Статья:

Основные детерминанты девиантного поведения подростков

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(126)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Халилова А.Г. Основные детерминанты девиантного поведения подростков // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 33(126). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/126/78548 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные детерминанты девиантного поведения подростков

Халилова Альфия Габдулловна
магистрант, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара
Ярушкин Н.Н.
научный руководитель, д-р психол. наук, профессор кафедры общей и социальной психологии, Самарский государственный социально-педагогический университет, РФ, г. Самара

 

Аннотация. В статье раскрываются основные причины формирования девиантного поведения у подростков. Раскрываются биологические причины девиантного поведения, которые заключаются в генетической предрасположенности, физиологии, наличие заболеваний. Социальные причины вскрывают условия неправильного воспитания, нарушенные отношения со сверстниками, зависимое поведения. Психологические причины кроются в индивидуально-личностном развитии подростка: низкая самооценка, агрессия, нарушенная коммуникация не только в семье, но и в среде сверстников. Описана роль семьи в формировании девиантного поведения подростка, обобщен опыт исследований не только отечественных, но зарубежных исследователей по данному вопросу.

Abstract. The article reveals the main reasons of formation of deviant behavior in adolescents. Reveals the biological causes of deviant behavior, which is to geneticheskoi predisposition, physiology, the presence of diseases. Social causes reveal conditions improper upbringing, broken relationships with peers, dependent behavior. Psychological causes rooted in the personal development of adolescents: low self-esteem, aggression, disturbed communication within the family and among peers. Describes the role of family in the formation of deviant behavior of the teenager experience of examinations not only domestic, but foreign researchers on the issue.

 

Ключевые слова: девиантное поведение; подростковый возраст; детерминанты девиаций; биологические, социальные и психологические причины девиантного поведения.

Keywords: deviant behavior; adolescence; determinants of deviance; biological, social and psychological causes of deviant behavior.

 

Постановка проблемы. В постоянном изменении находятся все системы человечества, в том числе и нормативные. Изменениям подвержены, как и сами нормы, так и отношение общества к ним. От норм, установленных обществом, можно отклоняться, что является естественным, также, как и следовать им. Отношение к нормам, характеризующиеся собой отклонением от установленные правил, выражается в девиантным поведением, противоположное поведение – конформизм, другими словами, полное абсолютное принятие норм.

Для общества характерно стремление в подавление нежелательных форм поведения. Любые значительные отклонения от ранее установленных обществом правилам, как и в положительную, так и в отрицательную сторону, вносили дестабилизацию в обществе, а наиболее преемственное состояние – стабильность, отцеживающаяся всегда превыше всего.

В последнее время тенденция развития девиантного поведения, понимаемое, как нарушение социальных правил, среди детей подросткового возраста приобретает массовый характер. Этим и обосновывается актуальность данной проблемы.

Изучение психологических детерминант развития девиации у детей подросткового периода позволит выявить основные тенденции и механизмы функционирования и развития девиантного поведения, а также поможет нам лучше понять природу этого явления.

Проблему девиации рассматривали такие учёные, как Адлер А., Выготский Л.С., Гилинский Я.Н., Еникеев М.И., Комлев Ю.Ю., Коэн А., Куликов Л.В., Майерс Д., Менделевич В.Д., Мухина В.С., Райгородский Д.Я., Росс Л., Эриксон Э., Фромм Э. и другие.

Целью статьи является теоретическое обоснование связи детерминант, которые влияют на склонность к девиантному поведению у подростков.

Изложение основного материала исследования. В психологическом словаре термин девиантное поведение формулируется как совокупность поступков и/или действие, которые нарушают общественно принятые моральные нормы, правила, ценности и принципы. Данное поведение наносит не только социальный вред, но также психологический, моральный, физический. Так же девиантное поведение определяется, как система поступков, или же отдельный поступок, которые противоречат общественно принятым нормам и правилам поведения. Они проявляются в дестабилизации психических процессов, нарушении процесса самоактуализации и уклонении контроля собственного нравственно-эстетического поведения [4, с.12].

Детерминант – это любое причинное или предшествующее условие, или средство. Изучая девиацию, под детерминацией следует понимать совокупность факторов, которые вызывают, провоцируют, усиливают или поддерживают отклоняющееся поведение [4, с.73].

Система «общество – личность» функционирует одновременно на нескольких уровнях: геофизическом, макрообщественном, социально – групповом, микросоциальном, индивидуально – личностном, психофизиологическом. Детерминирующие факторы действуют на различных уровнях социальной организации, в которой личность является одной из подсистем.

Для девиантного поведения характерно его проявления с самого раннего возраста. Группы факторов данного поведения можно выделить следующие:

•  Внешние социальные условия;

•  Внешние условия физической среды;

•  Внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки;

•  Внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

Клейберг Ю.А., Алимханова Т.Р., Мисько А.В. выделяют только три основных фактора: социальный, биологический и психологический.

Известно, что неблагоприятная психологическая атмосфера в семье является важным фактором формирования преступного поведение у подростков. Родитель своей поддержкой и контролем должен помогать предотвратить вовлечение детей в противоправную деятельность.

Родительская модель поведения также оказывает большое влияние на поведение детей. Риск возникновения девиантного поведения у ребенка увеличивается в следующих случаях: неполные семьи, развод, ссоры между родителями, асоциальные семьи, враждебные взаимоотношения в семье. Девиантное поведение можно рассматривать как слепок социальных отношений в обществе. Также важнейшим фактором для формирования поведения ребенка является не только семейное воспитание, но и школьное. Большая часть преступлений совершается под воздействием внешних причин, однако в некоторых случаях имеет место быть прямое или косвенное влияние биологических факторов [10, с. 24].

Биологический фактор включает в себя физиологические особенности подростка, то есть неустойчивость жизненно важных факторов систем организма. Таким образом, биологическое объяснение, включает генетическую основу человека, особенности обменных процессов, специфику высшей нервной деятельности, отклонения или патологии в соматическом или нервно-психическом развитии, не учитывает тех индивидуальных случаев, когда физические признаки «свидетельствуют» о возможной девиации, а в реальной жизни этого не наблюдается. Болезни, которые приводят к отклонению в поведении, были описаны в 19 веке. Некоторые из них это: хорея, меланхолия, невроз характера, социо-аффективный психоз. Итальянский тюремный врач Чезаре Ломброзо, считавший, что биологический склад человека связан с предрасположенностью к определенному типу поведения, выявил связь между криминальным поведением и определенными физиологическими особенностями. Так, «криминальный тип» есть результат деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции. Для такого типа характерны такие черты как: скошенный лоб, выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженная чувствительность к боли.

Э. Кречмер, У. Шелдон считали, что определенное строение тела означает присутствие характерных личностных черт.

Психологический фактор включает в себя такие параметры как, особенности темперамента, акцентуации характера, приводящие к повышенной внушаемости, быстрому усвоению асоциальных установок, склонности к уходам от трудных ситуаций или полное подчинение им. Пот термином темперамент следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека. Данные свойства одинокого проявляются в различной деятельности человека в независимости от ее содержаний, целей и мотивов. Они остаются постоянными в зрелом возрасте, и во взаимосвязи характеризуют тип темперамента. Конкретные проявления типа темперамента разнообразны [7, с. 16]. Они заметны как во внешней манере поведения, так и проявляются во всех сторонах психики, особенно в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностей речи и т.п. В современном мире наука располагает достаточным количеством фактов, для того чтобы показать полную психологическую характеристику всех типов темперамента по определённой программе. Для составления психологических характеристик традиционных четырёх типов, следует выделить основные свойства темперамента:

Сензитивность характеризуется наименьшей силой внешних воздействий, необходимых для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скоростью возникновения этой реакции.

Реактивность определяется степенью непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, резкий тон, даже звук).

Активность – это параметр, свидетельствующий о энергичности интенсивности воздействия индивидуумом на внешний мир и преодолениям препятствия в достижении целей (настойчивость, целенаправленность, сосредоточение внимания).

Если соотнести реактивность и активность, то можно определить от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (настроения, случайные события) или от целей, намерений, убеждений.

Под пластичность и ригидность подразумевается насколько легко и гибко индивид может приспособиться к внешним воздействиям (пластичность) или насколько инертно и косно его поведение.

Темп реакций характеризует скорость протекания различных психических реакций и процессов, темп речи, динамика жестов, быстрота ума.

Также можно выделить два типа личности в зависимости от реакции и деятельности человека, это экстраверсия и интроверсия. Если, от внешних впечатлений, которые возникают в настоящий момент, то экстраверт. Либо если впечатление от образов, представлений и мыслей, которые связанны с прошлым и будущим, то это интроверт.

Для эмоциональной возбудимости характерно то, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Я. Стреляу учитывая все перечисленные свойства, дает психологические характеристики основных классических типов темперамента:

Сангвиник – индивид, у которого повышенная реактивность, но при этом активность и реактивность у него в норме.

Холерик, как и сангвиник, отличается низкой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность гораздо преобладает над активностью, это обуславливает его необузданность, несдержанность, нетерпеливость и вспыльчивость [3, с. 64].

Флегматик обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью.

Меланхолик имеет высокую чувствительность и малую реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод взывает у него слёзы, он чрезвычайно обидчив и болезненно чувствителен.

В период, когда происходит становление характера, его типологические особенности, которые еще не сглажены и не затушеваны жизненным опытом, выявляются так ярко, что могут напоминать психопатии, т. е. патологические аномалии характера. С взрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».Типы акцентуаций характера достаточно сходны и частично имеют схожесть с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда «акцентуированная личность». Однако будет правильнее говорить об «акцентуациях характера». Акцентуации характера ‒ это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим [7, с.1 9].

В зависимости от степени выраженности выделяют две степени акцентуации характера ‒ явная и скрытая. Явная акцентуация ‒ это степень крайнего варианта нормы. Она характеризуется наличием достаточно постоянных черт определенного типа характера. Для того что бы распознать этот тип нужно тщательно собрать анамнез, сведения от близких, непродолжительное наблюдение, особенно в среде сверстников, а также результаты экспериментально-патохарактерологической оценки с помощью диагностического опросника.

Скрытая акцентуация. Эта степень можно отнести не к крайним, а к обычным вариантам нормы. В обыденной жизни и привычных условиях, черты определенного типа характера выражаются слабо или не проявляются вовсе [1, с. 318]. Даже при длительном наблюдении, разносторонних контактах и детальном ознакомлении с биографией четкое представление об определенном типе характера составить сложно.

А.Е. Личко советский психиатр, выделил известные типы акцентуации характера [8, с.51]. В связи с акцентуацией характера появляется избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий это можно наглядно рассмотреть на гипертимном типе подростков.

Характерной чертой гипертимного типа подросткового возраста является почти всегда хорошее, даже слегка приподнятое настроение. Лишь в редких случаях прекрасное настроение может омрачиться из-за вспышки гнева и раздражения, которые были вызваны противодействием окружающих, и стремлением подчинить своей воли. Реакция эмансипации сильно сказывается на поведении: такие подростки рано проявляют самостоятельность и независимость. Также для подростков данного типа характерно, что они плохо переносят строго регламентированный режим, контроль и жесткую дисциплину. Они крайне бурно реагируют на гиперпротекцию со стороны родителей и педагогов, которая выражается опекой, нравоучениями и наставлениями. Гипертимные подростки не теряются в трудных ситуациях, они могут проявить находчивость, умеют ловчить и изворачиваться. Для них характерно пренебрежение правилами и законами, потому что относятся к ним очень легкомысленно. Сами того не замечая могут не проглядеть грань между дозволенным и запрещенным. Гипертимный тип встречается, как правило, в виде явной акцентуации [1, с.51]. На ее фоне могут возникать острые аффективные реакции и ситуативно обусловленные патологические нарушения поведения (ранняя алкоголизация, токсикоманическое поведение, эмансипационные побеги и т.п.). Выводы. Таким образом, следует подчеркнуть, что подростки, у которых имеются акцентуации характера, составляют группу повышенного риска развития расстройств психического здоровья. Это обусловлено связью с их уязвимостью к определенным пагубным влияниям среды или психических травм. Являясь крайними вариантами нормы, акцентуации характера выступают как фактор, повышающий риск развития психогенных нервно-психических расстройств или расстройств поведения. Результатом неблагоприятной социализации таких подростков может стать отклоняющееся поведение.

 

Список литературы:
1. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства /Ю.А. Александровский. – М.: Медицина, 2000. – 496 с.
2. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков. Комплексная оценка на этапах возрастного психологического развития// Российский психиатрический журнал, 2000. – № 2. – С. 11-24.
3. Ениколопов, С.Н. Понятие агрессии в современной психологии // Прикладная психология. – 2001. – № 2. – С.60–72.
4. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2007. – 288 с.
5. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. Пособие; 2-е изд. – М.: Академия, 2004.
6. Книжникова С.В. Девиантология для педагогов и психологов. Краснодар: Экоинвест, 2013. – 364 с.
7. Леонгард К. Акцентуированная личность. – М, 1968.
8. Личко А.Е. Психотерапия при психопатиях у подростков // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. – Т.: Медицина, 1985. – С.484-506.
9. Шаталов Е.А., Малаева Л.О. Преступность среди несовершеннолетних: влияние семьи / // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по материалам междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2015. – С. 44-51.
10. Шурыгина И. И. Девиантное поведение: методология и методика исследования. – М.: РЕГЛАНТ, 2004.