Статья:

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(226)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Боталова Д.Н. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 3(226). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/226/122991 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК КЛЮЧЕВОГО ЭЛЕМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Боталова Дина Нургалиевна
магистрант, Уральский государственный экономический университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Ключевые слова: безработица, социально-экономическое развитие, экономика региона.

 

Демографическая ситуация в Свердловской области в 2021 году характеризуется следующими данными:

- родилось 43 004 детей (97,8% к уровню 2020 года);

- умерло 76 873 человек (114,1% к уровню 2020 года).

Естественная убыль населения составила 33 869 человек.

Численность безработных, официально зарегистрированных в органах службы занятости, на 1 января 2022 года составила 23 237 человек (на 01.01.2021 – 114 229 человек).

Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2022 года составил 1,10% (на 01.01.2021 – 5,39%).

В 2021 году среднемесячная заработная плата одного работника по полному кругу организаций Свердловской области составила 47 107 рублей (110% к уровню 2020 года).

Заработная плата работников крупных и средних организаций Свердловской области в указанном периоде составила 51 513,9 рубля.

Проведем анализ положения на рынке труда и профессионального образования города Екатеринбурга.

В течение последних нескольких лет на городском рынке труда существует значительный спрос на высококвалифицированных специалистов.

Таблица 2.1.

Вакансии Центра занятости города Екатеринбурга [23]

№ п/п

Вакансия

Кол-во рабочих мест

З/П,

руб.

Должности специалистов

1

Врач

65

46000

2

Юрист

4

35000

3

Бухгалтер

5

32000

4

Ведущий инженер

5

38000

5

Инженер

33

35000

6

Менеджер

26

39000

7

Преподаватель

16

25000

8

Специалист

16

27000

9

Инспектор

36

31000

10

Мастер

7

32000

Рабочие профессии

1

Комплектовщик

64

37000

2

Водитель

148

45000

3

Охранник

59

31000

4

Дорожный рабочий

9

42000

 

Уровень заработных плат по профессиям и количество вакансий представлен на рисунке 2.2.

 

Рисунок 2.2. Уровень заработных плат по профессиям и количество вакансий [23]

 

Согласно рейтингу, размещенному на сайте центра занятости населения, наиболее востребованными являются следующие профессии:

Таблица 2.2.

Перечень наиболее востребованных профессий/должностей [23]

№ п/п

Наименование профессии/должности

Кол-во, ед.

Средняя ЗП, руб.

1

Начальник смены

1

100000

2

Водитель автомобиля

11

75000

3

Врач-педиатр участковый

5

80000

4

Врач-терапевт участковый

5

80000

5

Главный инженер проекта

1

80000

6

Главный механик (в промышленности)

1

80000

7

Главный механик (в прочих отраслях)

1

80000

8

Заместитель главного бухгалтера

1

80000

9

Врач

9

70000

10

Повар

1

75000

11

Бригадир на участках основного производства

1

70000

12

Главный энергетик

1

70000

13

Заместитель начальника отдела

1

70000

14

Инженер по ремонту

1

70000

15

Начальник производства

2

70000

 

Учитывая данные показатели в центре занятости города проходят переподготовку от 1,8 % до 10 % соискателей с высшим образованием, которая фактически обесценивает знания и навыки, полученные в системе высшего профессионального образования. Выпускники обучаются по рабочим специальностям, которые не требуют большой квалификации.

Анализ регулирования рынка труда в г. Екатеринбург позволил выделить 4 основных группы обращений в службу занятости:

1. Молодежь 14 - 26 лет.

2. Уволенные по сокращению.

3. Выпускники образовательных организаций.

4. Инвалиды.

Кроме того, в городе Екатеринбург в сфере регулирования рынка труда имеют место следующие негативные моменты:

- в нарушение существующего законодательства работники некоторых отраслей, например, сельского хозяйства, получают заработную плату ниже утвержденного минимального размера, иногда получают с большим опозданием;

- отсутствие четкого механизма регулирования оплаты труда работников из- за отсутствия отдела нормирования труда и заработной платы работников на предприятиях и организациях города. Данный отдел должен заниматься упорядочением трудовых отношений - в области их регулирования, занятости и определения заработной платы и других компонентов.

Рассмотрим организационную структуру Екатеринбургского Центра занятости (рис. 2.3).

 

Рисунок 2.3. Организационная структура Центра занятости [22]

 

Структура относится к линейно-функциональному типу, функциональные обязанности четко распределены между отделами и соответственно, каждым сотрудником Центра.

Центр занятости работает с различными категориями граждан, выполняет полностью свой функционал. В течение длительного времени Центр оказывает помощь населению города. Для каждой категории граждан предусмотрен ряд мер, позволяющих успешно реализовывать политику занятости [22].

Конечно, огромная заслуга Центра занятости города в реализации программ муниципалитета по обеспечению, подготовке граждан к новой работе, поиски временной занятости, организации обучения и переобучения. Представим анализ внутренних особенностей работы Центра занятости, его сильные и слабые стороны, а также возможности внешней нестабильной среды, в условиях которой необходимо решать проблемы занятости населения города (табл. 2.3).

Таблица 2.3.

SWOT – анализ деятельности Центра занятости

Сильные стороны

Слабые стороны

Поддержка местной администрации

Реализация программы «Содействие занятости населения»

Передвижной информационно- консультационный центр предоставления государственных услуг

Объединение всех баз данных (регистр получателей государственных услуг) Взаимодействие с работодателем по

всему спектру госуслуг

Невозможность справиться с  возрастающим количеством обращений граждан

Ограниченное время общения с клиентом

Сложность регламента по подбору вакансий

Работа в условиях структурной безработицы (несоответствие граждан на учете в ЦЗ и требований работодателей)

Возможности

Угрозы

Новые форматы занятости

Удаленная работа для граждан

Демографические проблемы

Экономическая нестабильность

Политические события

 

Таким образом, несмотря на довольно серьезные преимущества в работе Центра занятости, наблюдаются некоторые недостатки, которые можно снизить (или устранить) благодаря разработке ряда рекомендаций. Недостатки связаны и с общей ситуацией на рынке труда, и со спецификой работы самих специалистов службы (работа с людьми, которые остались без работы).

 

Список литературы: 
1. Авдеев А.А. Управление персоналом: Технология формирования команды. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014 г., - 18 с.
2. Бреев Б. Д. Безработица в современной России / Б.Д. Бреев. - М.: Наука, 2019. - 272 c.
3. Войтинский В. Безработица и локауты / В. Войтинский. - М.: ЁЁ Медиа, 2019. - 372 c.
4. Вукович Г. Г. Рынок труда / Г.Г. Вукович, И.В. Гелета. - М.: Феникс, 2019. - 240 c.
5. Глобализация рынков труда. Динамика. Проблемы. Перспективы. - М.: ИНИОН РАН, 2014. - 246 c.
6. Гобсон Дж. Проблемы безработицы / Дж. Гобсон. - М.: Либроком, 2019. - 152 c.
7. Дуванова Е.А., Дикарева, И.А. Виды и формы стимулирования труда // Экономика и менеджмент инновационных технологий - №2 (77). - 2018. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ekonomika.snauka.ru/2018/02/15778 (дата обращения: 10.03.2022)