Дидактическое обеспечение образовательной среды на занятиях в технологическом образовании
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)
Дидактическое обеспечение образовательной среды на занятиях в технологическом образовании
Аннотация. В статье рассматривается структура образовательной среды, ее роль и компоненты. Влияние среды на развитие личностных особенностей детей и социальное поведение учащихся. Дидактическое обеспечение образовательного процесса в технологическом образовании.
Ключевые слова: образовательная среда, предметно-пространственная среда, дидактическое обеспечение, технологическое образование.
Образовательная среда – это взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека в образовательном процессе. Она способна обеспечить комплекс возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса. Созданию образовательной среды способствуют предметы-посредники, которые, по мнению В.А. Лекторского, в процессе познания представляют ценность не сами по себе, а как носители информации о других объектах. Структура образовательной среды, предложенная еще в 1993 году Г.А. Ковалевым, по сей день отвечает требованиям современного мира. Включает:
1) физическое окружение: непосредственно, учебные здания, структуру классных помещений и т.д.;
2) человеческие факторы: плотность социальных субъектов учебно-воспитательного процесса и их влияние на развитие личностных особенностей и социальное поведение учащихся;
3) программа обучения включает стиль преподавания, формы и методы обучения, содержание программ обучения.
Именно данная структура образовательной среды лежит в основе большинства научно-исследовательских работ. Так, Н.Н.Авдеева и Г.Б.Степанова изучают условия развития ребенка в детском учреждении на основании [2]:
– характера взаимодействия между детьми и сотрудниками;
– соответствия учебно-воспитательного процесса современным программам обучения;
– качества предметно-пространственной среды развития.
Роль образовательной среды заключается в удовлетворении субъектом своих потребностей в области познания и развития, а также усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. Выполнение этих условий составляет ее развивающий психолого-педагогический потенциал.
Предложенная Г.А. Ковалевым структура легла в основу компонентов образовательной среды:
1 компонент: пространственно-предметный – это физическое окружение ребенка.
2 компонент – социальный (человеческий) фактор.
3 компонент – психодидактический (образовательные программы).
В данной классификации представлены основные компоненты образовательной среды. Однако, некоторые из них можно рассмотреть более детально. В таком случае их перечень будет следующим (рис. 1).
Рисунок 1. Компоненты образовательной среды
Технологический компонент образовательной среды – это связь пространственно-предметного и социального компонентов, т.е. педагогическое обеспечение развивающих возможностей. Включает:
– содержание программ обучения;
– стиль преподавания;
– системно-деятельностный подход в обучении;
–социально-психологический контроль;
– современные формы обучения.
Дидактическое обеспечение – объекты природы, а также объекты, созданные человеком, которые используют в качестве носителей учебной информации и инструмента для достижения поставленных целей в образовательном процессе [3]. Оно выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.
Дидактическое обеспечение – это средства, позволяющие создать условия для эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей.
Принято выделять следующие виды дидактического обеспечения:
- Печатные – учебники, учебные пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал;
- Наглядные – плакаты, карты, иллюстрации, магнитные доски;
- Демонстрационные – муляжи, макеты, гербарии, стенды, модели;
- Учебные приборы – компас, колба, барометр;
- Электронные образовательные ресурсы – мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии;
- Аудиовизуальные (слайды, видеофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
- Тренажёры и спортивное оборудование;
- Учебная техника – автомобили, тракторы.
Дидактическое обеспечение является столь же значимым компонентом образовательного процесса, что и словесные методы преподавания.