание кредитных и других долговых обязательств.
В качестве одной из трудностей выступил перевод существенной части сотрудников на удаленный или вахтовый режим работы. Как правило, основной штат любой гостиницы или отеля составляют администраторы, горничные и повара, которые не могут обслуживать туристов из дома. Поэтому в условиях пандемии сотрудники были просто отправлены в отпуска с сохранением 75% оплаты от оклада.
Таким образом, в условиях неопределенности в отношении возобновления карантинных мероприятий, снижения загрузки, отмены массовых мероприятий и снижения числа туристов, гостиничные предприятия должны понять, как дальше функционировать в них. Необходимо разработать основные направления тактики выживания гостиничных предприятий, которым просто необходимо иметь план действий на случай наступления чрезвычайных ситуаций, которые гостиница или отель смогут реализовать в кратчайший срок:
1) не предлагать повсеместно сниженные цены на проживание, поскольку это может еще больше осложнить финансовое состояние гостиничного предприятия, и оно будет более длительный срок выходить из кризисного состояние. Поэтому необходимо разумно подходить к политике снижения цен и ограничения размера скидок;
2) для сохранения текущего потока туристов, а также привлечения новых, необходимо продолжать разрабатывать маркетинговые мероприятия;
3) эффективным может стать работка гостиничных предприятий с небольшими сегментами рынка, которые являются менее чувствительными к ценовой политике гостиницы. При этом необходимо изучать новые способы продвижения своего продукта;
4) осуществление поиска доходных источников внутри гостиницы, к которым относятся питание, дополнительные услуги, SPA. Руководство гостиничных предприятий имеют возможность диверсифицировать в собственный бизнес вместо ориентации на какой-либо географический сегмент или только одно направление;
5) ценность для клиента гостиницы представляет пакетное предложение, которые предполагают наличие новый путем их продаж, например, пакеты для романтических выходных, ценовые предложения для выходного дня. Данные специальные предложения должны содержать для гостей гостиниц дополнительную ценность – SPA-процедуры, питание; а также предложения для повторного обращения гостя в этот отель, например, бесплатная дополнительная ночь;
6) сокращение гостиничных расходов должно происходить в тех зонах предприятия, которые оказывают на имидж гостиницы и обслуживание в ней гостей наименьшее влияние. С учетом того, что туристы являются достаточно чувствительными к любым изменениям, то гостиница не может снизить существующие стандарты, а только добавлять дополнительную ценность.
Тем самым можно сделать вывод о том, что гостиничные предприятия должны не только прогнозировать возможные риски наступления непредвиденных событий и планировать в соответствии с этим свои будущие расходы, но также при наступлении таких непростых условий, как пандемия, стараться не впадать в панику и грамотно планировать свою ценовую политику, систему скидок, маркетинговые мероприятия, чтобы по окончании непростого периода суметь сохранить свой имидж, гостиничный персонал и финансовую стабильность.