ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(264)
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД КРИЗИСА СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ
Аннотация. На основе анализа отечественных и зарубежных исследований выделены, теоретически и эмпирически обоснованы психологические критерии понятия самоактуализации личности, показаны различные направления в психологии, и исследования авторов на эту тему. Тема статьи была определена на основе анализа противоречия между различностью понимания и своеобразия понятия "самоактуализация" и неразработанностью данной проблемы в отечественной психологии.
Проблема жизненного пути личности является актуальной и недостаточно изученной. В ее список входят структуры психологических циклов, фаз или критических периодов; структура жизненных путей различных личностей: психологические этапы (или их части), фазы и т,д.
Кризис можно охарактеризовать как явление в жизни личности, где противоборствуют две тенденции: разрушаем старое и мешающее вместе с созиданием нового прекрасного. Кризис характеризуется присутствием мощного сопротивления ушедшего и тревоги по поводу неизвестного, еще не изведанного.
Некоторые авторы считают, что кризис возникает с острого события. А. жизненные события могут трактоваться как ведущие к кризису в том случае если они создают актуальную или потенциально опасную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей человека. Происходящие в теории критические события рассматриваются как запускающие механизм развития кризиса. В данном случае границы кризиса становятся более ощутимыми и определенными.
Обычно критические этапы характеризуют как период высокой уязвимости, пересмотра ценностей и внутреннего метания. Одновременно с этим некоторые исследования показывал, что именно после разрешения кризисов у человека наступал приток сил и стремительный захват новых сфер деятельности, растёт мотивация к достижению целей. Кризис середины жизни, как часть формирования личности понимается в трудах великих психологов и психотерапевтов экзистенциально-гуманистического направления: К. Ясперса, Р. Ассаджиоли ̧ В Франкла,, А Маслоу, Э Эриксона'. Самореализация охватывает собой весь жизненный путь личности. В сфере профессиональной самореализации человек может раскрыться и показать свои навыки, а также личные качества. Процесс самоактуализации личности (А.Маслоу) препровождается полным рядом трудностей, усугубляющих свободное достижение личностно совершенной «состояния эффективности» («Эго-идентичности») и истинного лика сущности. Кризисные ситуации – значимое место в профессиональной самореализации личности. Первостепенным и решающим свойством личностной зрелости является осознание себя субъектом жизни, в момент когда внешняя событийность со своими противоречиями сопрягается ей с ценностями самореализации через самоопределение. Ролевые кризисы, испытываемые личностью могут обеспечить возможность обретения ею новой целостности и актуальных смыслов. Это является необходимым требованием для самореализации личности. Умение учитывать психологические особенности и закономерности кризисных проявлений, которые возникают в ходе развертывания жизненного кризиса, помогает конструктивно их преодолевать. Мы рассмотрим разные подходы, которые сложились в психологии и развитии теории самореализации личности. Термин «самоактуализация» («самореализация») в трудах психоаналитиков практически не употреблялся, и вместе с тем рассматривалась мысль о том что невозможность применять свои таланты на практике может быть причиной неврозов. «Чем глубже вы погружаетесь в физиологию нервных заболеваний, тем отчетливее становится связь неврозов с другими проявлениями жизни человека». У А. Адлера было представление о стремлении личности к превосходству, как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности, охватывающую поиск смысла жизни стремление совершенствоваться себя свои способности повысить свою потенциальность. Согласно точке зрения А.Адлера «жить — значит развиваться». Для Адлера общество является препятствием для развития способностей, так как стремление к социальной адаптации – основной критерий внутреннего прозрения. Э.Э.Фром для определения самоактуализации употребляет термин «самореализация». У нормального человека есть способность к развитию, росту и продуктивности. .Э.Фромм утверждал, что в человеке заложен природный стимул к самореализации. В том числе, это относится к физическим и психическим способностям. По его мнению, ничто так не свидетельствует о бесполезности жизни как неврозы. Они являются следствием сражения двух способностей человека с противоборствующими силами природы. К.В своих работах К. Хорни употребляет термин «самореализация», подразумевая под этим развитие способностей, реализацию потенциальных возможностей и решение возникших проблем [164]. Концепция Хорни и Фромма по сути одинаковы. Согласно мнению Хорни, для того чтобы личность была в состоянии развивать свои потенции необходимо освобождение ее от внутренних ограничений. Согласно ее мнению, неврозу сопутствовала разница между возможностями личности и их реализацией. Полный ход концепция самоактуализации обрела в гуманистической психологии. Гуманистическая психология считает высшей целью изучения личность человека как неповторимую единую систему, которая может проявлять себя в любой момент. Навыки гуманистической психологии – оптимизм, вера в безграничные возможности человека и его потенциал развития. Лидерами гуманистической психологии являются К. Роджерс и А.. Маслоу.
Основополагающим мотивом поведению человека по мнению К. Роджерса является стремление к самоактуализации, то есть реализации своих способностей. К.К. Роджерс считает, что актуализация встречается не только у людей и животных но также относится ко всему живому