Статья:

Территориальное общественное самоуправление как институт взаимодействия муниципальной власти и населения города Сочи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Чесноков А.Ю. Территориальное общественное самоуправление как институт взаимодействия муниципальной власти и населения города Сочи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/78859 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Территориальное общественное самоуправление как институт взаимодействия муниципальной власти и населения города Сочи

Чесноков Александр Юрьевич
студент, Сочинский Государственный Университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В статье рассмотрен процесс становления территориального общественного самоуправления (ТОС) в городе Сочи, как института взаимодействия муниципальной власти с городским сообществом. Для анализа использованы данные социологических исследований, нормативные правовые акты, регламентирующие взаимодействие ТОС с органами местного самоуправления. Выявлены ключевые проблемы, препятствующие развитию территориального местного самоуправления в Сочи, сформулированы рекомендации по их преодолению.

 

Ключевые слова: территориальное общественное самоуправление, муниципальная власть, общественное участие, взаимодействие власти и населения, соседское сообщество.

 

В современных российских условиях большинству муниципальных образований все сложнее становится эффективно решать вопросы социально-экономического развития территорий. С одной стороны, это связано с острой нехваткой собственных бюджетных средств, и, как следствие, финансово-экономической зависимостью от вышестоящих бюджетов. С другой стороны, ситуация осложняется рассогласованностью целей, задач органов управления и потребностей, интересов граждан. Исследователи все чаще отмечают факт отчуждения между властью и населением, в том числе, на наиболее близком для граждан муниципальном уровне. В результате можно считать уже классическими обвинения власти в неэффективности, бюрократизме и коррупции и нежелание населения участвовать в управлении территорией.

В этой связи особую значимость приобретают работы, посвященные развитию направлений конструктивного взаимодействия муниципальной власти и местных сообществ. Ключевыми среди таких направлений, по мнению ученых, являются взаимное информирование о потребностях и проблемах местной власти и жителей; общественное участие в решении проблем социально-экономического развития.

На практике такое взаимодействие возможно обеспечивать посредством одного из институтов в системе местного самоуправления Российской Федерации -территориального общественного самоуправления (ТОС). ТОС представляет собой созданную целенаправленными усилиями, первичную, наиболее простую, близкую и понятную для населения форму решения проблем, затрагивающих его индивидуальные и коллективные интересы. Основной целью ТОС является решение жителями вопросов местного значения на конкретной территории, например, в отдельно взятом доме или дворе с прилегающими к нему домами.

Определяющей характеристикой ТОС является наличие инициативы населения в рамках различных форм самоорганизации. Указанное обстоятельство приводит к возникновению существенных трудностей в процессе создания и развития ТОС на отдельных территориях как организационного, правового, информационного, так и индивидуально-психологического характера. Успех в преодолении этих трудностей зависит не только от активности людей, способных и желающих участвовать в решении вопросов местного значения, но и от усилий всех институтов публичной власти. Причем, взаимодействие муниципальной власти с представителями ТОС должно происходить в рамках модели социального партнерства, учитывающей, в равной степени, потребности и интересы обеих сторон и грамотное распределение ресурсов и рисков.

Однако, на практике чаще складывается административная модель взаимодействия, подразумевающая скорее прямое, нежели косвенное влияние органов местного самоуправления на активных представителей местного сообщества. Исследования современных российских авторов свидетельствуют о преобладании вертикальных коммуникационных каналов, источником которых выступают органы публичной власти и их должностные лица. Местное сообщество, заняв выжидательную позицию, оказалось фактически выключено из процесса принятия политических решений на локальной территории, а самоорганизационные возможности сообщества, включенные в жесткие организационные формы (структуры), привели к перманентному конфликту, выражением которого стало недоверие (или апатия) основной массы населения к инициативам, исходящим от органов публичной власти.

Проблемы и перспективы взаимодействия муниципальной власти и населения, посредством формирования и развития системы территориального местного самоуправления, можно проследить на примере города Сочи, где с 1997 года накоплен большой опыт подобной деятельности. Исходными данными настоящего исследования стали социологические результаты, а также публикации авторов, разрабатывающих данную проблематику.

В Сочи развитие ТОС является одной из основных задач, обозначенной в  муниципальной программе «Развитие территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании город-курорт Сочи». Под территориальным общественным самоуправлением на территории городского округа «Город Сочи» понимается самоорганизация (объединение) граждан по месту их жительства на определенной части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения непосредственно или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

Безусловно, ждать полной самоорганизации граждан, в условиях гражданской пассивности населения и недоверия к действиям власти, не представлялось возможным. А, следовательно, важнейшими задачами являлись создание условий для самоорганизации жителей, объединение их усилий с действиями муниципальной власти городского округа в решении различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы.

Однако, несмотря на тот факт, что в городе к 2020 году создано 65 ТОС, органы территориального общественного самоуправления оказались не способны взять всю полноту ответственности за решение общезначимых проблем местного сообщества. В перспективе при сохранении тенденции передачи им полномочий городских органов управления, в условиях слабой ресурсной обеспеченности (причем не только финансовой, но и кадровой), они скорее «захлебнутся» от нагрузки и не смогут мобилизовывать население.

Жители, выразившие инициативу по созданию или участию в территориальном общественном самоуправлении, редко владеют необходимой информацией и знаниями по организации этого процесса. Без соответствующей компетентной помощи они могут допустить много ошибок и получить негативный опыт, который способен погасить возникшую активность. Муниципалитет уже сегодня организует различные курсы, семинары, повышения квалификации для лидеров ТОС. Где-то это вполне профессиональные занятия, действительно много дающие своим слушателям, где-то это традиционная накачка, инструктаж начальства, как в советские времена. Но важна сама положительная тенденция.

Для того чтобы процесс обучения не был формальным, очевидно не следует организовывать тотальный «всеобуч» и собирать всех участников территориально в одном месте в одно и то же время. Целесообразно предусмотреть более гибкие формы такого обучения. Для желающих принять участие в процедурах прямого получения знаний желательно организовать тренинги, форсайт-мероприятия на которых участники получат возможность активно общаться и обсуждать ситуационные проблемы. Такие мероприятия должны проводить специально подготовленные модераторы из числа специалистов местной администрации, преподавателей вузов, представителей экспертного сообщества.

В этой связи необходимо активизировать информационную работу по разъяснению сущности территориального общественного самоуправления и практической пользы от участия в его деятельности. Широту информационного потока могут обеспеченность совокупность имеющихся средств массовой информации и информационно-коммуникационных технологий.

К мероприятиям по повышению информационной грамотности населения и популяризации деятельности ТОС можно отнести:

1. Выпуск информационных листовок и буклетов, в которых будет раскрыто понятие ТОС, его функции, приведены примеры организации ТОС и конкретные результаты его деятельности; популяризировать деятельность ТОС с помощью информационных роликов и статей в региональных и муниципальных СМИ.

2. Организация работы по популяризации ТОС в социальных сетях и блогосфере. Создавать специальные информационные Интернет-порталы, «группы» - сообщества в социальных сетях, блоги представителей или руководителей ТОС.

3. Организация собраний населения, на которых будет доводиться информация о плюсах ТОС.

Принципиально возможны два сценария организации подобных систем в границах конкретных ТОС Сочи. Первый вариант - централизованный. Такой вариант реализуется при участии администрации города и предполагает размещение соответствующей информации на отдельных страницах 65 онлайн-площадок. Централизация, в данном случае, предполагает проработку единого макета страницы, разработку методических рекомендаций и обучение представителей ТОС работе с ней.

Такая страница может быть названа «Скорая соседская помощь» («Доброштаб», «Бюро добрых услуг») и структурирована по характеру действий: «хочу помочь / приму помощь» или по категориям услуг (например, «Бабушка на час» и т.п. (для предложений об оказании услуг), «касса взаимопомощи» (финансы ТОС), «отдам / приму в дар» (для безвозмездного обмена вещами и предметами быта) и т.п.).

Второй вариант - децентрализованный. В данном случае представители ТОС самостоятельно организуют «электронный» вариант «скорой соседской помощи» (при реализации данного варианта представители администрации участвуют в качестве консультантов, например, организуют «всеобучи» и т.п.). Такой вариант, менее затратный, но и менее удобный для взаимодействия, может быть реализован через аккаунты представителей ТОС в социальных сетях. К сожалению в городе Сочи нет опыта формирования подобных инициатив. Но можно использовать опыт других городов. Например, на форуме сайта микрорайона «Катюшки» города Белгород, по инициативе одной из жительниц самоорганизовалась целая система, включающая просьбы, предложения и благодарности жителей микрорайона, размещенные на более чем 100 страницах переписки». В данном случае можно «подписать» к аккаунту всех членов ТОС в целях оперативного информирования о нуждах и предложениях помощи.

В заключении хотелось бы отметить, что потенциально с развитием системы ТОС жители, ощущающие себя хозяевами своей территории, займут более активную гражданскую позицию, охотнее возьмут на себя ответственность за судьбу своего дома, двора, города. Однако, на практике процесс взаимодействия в системе «органы местного самоуправления - ТОС» пока скорее носит однонаправленный характер. Отчасти, это связано с тем, что, участвуя в общественном самоуправлении, население зачастую сталкивается с муниципальной бюрократией и проблемами ресурсной необеспеченности механизмов реализации своих идей. С другой стороны, причиной, препятствующей реализации общественных инициатив, является их (инициатив) отсутствие.

 

Список литературы:
1. Ведяева Е.С. Основы территориального общественного самоуправления [Электронный ресурс]: монография/ Ведяева Е.С., Гребенникова А.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2017.— 71 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/67837.html.— ЭБС «IPRbooks»
2. Сайт Администрации города Сочи/ Территориальные общественные самоуправления - Режим доступа: https://sochi.ru/gorodskaya-vlast/deyatelnost/tos/
3. Народная газета Сочи/ТОСы как механизм реализации местных инициатив/ - Режим доступа: https://ngsochi.com/novosti-sochi/society/514-tosy-kak-mekhanizm-realizatsii-mestnykh-initsiativ.html
4. ОГД «за Сочи»/ Общественное самоуправление на территории отдельно взятого муниципального образования/ - Режим доступа: https://ogdzasochi.ru/administr_novosti/712-obschestvennoe-samoupravlenie-na-territorii-otdelno-vzyatogo-municipalnogo-obrazovaniya.html
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)/ ст.27 территориальное общественное самоуправление