Статья:

Дидактическое обеспечение образовательной среды на занятиях в технологическом образовании

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Гараева Л.Ф. Дидактическое обеспечение образовательной среды на занятиях в технологическом образовании // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/78955 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Дидактическое обеспечение образовательной среды на занятиях в технологическом образовании

Гараева Лилия Фаритовна
студент, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Исламов Артем Эдикович
научный руководитель, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматривается структура образовательной среды, ее роль и компоненты. Влияние среды на развитие личностных особенностей детей и социальное поведение учащихся. Дидактическое обеспечение образовательного процесса в технологическом образовании.

 

Ключевые слова: образовательная среда, предметно-пространственная среда, дидактическое обеспечение, технологическое образование.

 

Образовательная среда – это взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие человека в образовательном процессе. Она способна обеспечить комплекс возможностей для развития всех субъектов образовательного процесса. Созданию образовательной среды способствуют предметы-посредники, которые, по мнению В.А. Лекторского, в процессе познания представляют ценность не сами по себе, а как носители информации о других объектах. Структура образовательной среды, предложенная еще в 1993 году Г.А. Ковалевым, по сей день отвечает требованиям современного мира. Включает:

1) физическое окружение: непосредственно, учебные здания, структуру классных помещений и т.д.;

2) человеческие факторы: плотность социальных субъектов учебно-воспитательного процесса и их влияние на развитие личностных особенностей и социальное поведение учащихся;

3) программа обучения включает стиль преподавания, формы и методы обучения, содержание программ обучения.

Именно данная структура образовательной среды лежит в основе большинства научно-исследовательских работ. Так, Н.Н.Авдеева и Г.Б.Степанова изучают условия развития ребенка в детском учреждении на основании [2]:

– характера взаимодействия между детьми и сотрудниками;

– соответствия учебно-воспитательного процесса современным программам обучения;

– качества предметно-пространственной среды развития.

Роль образовательной среды заключается в удовлетворении субъектом своих потребностей в области познания и развития, а также усвоения личностью социальных ценностей и органичной трансформации их во внутренние ценности. Выполнение этих условий составляет ее развивающий психолого-педагогический потенциал.

Предложенная Г.А. Ковалевым структура легла в основу компонентов образовательной среды:

1 компонент: пространственно-предметный – это физическое окружение ребенка.

2 компонент – социальный (человеческий)  фактор.

3 компонент – психодидактический  (образовательные программы).

В данной классификации представлены основные компоненты образовательной среды. Однако, некоторые из них можно рассмотреть более детально. В таком случае их перечень будет следующим (рис. 1).

 

Рисунок 1. Компоненты образовательной среды

 

Технологический компонент образовательной среды – это связь пространственно-предметного и социального компонентов, т.е. педагогическое обеспечение развивающих возможностей. Включает:

– содержание программ обучения;

– стиль преподавания;

– системно-деятельностный подход в обучении;

–социально-психологический контроль;

– современные формы обучения.

Дидактическое обеспечение – объекты природы, а также объекты, созданные человеком, которые используют в качестве носителей учебной информации и инструмента для достижения поставленных целей в образовательном процессе [3]. Оно выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функции.

Дидактическое обеспечение – это средства, позволяющие создать условия для эффективной самостоятельной учебно-познавательной деятельности детей.

Принято выделять следующие виды дидактического обеспечения:

  1. Печатные – учебники, учебные пособия, книги, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал;
  2. Наглядные – плакаты, карты, иллюстрации, магнитные доски;
  3. Демонстрационные – муляжи, макеты, гербарии, стенды, модели;
  4. Учебные приборы – компас, колба, барометр;
  5. Электронные образовательные ресурсы – мультимедиа, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии;
  6. Аудиовизуальные (слайды, видеофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
  7. Тренажёры и спортивное оборудование;
  8. Учебная техника – автомобили, тракторы.

Дидактическое обеспечение является столь же значимым компонентом образовательного процесса, что и словесные методы преподавания.

 

Список литературы:
1. Брехова А.В. К вопросу о применении дидактических средств на уроках «Технологии» [Электронный ресурс] / А.В. Брехова, А.А. Бражникова // Перспективы науки и образования. – 2016. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-primenenii-didakticheskih-sredstv-na-urokah-tehnologii 
2. Кудина И.Ю. Дидактические компоненты образовательной среды в системе средств обучения  [Электронный ресурс] / И.Ю. Кудина, К.М. Тихомирова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2016. – Режим доступа:  https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskie-komponenty-obrazovatelnoy-sredy-v-sisteme-sredstv-obucheniya 
3. Ковылева, Ю. Э. Построение образовательной среды современной школы / Ю. Э. Ковылева // Актуальные задачи педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. – Чита : Молодой ученый, 2015. – с. 117-119.
4. Серебренников, Л. Н. Методика обучения технологии : учебник для вузов / Л. Н. Серебренников. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 226 с.