ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
Рубрика: Политология

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)
ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НАУКИ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
FUNDAMENTALS OF THE IMPLEMENTATION OF STATE POLICY IN THE FIELD OF HUMAN RESOURCES DEVELOPMENT, SCIENCE AND INNOVATION
Kamila Kurmakaeva
Graduate student, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье осуществлено исследование теоретических основ реализации государственной политики Российской Федерации в сфере поддержки научной, исследовательской и инновационной активности населения, изучения роли государства как субъекта формирования и реализации программ развития кадрового обеспечения научно-исследовательской и инновационной деятельности. Нынешний период развития науки, характеризующийся активизацией процессов инкорпорации научного знания в различные сферы жизнедеятельности общества, становления её частью повседневности, обусловил формирование отдельного направления государственной научно-технической политики, в рамках которого реализуются инициативы по повышению привлекательности научной карьеры, а также популяризации достижений науки среди населения.
Abstract. This article examines the theoretical foundations of the implementation of the state policy of the Russian Federation in the field of support for scientific, research and innovation activity of the population, studying the role of the state as a subject of formation and implementation of personnel development programs for research and innovation activities. The current period of science development, characterized by the intensification of the processes of incorporation of scientific knowledge into various spheres of society's life, becoming part of its daily routine, has led to the formation of a separate area of state scientific and technical policy, within which initiatives are being implemented to increase the attractiveness of scientific careers, as well as the popularization of scientific achievements among the population.
Ключевые слова: человеческий капитал, кадровый потенциал, наука, инновационная деятельность, молодые исследователи, высококвалифицированные специалисты.
Keywords: human capital, human potential, science, innovation activity, young researchers, highly qualified specialists.
В отечественных социологических исследованиях рассмотрение человеческого капитала научной сферы в качестве отдельного направления исследований структуры профессиональных групп берет начало в период пятидесятых годов двадцатого века. В это время, характеризующееся системным характером процессов популяризации науки среди населения и активного вовлечения высококвалифицированных специалистов в передовые исследования, наряду с изучением содержательно-когнитивных и структурных аспектов, особое значение приобретают социально-организационные факторы научной деятельности.
Значимое влияние на развитие масштабных социологических, историко-научных и иных междисциплинарных исследований проблем отечественной науки оказал советский ученый Микулинский Семен Романович, являющийся одним из основоположников разработки науковедения в СССР [8, с. 28]. Под руководством Микулинского в Институте истории естествознания и техники АН СССР был сформирован отдел науковедения, одним из основных результатов деятельности которого являлась разработка программы конкретного исследования деятельности академических научных коллективов через призму системных проблем организации науки (научные труды ученых Ю.М. Шейнина [9, с. 15] и В.И. Масленникова [7, с. 7]), логики научного познания (исследования Б.М. Кедрова [5, с. 77], В.С. Библера и Н.И. Родного [2, с. 51]) и психологии научного творчества (работы М.Г. Ярошевского [10, с. 178]). Исключительная актуальность нового научного направления, созданного С. Р. Микулинским, заключалась в применении качественных методов социологического исследования в комплексном изучении науки как целостной системы и особой формы деятельности, порождающей острую потребность в специалистах, способных стать движущей силой социальных, политических и инновационных преобразований.
Помимо активного развития в шестидесятые годы двадцатого века направления исследований, заключавшегося в качественном анализе проблематики кадрового обеспечения науки, устойчиво проявлялась тенденция применения отдельными научными коллективами количественных методов, в том числе и статистического анализа кадрового состава науки. Одним из таких коллективов являлись исследователи «Школы социологии науки», основанной на базе Ленинградского отделения Института истории естествознания и техники Академии наук СССР. В исследованиях руководителя Школы, советского специалиста в области науковедения Кугеля Самуила Ароновича, в структуре профессиональных групп впервые была выделена группа интеллектуальной элиты - представителей «интеллектуальной профессии» и «высококвалифицированного умственного труда», предполагающего специальную подготовку.
В 1968-ом году в докладе на заседании Секции №1 «Общественные теоретические и социологические аспекты развития науки» научного симпозиума, организованного по решению Постоянной Комиссии Совета экономической взаимопомощи по координации научных и технических исследований, С. А. Кугелем было сформулировано положение, в соответствии с которым процесс научной деятельности и результативность научных достижений в любом государстве обусловлены совокупностью социально-экономических факторов, основными из которых являются научные кадры, научная информация, материально-техническое оснащение и финансирование науки [6, с. 28]. Ученый утверждал, что все факторы имеют крайне важное значение в организационном обеспечении научных исследований, однако корпус научных кадров является «основным достоянием отечественной науки, и забота о нем должна занять центральное место в государственной научно-технической политике».
В дальнейшем труды ученых «Школы социологии науки и техники», посвященные изучению процессов и факторов изменения общей численности и структуры научных кадров в стране, послужили основой для развития направления исследования динамики научных кадров, включающей такие аспекты, как: изменение численности научных работников, их гендерного и возрастного состава, сдвиги в системе подготовки кадров научного сектора, изменение их профессиональной, квалификационной и должностной видов структуры, эмиграция научных кадров, возможности реэмиграции ученых-соотечественников на родину [3, с. 4]. Благодаря научно-исследовательской деятельности Кугеля С. А. и его коллег численность персонала, занятого научными исследованиями и разработками, стала базовым показателем кадрового потенциала науки, характеризующим не только развитие в государстве отдельно научной сферы, но и всей экономики страны в целом.
Приоритизация деятельности государства, направленной на принятие решений по преодолению негативных кадровых тенденций в функционировании науки, обусловленная сокращением периода пребывания в науке молодых исследователей, переходом высококвалифицированных специалистов в иные сферы деятельности, а также все возрастающими темпами развития процесса «утечки умов», произошла в девяностые годы двадцатого века. В этот период государственная политика по управлению кадровым обеспечением научной сферы трансформируется в одно из стратегически важных направлений социально-экономической деятельности государства.
Глубокий кризис отечественной науки, в особенности обостряемый осмыслением ее близлежащего прошлого, обусловил переход в кадровой политике от позиции обеспечения соответствия структуры и состава научных кадров стратегическим задачам развития общества и государства, к поиску возможностей сохранения имеющегося научного потенциала [1, с. 2]. Актуальной задачей, стоящей перед органами управления кадровым обеспечением научной сферы стало формирование новых институциональных механизмов поддержки развития науки и технологий.
Новая веха преобразования государства уже на начальном этапе неразрывно связана с решением существующих проблем в области повышения кадрового потенциала науки и технологий, привлечения в эту сферу молодых и талантливых исследователей, развития профессиональных навыков уже работающих специалистов [4, с. 178]. Двадцать девятого февраля 2024 года Президент Российской Федерации объявил о запуске четырех новых национальных проектов: «Семья», «Продолжительная и активная жизнь», «Молодёжь России» и «Кадры». В отличие от нацпроектов, реализованных в стране ранее и сфокусированных, прежде всего, на определенной сфере социально- экономического развития, проекты, запуск которых состоялся в 2024 году, сосредоточены на «человекоцентричности» и «народосбережении» как основных векторах развития современного государственного управления.
