Роль психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)
Роль психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях
Аннотация. В статье рассматривается проблема диагностики, и развития одаренности детей, а также роль педагога в данном вопросе. Приводится ряд диагностических методик, упражнения для социально-психологического тренинга и работы с родителями, которые могут быть полезны учителю.
Ключевые слова: одаренность, диагностика, тренинг, личностный рост.
Проблема выявления, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей в настоящее время очень актуальна. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности. В нормативных актах РФ уже с 2008 года встречается рекомендация, что система образования наряду с реализацией стандарта общего образования должна выстроить систему поиска и поддержки талантливых, одаренных детей. Решение этой проблемы ставит перед учителем задачу – способствовать развитию каждой личности.
Следует дать характеристику одаренности. Одаренный ребенок – это ребенок, которому свойственна жажда знаний, потребность в исследовательской и поисковой активности, что позволяет погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает стремление к открытиям, активному самопознанию.
В учебном процессе развитие одарённости рассматривают, как способность брать ответственность за свою жизнь, быть ее автором, уметь ставить цель, искать способы её достижения, максимально использовать свои способности и т.д.
Принято выделять четыре категории одаренных детей (рис. 1).
Рисунок 1. Категории одаренных детей
Обычно одаренный ребенок сразу выделяется своей яркостью, высокой продуктивностью мышления, легкостью ассоциирования, способностью к прогнозированию, высокой концентрацией внимания. Однако, для того чтобы уверенно говорить об одаренности обучающихся необходимо применять диагностические методики и социально-психологические тесты. Говоря о психологической диагностике одаренных детей, следует отметить, что это процесс углублённого изучения особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения. Она позволяет:
– составить психологический портрет одаренного ребенка;
– выбрать методы и приемы работы с таким ребенком;
– разработать средства и формы психологического сопровождения с учетом особенностей детей.
При этом диагностика проходит в два этапа:
I этап: выявление одаренных обучающихся,
II этап: непосредственно психологическая диагностика выявленных детей.
В статье предложены следующие диагностические методики, которые могут быть использованы на первом этапе:
1. Журнал небылицы в лицах.
Рекомендации: Обучающимся (участникам диагностической группы) предлагают побыть в роли члена редакции детского журнала. Важно присвоить каждому участнику группы порядковый номер. Далее ведущий зачитывает начало статьи (сказки):
«Жил-был маленький Винтик – красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все утверждали, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...» В этот момент ведущий прерывает повествование фразой: «Продолжение следует в номере «…» журнала. Развивает сюжетную линию участник, чей номер был озвучен. Учитель следит за повествованием, в определенный момент прерывает повторяющейся фразой: «Продолжение следует в «...» номере журнала либо «окончание в номере …». Не следует забывать о рефлексии.
Итогом работы является качественная оценка ответов участников групп. Оцениваются чувства, эмоции, художественные образы, литературный слог, умение излагать свои мысли, оперативно ориентироваться в меняющемся сюжете, нравственная оценка поступков героев, сочиненного произведения и т.д.
2.Упражнение «Композиция из предметов».
Участникам предлагают, используя подручный материал (тетрадь, пенал, бутылочка с водой и т.д.), составить «композицию» на заданную тему, придумать ей название, презентовать ее, обосновав выбор предметов и их расположение.
3.Упражнение «Фраза из трех слов».
Участники получают фразу, например, «Мама посадила розы».
Задача: перефразировать ее наибольшее количество раз. (Например: «Мама выращивает цветы», «Анна Михайловна высадила цветущие растения» и т.д).
Современная психолого-педагогическая литература предлагает множество диагностических методик, которые могут эффективно использованы.
В дальнейшей работе по сопровождению одаренных детей, целесообразно обратить внимание на социально-психологический тренинг для одаренных детей. Цель которого, содействие социальной адаптации, развитию личности, жизненно необходимых навыков, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения, посредством создания условий для развития эмоционально-волевой сферы, эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
Экспериментальной группе обучающихся среднего звена было предложено участие в таком тренинге. Для эмоционального входа в совместную деятельность ребята выполняли упражнение, которое предполагало активные прыжки с выкрикиванием «Ахха! Оххо! Иххи!». Психологическая значимость упражнения заключается в создании эмоциональной, физической и мотивационной готовности к совместной деятельности.
Формирование умений коллегиального взаимодействия было использовано упражнение на основе всеми известной игры с мячом в кругу, когда участник бросает мяч другому, называя свое имя. Для формирования умений работать в группе, принимать коллективные решения, было предложено повторить упражнение, но во второй раз называть не только свое имя, но и имя того, кому бросают мяч. Особый эмоциональный отклик вызвало упражнение «Кто?».
Инструкция: Ведущий зачитывает характеристики, а участники тренинга выходят в круг, если чувствуют, что это имеет к ним непосредственное отношение.
Варианты характеристик, которые можно дополнять:
- играет на музыкальном инструменте;
- умеет петь (танцевать, играть в футбол, баскетбол);
- катается на коньках;
- бывал в Москве (Казани);
- имеет брата / сестру;
- любит пиццу (яблоки);
- считает себя «совой» / «жаворонком»;
- занимается спортом;
- любит математику / географию / физкультуру.
Важным этапом данного упражнения является рефлексия. Необходимо получить обратную связь об эмоциях, чувствах участников, их желании / нежелании примерять на себя предложенные характеристики. Возможно кто-то с нетерпением ждал возможности выйти в круг или наоборот.
Резюмируя основополагающие вопросы данной статьи, хочется отметить, что процесс выявления одаренных детей необходимо проводить уже с начального звена. Учителя должны сопровождать таких детей на протяжении всего периода обучения. Стимулировать познавательные способности, работать дифференцированно, анализировать учебно-воспитательную деятельность всего класса, уделять внимание коллективным творческим делам.
Также немаловажно уделять должное внимание работе с семьями одаренных ребят. В данном вопросе высока роль школьного психолога, который может предложить рекомендации для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми. Ведь одаренные дети очень подвержены стрессами, которые может вызвать перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем учебной информации, эмоциональные нагрузки, противоречия между несовместимыми мыслями.
Родители – это те взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. В работе с ними эффективно использовать упражнение «Снежинка», провести которое можно на родительском собрании.
Родители получают по одной белой бумажной салфетке. Не подсматривая на соседей, они должны сложить лист пополам и оторвать сверху справа уголок. После этого получившийся лист снова сложить пополам и оторвать еще раз сверху. Следует повторять эти действия до тех пор, пока будет возможно складывать салфетку. Далее частников просят развернуть снежинку, сравнить с работами окружающих и найти совершенно идентичную. Очень маловероятно удовлетворить последнее условие. Важно подчеркнуть, что несмотря на то, что инструкция у всех была одинаковая и салфетки были одинаковые, но результат получился разный. Так и не существует одинаковых людей. Но при этом каждая снежинка прекрасна по-своему. Учитель должен стремиться способствовать осознанию родителями уникальности и неповторимости своих детей, а также их значимой роли в развитии способностей и талантов последних.
В завершение хочется добавить слова Карла Роджерса: «Если в современном обществе мы не будем иметь одаренных людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, то мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за отсутствие творческости».