Статья:

Проблемы управления финансами в муниципальном образовании на примере г. Новый Уренгой

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Денискин А.С. Проблемы управления финансами в муниципальном образовании на примере г. Новый Уренгой // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/78753 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы управления финансами в муниципальном образовании на примере г. Новый Уренгой

Денискин Антон Сергеевич
студент, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск
Украинец Елена Павловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Южно-Уральский технологический университет, РФ, г. Челябинск

 

В современных кризисных условиях важнейшее значение имеет активное и гармоничное развитие всех территорий России. Решение данного вопроса требует обеспечения расходования бюджетных средств муниципалитетов исключительно в соответствии с приоритетами достижения экономической безопасности конкретного городского образования. При этом именно социальные показатели, стабильная обстановка в муниципалитете, снижение градуса демографических, миграционных и девиационных рисков, повышение занятости и активности всех слоев населения позволяет выявить тенденции к повышению социально-экономической безопасности. Основу для контроля и оптимизации должен составлять мониторинг использования муниципальных средств, с детализацией расходов по значимость выбора объектов и субъектов, звеньев в цепи решаемых задач, сочетания комплексного формирования доходов и распределения расходов с оптимизацией источников внешнего и внутреннего муниципального управления.

Местные бюджеты представляют собой финансовую базу органов местного самоуправления, выполняющих важную задачу в процессе социально-экономического развития муниципального образования, и особенно в условиях политических и экономических вызовов.

По большому счету, российская система межбюджетных отношений сформирована. Разработаны принципы и механизмы функционирования этой системы, законодательно установлены и разграничены полномочия и обязанности участников, за федеральным центром и территориями закреплены доходные источники, определены критерии предоставления межбюджетных трансфертов. Но в этой системе еще есть некоторые недостатки, которые следует устранить. Один из них: несоответствие позициям бюджетного федерализма, которое состоит в том, что у местных бюджетов должна существовать собственная надлежащая доходная база, а органы местного самоуправления обладают самостоятельностью в принятии и исполнении расходной части бюджета [1, с. 5].

Таблица 1.

Проблемы доходов и расходов местных бюджетов РФ и пути их решения

Проблемы доходов и расходов местных бюджетов в РФ

Пути решения проблем доходов и расходов местных бюджетов в РФ

Межбюджетные трансферты составляют большую долю от общих доходов

Сокращение межбюджетных поступлений путем формирования собственной оптимальной доход­ной базы

Дефицит местных бюджетов

Разделение доходов, т.е. устранение централиза­ции распределения и перераспределения доходов

Неодинаковая налоговая база среди всех уровней власти

Модернизация налоговых ставок в плане их от­числений на все уровни бюджетной системы

Несамостоятельность местных бюджетов

Увеличение прав органов местного самоуправ­ления

Недостатки федерального законодательства

Своевременное реформирование федерального законодательства для обеспечения стабильности экономического развития местных бюджетов

 

Рассмотрим основные проблемы и пути решения проблем на примере бюджета муниципального образования города Новый Уренгой.

Таблица 2.

Проблемы доходов и расходов бюджета г. Новый Уренгой и пути их решения

Проблемы доходов и расходов бюджета Новый Уренгой

Пути решения проблем доходов и расходов бюджета Новый Уренгой

Неполное применение принципов бюджет­ного федерализма

Обеспечение самостоятельности местного бюджета

Наличие муниципального долга

Обеспечение сбалансированности доходной и расходной частей и увеличение собствен­ных доходов

Несовершенная нормативно-правовая база

Развитие теоретических аспектов для даль­нейшего применения на практике

 

Таким образом, мы видим, что в местном бюджете города Новый Уренгой существуют некоторые проблемы доходов и расходов при достаточном размере финансовых ресурсов и возможности выбора модели ее дальнейшего перспективного развития.

Существующая система формирования местных бюджетов в Российской Федерации приводит к отсутствию заинтересованности муниципалитетов в проведении реальных реформ, направленных на повышение качества управления в общественном секторе и эффективности предоставления услуг населению. В сегодняшних условиях, когда наполняемость бюджетов практически полностью зависит от решений чиновников, распоряжающихся бюджетами высших уровней, органы местного самоуправления ориентированы только на выполнение указаний вышестоящих органов. Это полностью исключает реализацию собственных инициатив на местах. Существующая система скорее направлена на стимулирование муниципальных образований поддерживать исполнительскую дисциплину. Местные власти превращаются в расчетный орган, способный лишь принимать трансферты и направлять их на реализацию федеральных и региональных программ, оплату деятельности органов образования и здравоохранения, но не повышать эффективность расходования бюджетных средств [1, с. 3].

Можно выделить следующие преобразования, которые необходимо провести для повышения самостоятельности муниципальных образований:

1. Стоит сократить количество федеральных и региональных целевых программ, которые не позволяют местным органам власти принимать самостоятельные решения по реализации полученных средств. Это позволит местным руководителям самим определять приоритетные проекты развития муниципалитета, учитывая специфику управляемой территории.

2. Закрепить на территории всех субъектов прямые выборы глав муниципалитетов, с целью увеличения вовлеченности населения в местные политические процессы. Действующая на сегодняшний день система, когда главы избираются членами представительного органа муниципалитета, имеет существенные недостатки. Создаются условия для переизбрания неэффективных административных менеджеров на занимаемые должность путем воздействия на местных депутатов. Прямое голосование облегчает возможность снятия с занимаемой должности главы местной администрации, не удовлетворяющего местный электорат. Также, прямой контроль населения усложняет реализацию теневых коррупционных схем [1, с. 7].

3. Необходимо передать на уровень муниципалитетов те налоговые источники, поступления которых напрямую зависит от усилий органов местного самоуправления. В первую очередь это все налоговые сборы, отчисляемые малым бизнесом, который сейчас работает в условиях специальных налоговых режимов, а также часть налога на имущество организаций. Это будет стимулировать органы местного самоуправления разрабатывать программы поддержки малого бизнеса и оказывать содействие местному предпринимательству для увеличения налоговых поступлений в местный бюджет.

Всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что местное самоуправление сопровождается как позитивными явлениями, так и массой проблем, требующих безотлагательного решения. Это прежде всего слабая финансовая база муниципалитетов. К сожалению, анализ институциональных изменений, направленных на совершенствование местного самоуправления, в своих положениях не содержит такой ключевой момент, как улучшение финансовой основы.

 

Список литературы:
1. Барсуков, И.Е. Факторы конкурентоспособности российских регионов/И.Е. Барсуков, Л.Б. Касимов// Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 1. – № 1. – С. 65-68.
2. Бекмурзаева, Е.С. Региональная политика как механизм повышения конкурентоспособности региона/Е.С. Бекмурзаева// Наука в цифрах. – 2018. – № 1 (6). – С. 13-17.
3. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 2019. № 12. С. 5
4. Буренко А.А., Дмитриенко В.В. Влияние теневой экономики на отечественную экономическую безопасность// NovaInfo.Ru. – 2018. – Т. 1. – № 77.  –С. 163-168.
5. Глазьев С. Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны / С. Ю. Глазьев // Российский экономический журнал - 2017. -№1. - С. 5
6. Завадский В.В. Инновационное ре развитие муниципального ре образования // Муниципалитет: ре управление и экономика. – 2019. – №1.
7. Кокотов, А. Н. Муниципальное право России / А.Н. Кокотов, А.С. Саломаткин. - М.: Юрист, 2017