АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)
АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Ключевые слова: безработица, социально-экономическое развитие, экономика региона.
Демографическая ситуация в Свердловской области в 2021 году характеризуется следующими данными:
- родилось 43 004 детей (97,8% к уровню 2020 года);
- умерло 76 873 человек (114,1% к уровню 2020 года).
Естественная убыль населения составила 33 869 человек.
Численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости, на 1 января 2022 года составила 23 237 человек (на 01.01.2021 – 114 229 человек).
Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2022 года составил 1,10% (на 01.01.2021 – 5,39%).
В 2021 году среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области составила 47 107 рублей (110% к уровню 2020 года).
Заработная плата работников крупных и средних организаций Свердловской области в указанном периоде составила 51 513,9 рубля.
Проведем анализ положения на рынке труда и профессионального образования города Екатеринбурга.
В течение последних нескольких лет на городском рынке труда существует значительный спрос на высококвалифицированных специалистов.
Таблица 2.1.
Вакансии Центра занятости города Екатеринбурга [23]
№ п/п |
Вакансия |
Кол-во рабочих мест |
З/П, руб. |
Должности специалистов |
|||
1 |
Врач |
65 |
46000 |
2 |
Юрист |
4 |
35000 |
3 |
Бухгалтер |
5 |
32000 |
4 |
Ведущий инженер |
5 |
38000 |
5 |
Инженер |
33 |
35000 |
6 |
Менеджер |
26 |
39000 |
7 |
Преподаватель |
16 |
25000 |
8 |
Специалист |
16 |
27000 |
9 |
Инспектор |
36 |
31000 |
10 |
Мастер |
7 |
32000 |
Рабочие профессии |
|||
1 |
Комплектовщик |
64 |
37000 |
2 |
Водитель |
148 |
45000 |
3 |
Охранник |
59 |
31000 |
4 |
Дорожный рабочий |
9 |
42000 |
Уровень заработных плат по профессиям и количество вакансий представлен на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2. Уровень заработных плат по профессиям и количество вакансий [23]
Согласно рейтингу, размещенному на сайте центра занятости населения, наиболее востребованными являются следующие профессии:
Таблица 2.2.
Перечень наиболее востребованных профессий/должностей [23]
№ п/п |
Наименование профессии/должности |
Кол-во, ед. |
Средняя ЗП, руб. |
1 |
Начальник смены |
1 |
100000 |
2 |
Водитель автомобиля |
11 |
75000 |
3 |
Врач-педиатр участковый |
5 |
80000 |
4 |
Врач-терапевт участковый |
5 |
80000 |
5 |
Главный инженер проекта |
1 |
80000 |
6 |
Главный механик (в промышленности) |
1 |
80000 |
7 |
Главный механик (в прочих отраслях) |
1 |
80000 |
8 |
Заместитель главного бухгалтера |
1 |
80000 |
9 |
Врач |
9 |
70000 |
10 |
Повар |
1 |
75000 |
11 |
Бригадир на участках основного производства |
1 |
70000 |
12 |
Главный энергетик |
1 |
70000 |
13 |
Заместитель начальника отдела |
1 |
70000 |
14 |
Инженер по ремонту |
1 |
70000 |
15 |
Начальник производства |
2 |
70000 |
Учитывая данные показатели в центре занятости города проходят переподготовку от 1,8 % до 10 % соискателей с высшим образованием, которая фактически обесценивает знания и навыки, полученные в системе высшего профессионального образования. Выпускники обучаются по рабочим специальностям, которые не требуют большой квалификации.
Анализ регулирования рынка труда в г. Екатеринбург позволил выделить 4 основных группы обращений в службу занятости:
1. Молодежь 14 - 26 лет.
2. Уволенные по сокращению.
3. Выпускники образовательных организаций.
4. Инвалиды.
Кроме того, в городе Екатеринбург в сфере регулирования рынка труда имеют место следующие негативные моменты:
- в нарушение существующего законодательства работники некоторых отраслей, например, сельского хозяйства, получают заработную плату ниже утвержденного минимального размера, иногда получают с большим опозданием;
- отсутствие четкого механизма регулирования оплаты труда работников из- за отсутствия отдела нормирования труда и заработной платы работников на предприятиях и организациях города. Данный отдел должен заниматься упорядочением трудовых отношений - в области их регулирования, занятости и определения заработной платы и других компонентов.
Рассмотрим организационную структуру Екатеринбургского Центра занятости (рис. 2.3).
Рисунок 2.3. Организационная структура Центра занятости [22]
Структура относится к линейно-функциональному типу, функциональные обязанности четко распределены между отделами и соответственно, каждым сотрудником Центра.
Центр занятости работает с различными категориями граждан, выполняет полностью свой функционал. В течение длительного времени Центр оказывает помощь населению города. Для каждой категории граждан предусмотрен ряд мер, позволяющих успешно реализовывать политику занятости [22].
Конечно, огромная заслуга Центра занятости города в реализации программ муниципалитета по обеспечению, подготовке граждан к новой работе, поиски временной занятости, организации обучения и переобучения. Представим анализ внутренних особенностей работы Центра занятости, его сильные и слабые стороны, а также возможности внешней нестабильной среды, в условиях которой необходимо решать проблемы занятости населения города (табл. 2.3).
Таблица 2.3.
SWOT – анализ деятельности Центра занятости
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Поддержка местной администрации Реализация программы «Содействие занятости населения» Передвижной информационно- консультационный центр предоставления государственных услуг Объединение всех баз данных (регистр получателей государственных услуг) Взаимодействие с работодателем по всему спектру госуслуг |
Невозможность справиться с возрастающим количеством обращений граждан Ограниченное время общения с клиентом Сложность регламента по подбору вакансий Работа в условиях структурной безработицы (несоответствие граждан на учете в ЦЗ и требований работодателей) |
Возможности |
Угрозы |
Новые форматы занятости Удаленная работа для граждан |
Демографические проблемы Экономическая нестабильность Политические события |
Таким образом, несмотря на довольно серьезные преимущества в работе Центра занятости, наблюдаются некоторые недостатки, которые можно снизить (или устранить) благодаря разработке ряда рекомендаций. Недостатки связаны и с общей ситуацией на рынке труда, и со спецификой работы самих специалистов службы (работа с людьми, которые остались без работы).