Статья:

Избирательная система в США

Конференция: LXXXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Политология

Выходные данные
Молчанова Д.В. Избирательная система в США // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(87). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(87).pdf (дата обращения: 27.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Избирательная система в США

Молчанова Дарья Владимировна
студент, Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, РФ, г. Красноярск

 

US ELECTION SYSTEM

 

Daria Molchanova

Student, Siberian State University of Science and Technology named after academician M.F. Reshetneva, Russia, Krasnoyarsk

 

Аннотация. Избирательная система –это совокупность правовых, юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах, определяющих итоги голосования. Актуальность рассмотрения избирательного права исходит из необходимости постоянного совершенствования избирательного права и соответственно избирательной системы с тем, чтобы оно в наиболее полном объёме позволяла прогрессировать демократии и эффективному управленческому воздействию на уровне государственных дел на основе честных выборов, волеизъявлением народа этого государства, что является основой демократии.

Abstract. The electoral system is a set of legal, legal rules governing the participation of citizens in elections that determine the voting results. The relevance of considering electoral law proceeds from the need to constantly improve the electoral law and, accordingly, the electoral system so that it allows the most complete progress of democracy and effective managerial influence at the level of state affairs on the basis of fair elections, the will of the people of this state, which is the basis of democracy.

 

В современном мире в демократических государствах выборы представляют собой основную форму выражение, реализации гражданского, народного суверенитета как первого из основных принципов, заложенных в конституции. Участие граждан в выборах представляет собой основное средство, с помощью которого избиратели получают право и возможность осуществлять прямой контроль (осуществление принятия решений самим населением, выборы или же референдум) или косвенный(возможность народа осуществлять свою власть через своих представителей). В США избирается большое число органов государственной власти и местного самоуправления и должностных лиц. Выборы в США регулируются Конституцией США, федеральным законодательством об избирательном праве, конституциями и законодательством самих штатов. Сегодня свободные выборы в США рассматриваются в качестве основного элемента демократии. Однако в своем первоначальном виде институт выборов США совсем нельзя было отнести к демократическим. Те люди, которые стояли у истоков создания США считали опасной «излишнюю демократию». Подобного рода взгляды предопределили многоцензовый характер избирательного права США, которым не допускалась до выборов значительная часть населения страны – негры, неграмотные, неимущие и лица женского пола.

Конституция США ограничилась регулированием пассивного избирательного права (право граждан быть избранными в органы власти), а вот активное избирательное право (право граждан участвовать в выборах главы государства и представительных органов власти в качестве избирателя) было сложено на «плечи самих штатов», передав вопросы о требованиях к избирателям. В результате в одних штатах устанавливался ценз оседлости для избирателей (это требование конституции или избирательного закона, согласно которому обладание активным или пассивным избирательным правом обусловлено определённым сроком проживания в данной местности или в стране) в других ценз оседлости отсутствовал, в каких-то штатах избирателей регистрировали избирательные комиссии, в других регистрацию можно было осуществить по месту работы [1]. Прежде всего США нужно было преодолеть цензовый характер избирательного права, утвердить принципы демократичных выборов, которые не нашли своего отражения в Конституции США. Речь идет о таких принципах как всеобщность и равенство выборов. Не один десяток лет потребовался органам власти, чтобы утвердить эти принципы. Первое продвижение в направлении придания выборам всеобщего характера было сделано в 1870 г., принятием XV поправки к Конституции, которая давала избирательные права неграм и лицам других рас. В 1920 г. XIX поправкой к Конституции избирательными правами наделялись женщины. В 1964 г. в соответствии с поправкой XXIV было разрешено отдавать свой голос даже в связи с «неуплатой какого-либо избирательного или иного долга». Федеральный избирательный закон (1970 г.) снизил ценз оседлости на федеральных выборах, расширила электорат поправка XXVI (1971г.), предоставив возможность голосовать гражданам с 18 лет. Федеральным избирательным законом в 1975 г. произошла отменена ценза грамотности. Данные федеральные законы, поправки были направлены на придание выборам демократизации и утверждение не только всеобщего характера, но и принципа равных выборов, обеспечение равенства и избирателей и избираемых лиц, способствовало демократизации также расширение сферы применения принципа прямых выборов. Ведь первоначально Конституцией США устанавливалось использование этого принципа только в отношении выборов в палату представителей США (нижнюю палату Конгресса). Практика косвенных выборов верхней палаты Конгресса просуществовала до принятия в 1913 г. XVII поправки к Конституции США, установившей, что сенаторы должны избираться народом штатов. Выборы Президента, а также вице-президента, как и раннее сохранили косвенный характер.

Организация, порядок проведения выборов, подробно регламентируется избирательным законодательством Федерации и штатов.

Кандидатам на выборные должности помимо обладания политических, гражданских прав нужно ещё проходить дополнительные условия: возрастной ценз, обязательное проживание в штате, от которого избирается кандидат, срок пребывания в гражданстве США.

В США в зависимости от уровня выборов утвердились разные способы выдвижения кандидатов. Самым простым способом является петиционный, он требует для выдвижения кандидата сбора установленного законом количества подписей избирателей. Этот способ является единственным возможным для выдвижения независимых кандидатов или кандидатов от небольших партий. Кандидат, выдвинутый группой «независимых» избирателей, может думать об успехе только в случае поддержки политической партии с ее избирательным аппаратом, сами же «независимые» кандидаты, не связанные с политическими партиями, могут рассчитывать на победу только в результате конфликта изнутри политических партий, их размежеванием или за счёт огромных финансовых возможностей и собственной популярности [2].

Остальные способы связанны исключительно с двухпартийной системой и дают возможность выдвигать кандидатов только Республиканской и Демократической партиям. Демократы используют для выдвижения своих кандидатов партийные съезды (конвенты), первичные выборы – праймериз, которые играют большую значимость. В процессе праймериз избиратели, считающие себя приверженцами той или другой партии, путем голосования из нескольких кандидатур определяют того кандидата, кто должен стать единственным кандидатом. Этим лицом становится тот, кто получил большинство голосов участников праймериз. Имя, победившего в ходе праймериз записывается в избирательный бюллетень.

Как известно уже в истории США трижды президент самой демократичной страны был избран на эту должность, не получив большинства голосов американцев. Например, Джордж Буш-младший – 43-й президент США. За эту кандидатуру проголосовало на полмиллиона граждан меньше, но по числу голосов выборщиков победил именно он. За Буша проголосовала 47 %, а за Гора 48 %. Это полностью соответствуют американскому законодательству. Основные положения, затрагивающие президентские выборы изложены в Конституции США, во 2 статье, к ней же прилагается XII поправка [3]. Все остальные правила регулируются законами штатов. В каждом штате законодатели могут внести свою «лепту». Организация выборного процесса на всех уровнях в штатах возложена только на местных чиновников. Интересен тот факт, чиновники имеют право выставлять свои кандидатуры на различные должности на тех же выборах, которые они же и организуют. Также они обладают правом и агитировать за кандидатов от своих партий. Можно представить, что бы было в России, если бы списки избирательных комиссий начали составлять чиновники, которые сами и значились бы в этих списках. Ни о каких демократических принципах нам не пришлось бы говорить.

Как уже было сказано, президент США избирается не прямым голосованием, а коллегией выборщиков («делегации штатов»). Сейчас эта делегация будет составлять 538 человек. Число выборщиков от каждого штата зависит от количества проживающих на этой территории граждан и должно быть равно числу конгрессменов (сенаторов и членов Палаты представителей от этого штата). То есть граждане могут выбрать себе представителей. И именно они "от лица“ жителей штата, и будут потом голосовать за того или иного будущего президента. Те в свою очередь, перед избранием, заранее должны объявить за кого они будут голосовать, чтобы люди их выбирая, выбирали таким образом и „своего“ кандидата. Поскольку каждый штат самостоятельно решает как распределить отведённые ему голоса, то  моментом, отталкивающим демократию, является принцип «победитель забирает всё», даже если разница на выборах в штате между демократами и республиканцами составит один голос, в коллегию выборщиков полностью проходит список победителя. Исключения составляют только штаты Мэн и Небраска. Например, если из 60 имеющихся голосов выборщиков 31 голос достанется одному какому-то кандидату, он же забирает и оставшиеся 29. И считается, что за этого кандидата проголосовали все 60 выборщиков, хотя на самом деле их было почти вдвое меньше. Одни штаты традиционно голосуют за республиканцев, другие – за демократов. Как правило, основная борьба происходит в тех штатах, где исход голосования неизвестен. В результате, как, например, было с избранием Дж. Буша-младшего, состав Коллегии выборщиков по партийным предпочтениям может не соответствовать выбору большинства населения США, который был бы ясен в случае прямого голосования. Ряд штатов ещё и не обязывает члена Коллегии выборщиков отдать затем свой голос за того кандидата, по чьему списку он попал в Коллегию. Удивительно, но голосование члена Коллегии за другого кандидата тоже случалось. Конгресс стабильно отвергает все попытки изменить двухступенчатую систему выборов, хотя опросы граждан США на протяжении многих лет показывают, что большинство американцев хотели бы перейти к прямым общенародным выборам президента. Избирательная система так запутана, что многие американцы не принимают участие в выборах.

Закон ограничивает возможности использования в ходе избирательной компании личных финансовых средств кандидатов.  На избирательную кампанию кандидат в Президенты может потратить не более 50 000 долларов своих собственных средств либо средств своих близких родственников. К их числу Закон относит супруга или супругу, ребенка, родителя, дедушку или бабушку, брата и сестру, а также супруга или супругу вышеуказанных родственников [4]. Тем не менее, в ходе избирательных кампаний в США расходуются огромные финансовые средства. Большинство штатов законодательно устанавливает верхний предел финансовых расходов избирательной кампании политических партий, превышение которых влечет за собой определенные санкции (в 2016 г. в США до 96,1 млн. дол.). Но на деле очень часто кандидаты от политических партий нарушают эти положения. В ходе кампании 2012 г. один из кандидатов – Барак Обама – отказался от государственного финансирования его избирательной кампании в размере 84,1 млн. долларов, чтобы получить возможность использования средств, собранных им самим. А эта сумма превысила 668 млн. долл. Значительная часть этих средств (по некоторым оценкам, около 250 млн. долл.) были направлены на телевизионную рекламу. По этому показателю финансовых расходов Б. Обама обошел Дж. Маккейна примерно на 80 млн. долл., что во многом предопределило исход выборов. Агрессивная телевизионная реклама позволила Обаме привлечь на свою сторону избирателей многих штатов, которые обычно поддерживали кандидатов Республиканской партии (в частности, Колорадо, Флориды, Айовы, Невады, Нью-Мексико и Вирджинии) [5]. Также как простые граждане США выбирают себе своих представителей - делегатов, так и две крупные партии, из своего политического состава выбирают своих - суперделегатов. Эти суперделегаты, называются также „неприверженными“. Важно понимать, что туда попадает только элита политических функционеров, которые оказывают огромное влияние на итог голосования, от их решения даже может зависеть какой кандидат победи, то есть они могут, проигнорировав то, как проголосовали ранее „лучшие представители народа“ - делегаты, проголосовать полностью по-другому. То есть независимо от „мнения“ граждан, выбрать своего президента. Но всё же большинство американцев уверенны, что живут в самой лучшей демократии. Противники называют подобную систему несправедливой, а сторонники утверждают, что она позволяет сохранить систему федерализма, вынуждая кандидатов работать с населением всей страны и меньшинствами, затрудняет фальсификацию в масштабе всей страны.

Президент США не имеет возможностей быть избранным на третий срок в связи с тем, что существуют ограничения срока полномочий в соответствии с XXII поправкой Конституции США: «Никто не может быть избран на должность Президента более чем два раза…» [6]. Президент США избирается косвенным путем - выборщиками сроком на 4 года. он должен быть не моложе 35 лет, иметь срок пребывания в гражданстве США – не менее 14 лет,

Конгресс США состоит из 2 палат - Палата представителей и Сената. Палата представителей является органом общенационального представительства. 435 ее депутатов избираются на два года в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года. Между штатами депутатские места распределяются пропорционально численности населения согласно данным переписи населения, проводимой раз в 10 лет. Помимо полноправных членов (которые избираются от каждого штата) в Палату представителей избираются по одному делегату от Федерального округа Колумбия, острова Гуам, Вирджинских островов, Восточного Самоа и Пуэрто-Рико. Они имеют право участвовать в работе палаты и ее комитетов, но лишены права голоса. Конституцией установлены следующие требования к кандидатам: член Палаты представителей должен достичь 25 лет, быть гражданином США не менее семи лет и жителем того штата, от которого он избирается. В верхней палате Конгресса США независимо от численности населения каждый из штатов представлен в нем двумя депутатами. Сенаторы избираются на шесть лет в те же сроки, что и Палата представителей. Но в отличие от последней, каждые два года Сенат переизбирается на одну треть.

Конституцией установлены следующие требования к сенаторам: они должны достичь возраста 30 лет, быть гражданами США не менее 9 лет и жителями того штата, от которого они избираются. Правило проводить выборы  членов Палаты представителей и Сената Конгресса США  в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года установлено Конгрессом США в 1845 г. При выборе даты учитывались два фактора: чтобы она не выпала на день Всех святых; чтобы к этой дате был завершен сбор урожая. Вопросы освещения избирательных кампаний регламентируются в большом числе законодательных актов - таких, например, как Закон о федеральных избирательных кампаниях. Стремясь обеспечить дополнительные гарантии по обеспечению законных и честных условий ведения предвыборных кампаний в средствах массовой информации, Закон устанавливает требование, согласно которому предвыборная агитация кандидатов по радио должна сопровождаться трансляцией записи заявления самого кандидата о том, что предвыборная агитация распространяется с его согласия [7]. Аналогичные требования установлены при распространении предвыборной агитации на телевизионных каналах. Предвыборная агитация должна сопровождаться заявлением кандидата о том, что она распространяется с его согласия. Такое заявление должно быть сделано посредством телевизионной трансляции его выступления. Выступление должно быть показано без каких-либо помех, в полный экран. Вместо выступления допускается размещение на экране четкой фотографии либо иного изображения кандидата, но с сопровождающей такое изображение записью голоса кандидата, сделанной без каких-либо помех. Эти и другие подобные законы позволяют создать эффективные препятствия на пути распространения черных PR-кампаний в ходе выборов. Закон  обеспечивает равные возможности доступа кандидатов к средствам массовой информации.  Если имеющая лицензию студия вещания предоставит какому-либо кандидату возможность выступить на радио или в телевизионном эфире, то точно такая же возможность должна быть предоставлена другому кандидату, претендующему на ту же выборную должность. При этом не допускается какая-либо цензура со стороны такой студии вещания [8]. Подводя итог, следует отметить, что избирательная система США покоится на трех своих фундаментальных основаниях.

Во-первых, для устройства избирательной системы страны большое значение имело принятие Конституций США - основного закона страны. “Мы народ Соединенных Штатов...” - так начиналась Конституция, вступившая в силу в 1789 г. и действующая практически в неизмененном виде и сегодня. За двести лет было принято только 27 поправок и дополнений, считая и первые десять, известные как “Билль о правах”, касавшихся в основном порядка выборов и избирательных прав.

Во-вторых, для устройства избирательной системы страны было очень важно, что Конституция США имеет три основных источника: идеи французского Просвещения XVIII века, прежде всего Вольтера, Руссо, Монтескье; британские традиции парламентаризма, верховенства закона, свободы личности, нашедших свое “оформление” в теории Локка и др.; собственный исторический опыт американских колоний и штатов, отраженный в идеях Б. Франклина, Т. Джефферсона, Дж. Мэдсона, А. Гамильтона, Д. Джея, в выдающемся произведении американской политической мысли - “Федералисте”. При столь солидной теоретической базе Конституция США явилась плодом коллективных усилий политиков прагматиков.

В-третьих, анализ содержания Конституции США позволяет выделить следующие важные демократические принципы, определившие эволюцию избирательной системы страны: верховенство власти народа, гарантия прав и свобод человека; верховенство закона; разделение властей, система издержек и противовесов; федерализм; надзор судов за конституционностью закона и их соблюдением.

 

Список литературы:
1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. В 4-х томах. Т. 2. Отв. ред. Б.А. Страшун  — М.: Издательство ВЕК, 1995. 448 с.
2. В. В. Маклаков. Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / 4-е изд., перераб - М.: Волтерс Клувер, 2009.
3. Конституции государств Американского континента. В 3-х т. Т. III / Сост. Н.Н. Разумович / Пер. под ред. Г. С. Гурвича. – М.:
Изд-во ин. лит-ры, 1959. – С. 231–234.
4. Свод законов США. Титул 26. Глава 95, раздел 9004, пункт «d»
5. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США: политико-правовой комментарий  – М., 1982.
6. Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Лафитский / Под ред. и со вступит, ст. О.А. Жидкова. – М: Издат. гр. «Прогресс», «Универс», 1993. – С. 92–94.
7. Свод законов США. Титул 2. Глава 14, раздел 441d, пункт «d»
8. Свод законов США. Титул 47. Глава 5, раздел 315, пункт «а»
9. Президентские выборы и двухпартийная система в США. 1984: Реферат. сб. / Отв. ред. и сост. К.Г. Бойко; Акад. наук СССР, Ин-т науч. инф. по общ. наукам. – М., 1984.
10. Бовт Г.Г. О некоторых социально-психологических особенностях предвыборных кампаний в США // Два опыта избирательной системы / Отв. ред. Л. Любимов; Рос. акад. наук, Ин-т мировой экономики и междун. отношений. – М., 1993.
11. Вайль И.М. Некоторые особенности развития партийной системы США // Избирательные системы и партии в буржуазном государстве / Отв. ред. В.А. Туманов, И.М. Вайль; АН СССР, Ин-т гос. и права. – М., 1979.
12. Васильев В.И. Прямая демократия по-калифорнийски: [Сокращ. и обновлен, вариант ст., опуб. в журн. «Государство и право», 1994, № 1] // Выборы. Законодательство и технологии. – 2011. – № 6.
13. Веденеев Ю.А., Жданович В.А. Информация о стажировке в США представителей избирательных комиссий Российской Федерации // Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. – 2015. – № 4.
Выборы: роль телевидения // США – экономика, политика, культура. – 2016. – № 2.
14. Глушенко Ю. Primaries: американский стиль // Выборы. Законодательство и технологии. – 2000. – № 3.
15. Глушенко Ю. Жесткая схема с «мягким» долларом // Выборы. Законодательство и технологии. – 2000. – № 7–8.
16. Горбачев В.К. История возникновения и становления избирательного права США // Политические партии и избирательные технологии: Материалы регион, межвуз. науч.-практич. конф. / Отв. ред. Ю.В. Андреев; М-во образования Российской Федерации, Из-бират. комис. Оренбургской обл., Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург, 2012.
17. Джэнда К., Берри Дж., Голдмэн Дж. Проблемы демократии.Форма правления в Америке // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отеч. опыт / Ред. B.C. Комаровский и Г.И. Иванов; Рос. акад. управления, Политологич. центр, Научно-инф. отдел. – М., 2013.
18. Зиммерман Дж. Прямая демократия в Соединенных Штатах Америки: опыт и проблемы / Пер. с англ. А. Зябрева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11: Право. – 2011. – № 5.
19. Колюшин Е.И., Нарбутов Р.В. О пребывании в США делегации организаторов выборов в России // Вестн. Центр, избират. комис. Российской Федерации. – 2008. – № 11.
20. Конституция США: История и современность / A.M. Каримский, А.С. Маныкин, М.Н. Марченко и др. / Под общ. ред. А.А. Мишина, Е.Ф. Язькова. – М.: Изд-во «Юридическая литература», 2008. – 320 с.
21. Хэнкок Б. Дж. Зарождение, развитие и перспективы структуры избирательной системы в Соединенных Штатах Америки // Сборник материалов для группы наблюдателей на выборах в США 23 октября – 8 ноября 1998 года. Т. 1: Законы и учреждения Соединенных Штатов Америки / Пер. предост. Моск. отд-нием МФИС / Междун. фонд избират. систем. – Б. м., б. г. – С. 2-11.
22. Цукерман А. Введение в политический анализ: Реферат-дайджест / Сост. и подгот. к публ. B.C. Комаровским / Пер.: B.C. Комаровский, И.В. Лододо, И.О. Тюрина. – М., 1995 – 118 с.