ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ И УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Статья посвящена исследованию сформированности адекватной самооценки и уверенности в себе у младших подростков.
Ключевые слова: самооценка, адекватность, уверенность, младшие подростки.
Чувство нестабильности и незащищенности, переживание эмоционального дискомфорта в современном обществе, расхождение между уровнем самооценки и притязаниями, низкий уровень уверенности в себе – эти и другие факторы оказывают влияние на формирование тревожности, нерешительности и стресса [1, с. 227].
Наиболее острые динамические последствия этой проблемы отражаются в подростковом возрасте. Это связано со многими психологическими особенностями подростков. Именно в подростковом возрасте формируется Я-Идентичность. Стремление обучающихся к самоактуализации, критическое осмысление окружающего, становление образа Я и «внутренней позиции» личности, и при этом высокая значимость межличностных отношений со сверстниками влияют на самооценку подростка и его уверенность в себе.
Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено.
В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы [5, с. 239].
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка [2, с. 93].
Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам [3, с. 37].
Самооценка влияет на уверенность в себе. Уверенность – чувство защищенности, веры в свои силы. А это в свою очередь проявляется в том, как подросток ведет себя в жизни, добивается ли целей, готов ли пробовать новое, несет ли ответственность за свои поступки и т.д. [4, с. 461].
Многочисленные исследования показывают, сколь важна адекватная самооценка и уверенность в себе для развития личности, взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Было проведено исследование о состоянии сформированности адекватной самооценки и уверенности в себе у подростков. Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка» г. Магнитогорска в 6-х классах. Выборку составили 48 человек. Возраст испытуемых 11-12 лет.
Для экспериментального исследования были выбраны следующие методики:
- Методика исследования самооценки личности С. А. Будасси.
- Методика исследования самооценки Т. В. Дембо- С.Я. Рубинштейн.
- «Шкала самоуважения» М. Розенберга.
- Тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромек.
Математико-статистические: Т-критерий Стьюдента.
Участниками исследования стали ученики шестых классов МОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка» г. Магнитогорска. Общее количество испытуемых 48 человек: по 24 человека в контрольной и экспериментальной группах.
В результате исследовании по указанным выше методикам были получены следующие экспериментальные данные.
Результаты исследования в 6-х классах по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси представлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Результаты исследования на констатирующем этапе по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси
В результате наблюдались одинаковые значения в каждой (контрольной и экспериментальной) группе: по 14 (58,4%) школьников с адекватной самооценкой, по 8 (33,3%) школьников с заниженной самооценкой, по 2 (8,3%) подростков с завышенной самооценкой.
Результаты исследования по методике исследования самооценки Дембо-Рубинштейн на рисунке 2.
Рисунок 2. Результаты исследования на констатирующем этапе по методике исследования самооценки Т. В. Дембо-С.Я. Рубинштейн
В результате наблюдались одинаковые значения в каждой (контрольной и экспериментальной) группе: по 3 (12,5%) подростка с завышенной самооценкой. В экспериментальной группе: 8 (33,3%) школьников с заниженной самооценкой, 13 (54,17%) подростков с адекватной самооценкой. В контрольной группе: 7 (29,16%) школьников с заниженной самооценкой, 14 (58,34%) подростков с адекватной самооценкой.
Результаты исследования по методике «Шкала самоуважения» М.Розенберга представлены на рисунке 3.
Рисунок 3. Результаты диагностики самоуважения подростков на констатирующем этапе по методике исследования «Шкала самоуважения» М. Розенберга
Наблюдались одинаковые значения по 18 (75%) подростков со средним уровнем самоуважения в каждой (контрольной и экспериментальной) группе. В экспериментальной группе: 4 (16,67%) школьников с низким самоуважением, 2 (8,33%) подростка с высоким самоуважением. В контрольной группе: по 3 (12,5%) подростка с низким и высоким самоуважением.
Результаты исследования по методике тест «Уверенность в себе» В.Г.Ромек представлены на рисунках 4 и 5.
Рисунок 4. Результаты диагностики уверенности подростков экспериментальной группы на констатирующем этапе по методике тест «Уверенность в себе» В.Г. Ромек
Рисунок 5. Результаты диагностики уверенности подростков контрольной группы на констатирующем этапе по методике тест «Уверенность в себе» В.Г.Ромек
В экспериментальной группе: по шкале «уверенность в себе» 5 (20,83%), 15 (62,5%), 4 (16,67%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно; по шкале «социальная смелость» 10 (41,66%), 13 (54,17%), 1 (4,17%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно; по шкале «инициатива в социальных контактах» 7 (29,17%), 17 (70,83%), подростков с низкими и средними показателями соответственно. В контрольной группе: по шкале «уверенность в себе» 3 (12,5%), 17 (70,83%), 4 (16,67%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно; по шкале «социальная смелость» 8 (33,33%), 13 (54,17%), 3 (12,5%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно; по шкале «инициатива в социальных контактах» 6 (25%), 17 (70,83%), 1 (4,17%) подростков с низкими, средними и высокими показателями соответственно.
Для анализа результатов диагностики был применен t-критерий Стьюдента. В результате получились следующие значения t-критерия Стьюдента: по методике исследования самооценки личности С. А. Будасси 0,125; по методике исследования самооценки Т. В. Дембо- С.Я. Рубинштейн 0,324, по «Шкале самоуважения» М. Розенберга 0,633, по тесту «Уверенность в себе» В.Г. Ромек по шкале «уверенность в себе» 0,237, по шкале «социальная смелость» 1,326, по шкале «инициатива в социальных контактах» 0,322. Для выборки 48 человек статистически значимые различия при: р>0,05=2,013; р>0,01=2,687. Так как значения t-критерия Стьюдента меньше 2,013, это свидетельствует о незначимом различии между контрольной и экспериментальной группах.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что у большинства (больше 50%) младших подростков в исследуемой выборке наблюдается адекватная самооценка и средний уровень уверенности в себе.