Статья:

Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №32(125)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Мурзакова Е.С. Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 32(125). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/125/78260 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Детско-родительские отношения в семьях детей с задержкой психического развития

Мурзакова Екатерина Сергеевна
магистрант Алтайского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Барнаул

 

Аннотация. Проведенное исследование посвящено изучению детско-родительских отношений в семьях детей с задержкой психического развития (ЗПР). Представлены результаты анализа взаимоотношений между членами семьи и ребенком с ЗПР. Выявлен тип воспитания в семьях; определены основные факторы, влияющие на тип детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими задержку психического развития.

 

Ключевые слова: детско-родительские отношения, задержка психического развития (ЗПР), факторы риска, тип воспитания.

 

Актуальность. Рассматривая актуальную ситуацию в мире, следует говорить о том, что тенденция возрастающего количества детей с задержкой психического развития становится все более ощутимой и тревожной [2, 3, 4, 6, 9].

Обращаясь к результатам и анализам исследований авторов изучающих данную проблематику, имеется возможным сделать умозаключение о том, что развитие и формирование личности ребенка, в большей степени зависит именно от той среды, в которой он находится.  Исходя из этого определения, можно сделать вывод о том, что ребенок большую часть своего времени находится в семье, и именно семья определяет дальнейшие трансформации и развитие ребенка.  Рассматривая аспект устройства и функционирования семейной ячейки, следует отметить тот факт, что зачастую появление в семье ребенка с определенными особенностями развития, в частности с задержкой психического развития, привносить некую дезорганизацию в функционирование семьи, а также может менять ее основные устои, и изменять уклад, который был организован и приобретен в течении продолжительного времени.

Проблематика, имеющая тенденцию к возрастанию, конечно же привлекала,  привлекает многих специалистов различных отраслей. Конечно же, психология в данном случае не является исключением. Специалисты в области психологии и педагогики отмечали, что взаимосвязь детско-родительских отношений является определяющей во многих факторах развития и воспитания ребенка, а также и самого устройства семьи. На сегодняшний день детско-родительские отношения имеет особую актуальность, в частности при рассмотрении таких аспектов семейного воспитания, как психологическое и физиологическое благополучие детей, не только в рамках социума, но и непосредственно семьи.

Анализируя работы современных авторов, наблюдается некая тенденция, в ходе которой рассматривается взаимосвязь психологического, эмоционального благополучия в семье на формирование личностных установок, а также непосредственного влияния на эмоциональный и психологический фон детей с задержкой психического развития.

Целью исследования – анализ особенностей детско - родительских отношений в семьях детей с задержкой психического развития.

Объект  исследования – феномен  внутрисемейных отношений  в семьях  детей  с ЗПР.

Предмет  исследования – особенности детско-родительских  отношений в семьях детей с ЗПР.

Материалы и методы. Исследование  проводилось  на базе Комплексного центра социального обслуживания  населения г. Барнаула, филиал по Ленинскому району.

В исследовании  принимали  участие дети в возрасте 2-4 лет,  задержка  психического развития  у которых в соответствие с анамнестическими и электрофизиологическими данными, а также их родители [5]. Необходимо отметить существенный факт, что ранний возраст является предметом рассмотрения и анализа различных ученых, связано это с тем, что именно в раннем возрасте у ребенка закладываются наиболее важные и фундаментальные способности, а именно познавательная активность,  любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. И конечно же именно детско -родительские отношения оказывают наибольшее влияние на становление данных аспектов. Именно психоэмоциональное состояние семьи, может оказать как благотворное, так и негативное влияние на становление личности ребенка.

Методики и технологии, используемые в ходе исследования. В ходе исследования были проведены различные методики, как с детьми, так и с взрослыми, а именно методика «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой; Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)

Результаты  и обсуждение. В ходе исследования по методике «Эмоциональной идентификации Е.И. Изотовой.» , принимало участие 8 детей с диагнозом задержка психического развития. Проведение и результаты данной методики должны были показать, насколько эмоциональное благополучие в семье, а так же непосредственно детско-родительские отношения влияют на самих детей и их психоэмоциональное и физиологическое развитие. Данная методика направлена на то, чтобы  выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации. Анализируя полученный материал в ходе проведенного исследования, особо важно было сделать вывод, о том насколько дети с задержкой психического развития способны адекватно воспринимать эмоции окружающих, в том числе родителей. Всегда ли правильно дети воспринимают то что видят? Смогли ли родители преподнести свои эмоции, так чтобы они были понятны. Исходя из полученных данных, имеется возможным сделать вывод, что 6 из 8 детей (80%) , не имели затруднений в ходе выполнения данной методики. Они могут в той или иной мере адекватно воспринять окружающие их обстоятельства. Еще 2 (20%)  ребенка имеют трудности с распознаванием эмоций, с ними необходима дополнительная работа и консультация психолога.

Следующим шагом было проведение методики «Диагностика самоактуализации личности методика А.В. Лазукина в адаптации Н.Ф. Калина (САМОАЛ)». Данная диагностика необходима для того, чтобы выявить ощущение эмоционального благополучия у родителей, воспитывающих детей с задержкой психического развития. В заполнении данного опросника принимало участие 4 родителя. Каждому из родителей предлагалось ответить на вопросы, позже результаты интерпретировались в соответствии со шкалами «благополучия», рассматривая каждую шкалу отдельно имеется возможным прийти к выводу, что 100% опрошенных родителей проживают сложившуюся с ними ситуацию «здесь и сейчас», никто из респондентов живет прошлым или будущим. Следующим фактором, хотелось бы отметить, что 90% опрошенных ориентируются на общепринятые ценности, и лишь только у 10% наблюдается отклонение от нормы.  У 100% респондентов отмечается склонность к гармоничным межличностным отношениям, в том числе и детско – родительским. У 90 % респондентов отмечается способность к сочувствию и сопереживанию, в том числе и к своему ребенку. У 10% опрошенных данная способность нарушена. У 50 % респондентов выявляется проблематика в ходе принятия себя, а именно недовольство собой и окружающими обстоятельствами.

Анализируя полученные данные в предыдущем пункте, имеется возможным сделать вывод о том, что эмоциональное состояние и развитие ребенка с задержкой психического развития напрямую зависит от эмоционального благополучия в семье и эмоционального настроя родителей.

Исходя из результатов методик проведенных в ходе данного исследования обнаруживается, что дети получившие неудовлетворительные результаты по методике «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой, проживает в семье, где один из родителей исходя из проведенной методики «Диагностика самоактуализации личности», имеет некие психологические и внутренние проблемы. Родитель в данной семье эмоционально напряжен, встревожен, что естественным образом отражается на ребенке и его поведении. Дальнейшее усугубление такой ситуации может привести к тому, что ребенок будет иметь серьезные проблемы во взаимодействии со сверстниками, в учебе и личностном общении.

Исходя из этого, имеется возможным сделать некоторые выводы:

1. Существует ряд аспектов и условий, которые непосредственно влияют на детско – родительские отношения, а именно особенности характера и личности родителя, эмоциональная зависимость ребенка и родителя, эмоциональная атмосфера в семье, непосредственная компетентность родителя в воспитании ребенка с задержкой психического развития.

2. Тенденция к возрастанию количества детей с задержкой психического развития, обуславливает некоторую потребность в создании  и продвижении доступных профилактических мероприятий, с целью улучшения и устранения данных психологических проблем. В данной ситуации одинаково важна как роль психолога, так и родителей, которые должны быть компетентными в данном вопросе воспитания.

3. Направляющей в данном процессе, должна являться консультативная и коррекционная помощь психолога. Данная работа должна одинаково распространяться как на детей с задержкой психического развития, так и на их родителей, так как в детско – родительских отношениях всегда присутствуют несколько сторон, и работа должна вестись по всем направлениям.

 

Список литературы:
1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М. : Издательский центр Академия, 2006. – 320 с.
2. Акмамбетов, Г.Г. Проблема эмоционального развития личности /Г.Г. Акмамбетов.–М.: Логос, 2012.–258с.
3. Артемьева, Т.И. Развитие личности и ее способностей / Т.И. Артемьева.–М.: АСТ, 2012.–196с
4. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития  детей /Под ред. К.С. Лебединской – М.: Логос, 2012. – 125 с.
5. Бадалян, Л. Память и нервно психическое развитие / Л. Бадалян, А. Миринов // Дошкольное воспитание. – 1976. - №4. - с. 23- 31.
6. Бабанский, Ю.К. Педагогика : Курс лекций /Ю.К. Бабанский. – М.: Инфра–М, 2011.–236с.
7. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: учебное пособие /Л.Н. Блинова– М.: НЦ ЭНАС, 2014. – 136 с
8. Божович Л.И. Проблемы формирования личности  / Л.И. Божович. – М. : Просвещение, 2004. – 349 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – СПб: Питер, 2011. – 400 с
10. Большой психологический словарь  / Б.Г. Мещеряков, В.Г. Зинченко. – М. : АСТ, 2009. – 633 с.
11. Болотина, Л.Р. Педагогика : Учебное пособие для педагогических институтов /Л.Р. Болотина. – М.: Академия, 2012.–248с.