Статья:

Влияние прогнозируемого характера военных конфликтов на перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в современных условиях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(127)

Рубрика: Политология

Выходные данные
Кулакова Д.А. Влияние прогнозируемого характера военных конфликтов на перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в современных условиях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 34(127). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/127/79034 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние прогнозируемого характера военных конфликтов на перспективы развития оборонно-промышленного комплекса в современных условиях

Кулакова Дарья Александровна
магистрант, Государственный университет управления, РФ, г. Москва
Петрина Ольга Анатольевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Государственный университет управления, РФ, г. Москва

 

Аннотация. Статья посвящена описанию влияния прогнозирования характера военных конфликтов, происходящих на мировой арене, на перспективы развития оборонно-промышленного комплекса РФ. Исследуются методы и комплекс задач, стоящих перед организациями, обеспечивающими развитие военного потенциала страны.

 

Ключевые слова: военные технологии, оборонно-промышленный комплекс, стратегия национальной безопасности, диверсификация.

 

Анализ Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № Пр-2976, и Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации» показывает, что существенные изменения в характере современных войн и вооруженных конфликтов главным образом связаны с разворотом в сторону ведения так называемых высокотехнологических войн. [4] [5]

Успешное развитие государства, сохранение его независимости и территориальной целостности напрямую зависит от поддержания способности армии и флота в любых условиях обстановки гарантированно обеспечить отражение возможной агрессии противника. Для решения этой задачи задействуются значительные финансовые, научные и производственные ресурсы, проводятся разноплановые мероприятия по данному вопросу.

В настоящее время повышение эффективности средств вооружённой борьбы осуществляется преимущественно за счет совершенствования существующих образцов вооружения. Вместе с тем в последние десятилетия постепенный эволюционный процесс разработки и модернизации имеющихся вооружений начал уступать место их скачкообразному обновлению, что, например, подтверждается приданием обычному оружию гиперзвуковых характеристик, созданием оружия на новых физических принципах.

Вышеуказанная тенденция ставит повышенные обязательства перед промышленностью. Возрастает роль организаций оборонно-промышленного комплекса (далее – организации, предприятия ОПК), от которых требуется обеспечить решение поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации (далее – ВС РФ) задач быть готовыми к участию в военном конфликте любой интенсивности, прежде всего с технологически развитым противником. Главной особенностью таких конфликтов является перераспределение роли различных сфер в вооружённой борьбе, при этом успех в целом будет определяться результатом противоборства в воздушно-космическом пространстве, на море и в информационной сфере, а сухопутные группировки будут закреплять достигнутый успех и обеспечивать достижение политических целей.

Ввиду нарастающей необходимости сочетать в себе поставленную задачу диверсификации производства с поддержанием (впоследствии – снижением) доли государственного оборонного заказа, а также поддержания доли производимой продукции в рамках военно-технического сотрудничества, предприятиями ОПК принимаются организационные, технологические, кадровые и финансовые меры по производству и реализации  продукции военного назначения, а также все еще стоят масштабные задачи по увеличению выпуска гражданской продукции, которая будет востребована как внутри страны, так и на мировых рынках. В существующих условиях предприятия ОПК вынуждены балансировать, совмещая потребность ВС РФ в перевооружении армии современными видами вооружения, военной и специальной техники (далее – ВВСТ) и производство продукции двойного назначения, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по диверсификации производства оборонных предприятий. Как и прежде остро стоит задача модернизации имеющихся вооружений и создания новых типов военной техники наряду с наращением производства продукции гражданского назначения в целях сохранения финансовой стабильности и укрепления экономической устойчивости всего оборонно-промышленного комплекса страны.

Законодательной базой сферы деятельности в области развития военного потенциала страны принято считать указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации», правовую основу которого составляют Конституция РФ, федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» и от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», а также Военная доктрина РФ, утвержденная указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № Пр-2976. [1] [2] [3] [4] [5]

Ключевую роль в реализации программ, связанных с развитием военно-технического потенциала России, играет научный и производственный потенциал оборонно-промышленного комплекса, так как именно в недрах оборонно-промышленного комплекса создается научно-технологический задел для обеспечения качественного развития и количественного наращивания высокоточного оружия различного базирования, расставляют приоритеты развития ВВСТ.

Таким образом, прогнозируемый характер военных конфликтов оказывает непосредственное влияние на перспективы развития оборонно-промышленного комплекса, научно-технические достижения которого наряду с устойчивым развитием оборонных отраслей промышленности являются гарантией безопасности России и ее союзников, обеспечивают способность нашего государства решительно отстаивать свои политические и экономические интересы.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации 
2. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности»
3. Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
4. Указ Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № Пр-2976 «Военная доктрина Российской Федерации»
5. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 683 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации»