Статья:

ГЕНДЕРНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИМИНУТИВОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. П. ЧЕХОВА)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(245)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Борзова М.Х. ГЕНДЕРНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИМИНУТИВОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. П. ЧЕХОВА) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 22(245). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/245/128750 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ГЕНДЕРНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИМИНУТИВОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А. П. ЧЕХОВА)

Борзова Марет Хасмагомедовна
магистрант Ингушского государственного университета, РФ, г. Магас
Мальсагова Мадина Израиловна
научный руководитель, канд. филол. наук, профессор кафедры русского языка Ингушского государственного университета РФ, г. Магас

 

Статья посвящена рассмотрению категории диминутивности. Обращение к данной категории представляется нам важной, поскольку частота употребления слов-диминутивов в русском языке достаточно высока. Устная разговорная речь, как правило, спонтанна, и отношение говорящего к реалиям действительности может свободно выражаться при помощи звучащих слов, а также того, что сопровождает речь: жесты, мимика, тембр, скорость, пространственная близость идр.).

В отличие от устной речи письменная речь, как правило, фиксирована, кодифицирована и подчиняется определенным нормам языка.

Мы пронаблюдали использование диминутивов на примерах их произведений А. П. Чехова (в основном анализировались рассказы и один очерк).

Исследователи по-разному объясняют различия в речи мужчин и женщин. Это могут быть причины социальные (распределение ролей в обществе), физиологические, психологические и др. [1, 2].

На уровне морфологии в текстах Чехова А.П. нами сделаны следующие наблюдения. В рассказе «Смерть чиновника» существительные-диминутивы образованы при помощи суффиксов -ок:

«Он увидел, что старичок, сидевший впереди него, в первом ряду кресел, старательно вытирал свою лысину и шею перчаткой и бормотал что-то» [4].

В рассказе «Хирургия» с помощью суффиксов – -ок, -ушк, -ик: В приемную входит дьячок Вонмигласов, высокий коренастый старик в коричневой рясе и с широким кожаным поясом [4].

<…> Секунду дьячок ищет глазами икону и, не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором, потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером <…> [4].

<…> Сел намедни со старушкой чай пить и — ни боже мой, ни капельки, ни синь-порох, хоть ложись да помирай <…> [4].

— Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! <…> [4].

<…>Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа <…> [4].

В рассказе «Толстый и тонкий» - суффикс –онок:

<…> Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! <…> [4].

В рассказе «О любви» при помощи суффикса –як:

<…> Луганович - это добряк, один из тех простодушных людей, которые крепко держатся мнения, что раз человек попал под суд, то, значит <…> [4].

В очерке «Ярмарка» употреблены суффиксы –ишк, -ик, -чик, -очк:

<…> Мухи не могут облепить так меда, как мальчишки облепили балаган с игрушками. Денег у них — ни-ни... Они стоят и только пожирают глазами лошадок, солдатиков и оловянные пистолетики. Видит око, да зуб неймет. Иной смельчак возьмет в руки пищик, подержит его, повертит, попищит, положит на место — и, довольный, вытрет нос. <…> [4].

<…> Из-за локтей мальчиков выглядывают девочки [4].

— Пётра, дай... ложечку! — стонет девочка, следя за правой рукой счастливчика.— Отстань! — говорит счастливчик и крепче сжимает в кулаке зеленую рюмочку.

— Пётра! — стонет мальчик в большом отцовском картузе [4].

Обобщая, мы можем сказать, гендерный аспект рассмотрения употребления диминутативов на материале произведений Чехова А.П. показывает, что словообразовательные форманты подчиняются общей схеме образования слов в русском языке. При этом надо отметить, что анализ их использования в художественном тексте позволяет говорить, что уменьшительно-ласкательные суффиксы, при помощи которых они образованы, создают словоформы лишь с дополнительными оттенками значения. Изменяя семантику производящих по признаку дихотомии пола, они не существенно влияют на пополнение лексического состава языка.

 

Список литературы:
1. Кавинкина И.Н. Проявление гендера в речевом поведении носителей русского языка. - Гродно: ГрГУ, 2007. - 153 с.
2. Попова Е.А. Об особенностях речи мужчин и женщин // Русская речь. -2007. - № 3. - С.40-49.
3. Русская грамматика: в 2 т. /сост.: АН СССР. Ин-т рус.яз.; Редкол.: Н.Ю. Шведова (гл.ред.) [и др.] - М.: Наука. - 1980. - Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. - 1980.
4. Чехов А. П. //Интернет Библиотека Алексея Комарова [Электронный ресурс]. - Режим доступа - URL: https://ilibrary.ru/author/chekhov/index.html (дата обращения: 09.05.2023)