Статья:

Разработка финансовой стратегии предприятия

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Гурчиани Д.Г. Разработка финансовой стратегии предприятия // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 35(128). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/128/79332 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Разработка финансовой стратегии предприятия

Гурчиани Доминика Гиглаевна
магистрант, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье проведен анализ принципов формирования финансовой стратегии предприятия и разработка ее на перспективу. Автором дано определение финансовой стратегии предприятия. Рассмотрены основные принципы формирования финансовой стратегии предприятия. Разработан план реализации финансовой стратегии предприятия на перспективу.

Abstract. This article analyzes the principles of forming a financial strategy of an enterprise and developing it for the future. The author defines the financial strategy of the enterprise. The main principles of forming the financial strategy of the enterprise are considered. A plan for implementing the company's financial strategy for the future has been developed.

 

Ключевые слова: финансовая стратегия, предприятие, разработка, перспективы, развитие, планирование, принципы.

Keywords: financial strategy, enterprise, development, prospects, development, planning, principles.

 

В условиях жесткой конкуренции фирмам необходимо научиться выживать. А для этого необходимо грамотно подойти к вопросам рассмотрения и разработки финансовой стратегии предприятия и принципам ее формирования.

Концепции формирования финансовых стратегий развития предприятий включают в себя такие вопросы, как стратегическое управление, маркетинг, развитие интеллектуального капитала, подробно рассмотренные в работах А.Л. Гапоненко, Т.М. Орловой, А.П. Панкрухина, Т. Стюарта, Х. Итами и др., организационное проектирование, построение организационных структур, которым посвящены исследования Ю.С. Дульщикова и Б.З. Мильнера, формирование человеческого капитала и управленческих команд, представленное в работах В.И. Корниенко и Ю.В. Шурдовой, внедрение информационных технологий, исследованное В.А. Николаевым, мотивационное управление, рассмотренное в работах Н.И.Захарова, Ю.Н.Барышникова и др.

Целью проведения данного исследования является – анализ принципов формирования финансовой стратегии предприятия и разработка ее на перспективу.

Финансовая стратегия предприятия – это определение основных долгосрочных целей и задач организации и установка схемы действий, распределение ресурсов, которые нужны для достижения целей. По нашему мнению, финансовая стратегия - набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности [5, с.300].

В целом стратегия – это такая модель действий, которая служит для достижения целей организации. Она содержит в себе определенные схемы принятия решений в зависимости от изменений среды, которые помогают уточнить и скорректировать основные направления деятельности. Следует отметить, что финансовая стратегия формируется на перспективу и зависит от конкретных целей и задач, стоящих перед предприятием в ближайшей и долгосрочной перспективе. Также необходимо учитывать влияние внешних и внутренних факторов при формировании финансовой стратегии. Это поможет уберечь фирму от нежелательных рисков и потерь. Важно всегда учитывать момент времени при разработке стратегии. Так как с течением времени многие параметры могут сильно изменяться. Следовательно, допустим вариант корректировки финансовой стратегии фирмы. Кроме того, также могут вноситься дополнения, а в отдельных случаях и полное переформулирование самой стратегии.

В любом случае, она не должна противоречить миссии самого предприятия [6, с.19]. Суть стратегического планирования состоит в создании стратегий и разработке программ, предназначенных для решения определенных задач. Стратегическое планирование – это процесс, состоящий в определении целей организации, ресурсов, используемых для достижения этих целей, и также включает в себя политику проведения стратегического курса по достижению данных целей. Стратегическое финансовое планирование имеет несколько важных принципов. Во-первых, как правило, стратегия вырабатывается высшим руководством; также, стратегический план должен основываться на конкретных исследованиях и фактических данных; разрабатываемый стратегический план должен обладать гибкостью, чтобы в случае необходимости его можно было изменить: и наконец, планирование должно содействовать успеху организации [1, c.132].

Рассмотрим основные принципы формирования финансовой стратегии предприятия:

1. Стратегия должна учитывать, что любое предприятие является открытой системой способной к самоорганизации. Она должна быть прозрачной для участников организационного процесса и руководства самой организации. Участники предприятия также должны находиться в постоянном обмене информацией с остальными ее участниками, уметь проявлять навыки и умения самоорганизации. Это позволит сделать предприятие независимым и устойчивым [4, с.111].

2. Формирование финансовой стратегии должно осуществляться с учётом интересов доминантных сфер (ресурсов никогда не бывает достаточно. Нужно чётко знать, что приносит прибыль устойчивость известность и их интересы учитывать в первую очередь). Считаем, что здесь необходимо исходить из принципа целесообразности и эффективности. Лишние затраты не нужны предприятию, они принесут ему дополнительные расходы, а это в свою очередь повлияет на прибыль. Четко продуманная политика позволит увязать все элементы процесса в единое целое и сформировать рациональный механизм ее реализации.

3. Необходимо обеспечивать гибкость разработанной финансовой стратегии (гибкость включает 2 аспекта: способность своевременно корректировать решения так как предсказать все изменения среды невозможно, способность перенаправлять ресурсы из одних подразделений в другие с целью решения стратегических задач). Кроме того, возможность изменения стратегии при неблагоприятных условиях позволяет сделать предприятие устойчивым и независимым от внешних факторов [3, с.40].

4. Обеспечение альтернативности обеспечения стратегического выбора, то есть стратегия может выбираться из достаточного количества альтернатив. Считаем, что предприятию целесообразно разрабатывать несколько вариантов стратегий. Выбор того или иного варианта будет зависеть от конкретной ситуации, целей и задач, стоящих перед ним.

5. Обеспечение использования в процессе разработки стратегии результатов технологического прогресса. Инновационные решения придадут стратегии предприятия индивидуальность и креативность. При разработке финансовой стратегии следует ориентироваться на зарубежные направления и модели [2, с.115]. План реализации финансовой стратегии предприятия представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. План реализации финансовой стратегии предприятия

 

На современном этапе разработка стратегии должна учитывать некоторые особенности:

1. Расширенное предложение продукции.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость технологий (возможность использовать схожие технологии в разных сферах).

3. Размывание границ между отраслями и сегментами (конкуренция не только между прямыми аналогами) [6, с.8].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что формирование финансовой стратегии предприятия представляет собой очень сложный процесс по формированию четкого плана действий организации на перспективу.

Разработка финансовой стратегии предприятия включает в себя знание и использование основных принципов управления и планирования. Данные принципы дают понять характер и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Но разрабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы имеют способность перетекать в противоположное значение. Неиспользованная возможность станет угрозой, если ее увидит и использует конкурент. Следовательно, нужно очень тщательно подходить к вопросу разработки финансовой стратегии предприятия.

 

Список литературы:
1. Басовский, Л.Е. Стратегический менеджмент / Л.Е. Басовский. – М.: ИнфраМ, 2018. – 412 с. 
2. Багиев, Г.Л. Основы маркетинговых исследований / Г.Л. Багиев. - СПб: СПбУЭФ, 2017. – 541 с. 
3. Гольдштейн, Г.Я. Основы менеджмента: учебное пособие, изд 2-е, дополненное и переработанное. / Г.Я. Гольдштейн. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2016. - 250 с. 
4. Еферин, В.П. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях / В.П. Еферин. - М., 2018. – 656 с. 
5. Зимин, Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: учебное пособие / Н.Е. Зимин. - М.: НКФ «ЭКМОС», 2017. - 150 с. 
6. Завьялов, П.С. Формула успеха: маркетинг / П.С. Завьялов. - М.: Международные отношения, 2018. – 341 с.