Статья:

Метафорическое выражение эмоционального состояния героев в романе «Книжный вор» М. Зусака

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Портнова Е.В. Метафорическое выражение эмоционального состояния героев в романе «Книжный вор» М. Зусака // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/78772 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Метафорическое выражение эмоционального состояния героев в романе «Книжный вор» М. Зусака

Портнова Екатерина Викторовна
студент, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва
Станчуляк Татьяна Геннадьевна
научный руководитель, доцент, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

Человек испытывает огромное количество эмоций и чувств. В таком случае человеку присуще стремление выразить их наиболее адекватным способом. Одним из способов выражения чувств является речь. В связи с этим множество исследователей и учёных занимается изучением всех аспектов этого феномена, связанных с описанием чувств и эмоций. Однако эмоция при вербализации выражается не прямо, а поддается уподоблению, иными словами метафоризируется. Метафора является одним из наиболее ярких средств для выражения эмоциональной окраски высказывания. Метафора широко используется в художественной литературе для создания точного и яркого эмоционального портрета героя. Именно благодаря функциональному аспекту метафора способна передавать практически все оттенки эмоций, которые испытывают герои в художественном произведении. Богатство языковых форм выражения способствует возникновению новых метафорических образов, обогащая не только художественную литературу, но и искусство в целом.

Для начала надо дать определение понятию «эмоция», однако здесь возникают трудности, ибо до сих пор не существует точного определения понятия эмоция. К. Изард считает эмоции непосредственными переживаниями, которые фиксируются в языке человека. Они многогранны, касаются существования человека, его поведения и опыта. Более детальное определение эмоции даёт Н.А. Красавский, считая эмоцию особым видом вербализированным образованием, обусловленным культурными и этническими критериями.  Дж. Гаркинс и А. Вежбицкая считают эмоции минимальной единицей опыта человека, которые оказывают сильное воздействие на его мысли и действия. Они указывают на сложную природу и огромное влияние эмоций. Учёные разделяют эмоции на положительные и отрицательные. К положительным эмоциям принадлежит интерес, благодарность, экзальтация, гордость и смущение.  Такие эмоции как ужас, горе, боль, гнев, печаль, ненависть можно отнести к отрицательным эмоциям. [2. с. 58]

В соответствии с Лингвистическим энциклопедическим словарем, метафора является тропом или механизмом речи, при котором употребляется слово, обозначающее определённый класс предметов, событий, явлений и т.п., для обозначения другого класса объектов, подобный данному в каком-либо аспекте. Любая метафора, подразумевающая перенос названия одного предмета на другой по сходности значений, подразумевает активную работу механизмов ассоциаций и коннотаций. [5. с. 95]

Одной из важных задач исследования художественного дискурса является изучение функционального назначения метафорических наименований, поскольку именно метафора позволяет познавать новые качества вещей, формировать новую экспрессивную лексику. Образ является основным средством художественного обобщения действительности. С этим связана образотворческая функция метафоры в текстах художественной литературы, которая подчеркивает характеристику художественного образа. Эмоциональная выразительность метафоры порождает воображение, при котором открывается внутреннее пространство. Стилистическо-описательная и изобразительно-оценочная функции метафоры не только изображают в художественном тексте соответствующую ситуацию, но и способствуют выражению положительной или отрицательной оценки, экспрессивно дополняя репрезентацию эмоций и чувств коммуникантов, изображенных в тексте. Одной из важных функций метафоры, которую она выполняет в художественном тексте, является аксиологическая функция. Аксиологическая функция метафоры способствует выражению положительной или отрицательной оценки внутреннего состояния персонажей. Итак, художественный текст – это плоскость, в которой активно функционирует метафора, выполняет изобразительную, стилистическо-описательную и аксиологическую функции, которые не только подчеркивают художественный текст, но и способствуют выражению положительной или отрицательной оценки изображаемых явлений, внутреннего состояния персонажей.[3. с. 120]

Поскольку степень метафоричности языка текста художественного стиля во многом зависит от личностных установок автора, то это, несомненно, дает основания задуматься о специфике писательского стиля М. Зусака, раскрыть свойства его мировоззрения и мировосприятия. Автор с помощью метафор, которые выполняют образотворческую функцию, выражает как положительные, так и отрицательные эмоции. Например:

Before she could answer, the wooden spoon came down on Liesel Meminger’s body like the gait of Gog (TBT, c. 102).

С помощью метафор, выполняющих в произведении описательную функцию, автор чаще выражает отрицательные эмоции страха и страдания. В качестве примеров необходимо рассмотреть следующие метафоры:

The Cologne sky was yellow and rotting, flaking at the edges (TBT, c. 173).

Явления природы и неодушевленные предметы наделяются особыми признаками – человеческими качествами. Их совокупность позволяет детально воспроизвести эмоциональное состояние героини.

More than anything, it was the smell of friendship, and she could find it on herself, too. Lisel loved that smell. She would sniff her arm and smile as the water cooled around her (TBT, c. 182).

Данная развернутая метафора является ярким примером воплощения исследуемой функции. С ее помощью автор передает положительную эмоцию радости, которую испытывает главная героиня романа в связи с тем, что у нее появился друг, не смотря на все события, которые происходят вокруг.

Подытоживая результаты исследования, можно утверждать, что в романе «Книжный вор» метафора является многофункциональной. Выделены следующие основные функции метафорического выражения эмоционального состояния героев в произведении, такие как: образотворческая, изобразительная, аксиологическая и описательная.

 

Список литературы:
1. Астен, Т.Б. Формирование межтекстуального эмоционального фона средствами английского языка (на материале произведений С. Моэма) / Т.Б. Астен. – Волгоград, 2000. – 23 с.
2. Гусейн-Заде, И.А. Метафорические образы эмоциональных состояний в русской языковой картине мира; модели движения и воздействия / И.А. Гусейн-Заде. – Томск.: Филология, 2010. – С. 11–14.
3. Джамаева, А. Б. К вопросу о метафорическом выражении эмоций в английском языке / А.Б Джамаева // Языкознание и литературоведение. - 2016. - № 99. – С. 57–62.
4. Забанова, О.В. Вербализация эмоционального состояния человека в английском языке / О.В Забанова. – Тамбов.: Грамота, 2014. – С. 71-73.
5. Золотых, Т.И. Проблемы выражения эмоций через лексические средства языка / Т.И. Золотых. – М.: Территория науки, 2017.
6. Маслечкина, С. В. Выражение эмоций в языке и речи / С.В. Маслечкина // Языкознание и литературоведение. - 2015. - № 21. – С. 41–52.