Правовые проблемы внесудебного банкротства гражданина
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Правовые проблемы внесудебного банкротства гражданина
LEGAL PROBLEMS OF EXTRAJUDICIAL BANKRUPTCY OF A CITIZEN
Anastasia Magonskaya
Master student, North-West Branch Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Russian State University of Justice, Russia, St. Petersburg
Аннотация. В институт банкротного права в 2020 году введен новый Федеральный закон о процедуре внесудебного банкротства гражданина, который вызывает больше вопросы и требует оперативного принятия Верховным Судом РФ соответствующего постановления Пленума в целях предотвращения самостоятельного толкования арбитражными судами новых положений параграфа 5 главы Х Закона о банкротстве и устранения в нем пробелов.
В статье автором рассмотрены правовые проблемы признания гражданина банкротом во внесудебном порядке.
Abstract. In 2020, a new federal law on the procedure for extrajudicial bankruptcy of a citizen was introduced into the institution of bankruptcy law, which raises more questions and requires the prompt adoption by the Supreme Court of the Russian Federation of the relevant resolution of the Plenum in order to prevent independent interpretation by the arbitration courts of the new provisions of paragraph 5 of Chapter X of the Bankruptcy Law and the elimination of no spaces.
In the article, the author considers the legal problems of recognizing a citizen as bankrupt in an out-of-court procedure.
Ключевые слова: внесудебное банкротство, несостоятельность (банкротство), должник, кредитор, обязательные платежи.
Keywords: extrajudicial bankruptcy, insolvency (bankruptcy), debtor, creditor, obligatory payments.
С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 289-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внесудебного банкротства гражданина.[1]
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» дополнил главу Х, новым параграфом посвященный внесудебному банкротству гражданина. Очевидно, что данная процедура является новеллой в действующем законодательстве и в правоприменительной практике набирает большой спрос среди граждан, которые все же не способны удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Процедура дает возможность гражданам инициировать процедуру несостоятельности (банкротства) на бесплатной основе посредством подачи заявления соответствующего образца через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту жительства или по месту пребывания гражданина путем включения соответствующих сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее – ЕФРСБ). Как показали первые дни работы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) не были готовы к процедуре внесудебного банкротства граждан.
Полагается, что процедура может быть возбуждена только по заявлению самого гражданина. Конкурсный кредитор и уполномоченный орган не вправе обращаться с заявлением о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке. В данном случае кредиторам придётся ждать, когда гражданин самостоятельно подаст на банкротство.
В случае, если же гражданином соблюдены все критерии и условия подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, то в течении одного рабочего дня многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг проверяет заявление и в течении трех рабочих дней опубликовывает в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщение о введении в отношении гражданина процедуры внесудебного банкротства.
Первая проблема заключается в большой ответственности МФЦ при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, сотрудники МФЦ без помощи каких-либо специальных методических рекомендаций, знаний в совершенстве Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» могут допустить ошибки, которые в дальнейшем повлияют на будущего должника (банкрота).
Проводя анализ между стандартной процедурой несостоятельности (банкротства) гражданина и внесудебной процедурой банкротства гражданина, мы видим, что внесудебная процедура банкротства предполагает меньше требований к должникам. Хотелось бы отметить вторую проблему, которая заключается в том, что данная процедура подходит далеко не всем гражданам и не является доступной для граждан, которые имеют какой-либо доход, из которого можно производить какое-либо взыскание.
Так, в соответствии со статьей 223.2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель предусмотрел два условия для признания гражданина банкротом во внесудебном порядке (в совокупности):
1) общий размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей по основному долгу (в том числе по обязательствам, срок исполнения которых не наступил, и обязательствам по уплате алиментов) составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей. Важно отметить, что учитываются только просроченные долги по всем возможным обязательствам: кредиты, займы, долги за коммунальные услуги, за налоги, по алиментам и так далее. Возникает следующая проблема в случае если должник в заявлении укажет неверную сумму задолженности по кредитным обязательствам, то сумма, указанная в заявлении, и спишется. В данном случае гражданину, намеренному подать на внесудебное банкротство необходимо предоставить в МФЦ актуальную задолженность по кредитным обязательствам. В стандартной же процедуре несостоятельности (банкротстве) гражданина при подаче заявления гражданин должен указать всю имеющуюся у него задолженность. В случае признания гражданина банкротом и введения в отношении него процедуры реализации имущества у кредиторов есть два месяца для вступления в реестр требований кредиторов, хотелось бы отметить, что это является их правом, а не обязанностью. При завершении процедуры реализации имущества должника и освобождении его от обязательств, гражданин освобождается от дальнейших требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении процедуры реализации имущества гражданина.
2) окончание исполнительного производства в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю по причине отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (независимо от объема и состава требований взыскателя), а также отсутствие иного возбужденного исполнительного производства после возвращения исполнительного листа взыскателю. Основной причиной окончания исполнительного производства в соответствии с п.4 ч.1 ст. 46 ФЗ «Об исполнительном производстве» будет отсутствие у гражданина имущества на которое может быть обращено взыскание, кроме единственного жилья и объектов, защищенных от изъятия: личные вещи, домашний скот, мебель, техника и т.п и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.[2] Полагается, что в данном случае будет возникать большой рост коррупции среди органов службы судебных приставов. Следующей проблемой закона о внесудебном банкротстве является зависимость возможности обанкротиться от наличия оконченного производства в отношении должника. В данном случае срок от момента возбуждения исполнительного производства до вынесения акта о невозможности взыскания составляет около 2-х лет, следовательно, должник может подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке через 2 года с момента возбуждения исполнительного производства. По смыслу статьи 223.2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» наличие возбужденного исполнительного производства против должника является обязательным критерием.[3] Например, если кредитор после получения решения суда не обращается в службу судебных приставов о возбуждении исполнительного производства против должника, то должник в данном случае должен ждать еще три года, т.к. срок предъявления исполнительного лица составляет три года с момента вступления в законную силу решения суда. Это является еще одним препятствием для подачи гражданину заявления о признании его банкротом во внесудебном порядке.
Так, в стандартной процедуре несостоятельности (банкротстве) гражданина, при подаче заявления о признании его банкротом не требуются постановления об окончании или возбуждении исполнительного производства. Также, существенной проблемой является недоступность процедуры в случае если у гражданина имеется какой-либо доход. В данном случае, если у гражданина происходит минимальное удержание с заработной платы, пенсии и др., то исполнительное производство в данном случае прекращено не будет. В таком случае по мнению законодателя, такие граждане имеют возможность платить и не соответствуют критерию для подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.
Что касается прав кредиторов в процедуре внесудебного банкротства, здесь они регламентированы недостаточно четко. В процедуре совершенно отсутствует арбитражный управляющий, который в стандартной процедуре контролирует деятельности и сделки должника. В данном случае было бы логично наделить такими полномочиями кредиторов и внести в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» соответствующую норму, которая бы регламентировала порядок контроля процедуры внесудебного банкротства, в том числе обязанность кредиторов выявлять фиктивное и преднамеренное банкротство должника в том числе сокрытие имущества должника, его дохода и т.п. Будет не исключено, если данную процедуру могут использовать недобросовестные должники, чтобы списать свои обязательства в ущерб кредиторам.
Таким образом, т.к. эта процедура новая и ранее не применялась, с ней не знакомы, ни сотрудники МФЦ, ни службы судебных приставов. Не исключено, что на практике могут возникать спорные ситуации, ошибки и даже противоречия между положениями разных законодательных актов по ведению процедуры внесудебного банкротства гражданина.