Статья:

Роль психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Хасанова А.И. Роль психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 35(128). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/128/79387 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в общеобразовательных учреждениях

Хасанова Альбина Ильсуровна
Исламов Артем Эдикович
научный руководитель, старший преподаватель, Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. В статье рассматривается проблема диагностики, и развития одаренности детей, а также роль педагога в данном вопросе. Приводится ряд диагностических методик, упражнения для социально-психологического тренинга и  работы с родителями, которые могут быть полезны учителю.

 

Ключевые слова: одаренность, диагностика, тренинг, личностный рост.

 

Проблема выявления, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей в настоящее время очень актуальна. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.  В нормативных актах РФ уже с 2008 года встречается рекомендация, что система образования наряду с реализацией стандарта общего образования должна выстроить систему поиска и поддержки талантливых, одаренных  детей. Решение этой проблемы ставит перед учителем задачу – способствовать развитию каждой личности.

Следует дать характеристику одаренности. Одаренный ребенок – это ребенок, которому свойственна жажда знаний, потребность в исследовательской и поисковой активности, что позволяет погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает стремление к открытиям, активному самопознанию.

В учебном процессе развитие одарённости рассматривают, как способность брать ответственность за свою жизнь, быть ее автором, уметь ставить цель, искать способы её достижения, максимально использовать свои способности и т.д.

Принято выделять четыре категории одаренных детей (рис. 1).

 

Рисунок 1. Категории одаренных детей

 

Обычно одаренный ребенок сразу выделяется своей яркостью, высокой продуктивностью мышления, легкостью ассоциирования, способностью к прогнозированию, высокой концентрацией внимания. Однако, для того чтобы уверенно говорить об одаренности обучающихся необходимо применять диагностические методики и социально-психологические тесты. Говоря о психологической диагностике одаренных детей, следует отметить, что это процесс углублённого изучения особенностей обучающихся на протяжении всего периода обучения. Она позволяет:

– составить психологический портрет одаренного ребенка;

– выбрать методы и приемы работы с таким ребенком; 

– разработать средства и формы психологического сопровождения с учетом особенностей детей.

При этом диагностика проходит в два этапа:

I этап: выявление одаренных обучающихся,

II этап: непосредственно психологическая диагностика выявленных детей.

В статье предложены следующие диагностические методики, которые могут быть использованы на первом этапе:

1. Журнал небылицы в лицах.  

Рекомендации: Обучающимся (участникам диагностической группы) предлагают побыть в роли члена редакции детского журнала. Важно присвоить каждому участнику группы порядковый номер. Далее ведущий зачитывает начало статьи (сказки):

«Жил-был маленький Винтик – красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все утверждали, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...» В этот момент ведущий прерывает повествование фразой: «Продолжение следует в номере «…» журнала. Развивает сюжетную линию участник, чей номер был озвучен. Учитель следит за повествованием, в определенный момент прерывает повторяющейся фразой: «Продолжение следует в «...» номере журнала либо «окончание в номере …». Не следует забывать о рефлексии.

Итогом работы является качественная оценка ответов участников групп. Оцениваются чувства, эмоции, художественные образы, литературный слог, умение излагать свои мысли, оперативно ориентироваться в меняющемся сюжете, нравственная оценка поступков героев, сочиненного произведения и т.д.

2.Упражнение «Композиция из предметов».

Участникам предлагают, используя подручный материал (тетрадь, пенал, бутылочка с водой и т.д.), составить «композицию» на заданную тему, придумать ей название, презентовать ее, обосновав выбор предметов и их расположение.

3.Упражнение «Фраза из трех слов».

Участники получают фразу, например, «Мама посадила розы».

Задача: перефразировать ее наибольшее количество раз. (Например: «Мама выращивает цветы», «Анна Михайловна высадила цветущие растения» и т.д).

Современная психолого-педагогическая литература предлагает множество диагностических методик, которые могут эффективно использованы. 

В дальнейшей работе по сопровождению одаренных детей, целесообразно обратить внимание на социально-психологический тренинг для одаренных детей. Цель которого, содействие социальной адаптации, развитию личности, жизненно необходимых навыков, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения, посредством создания  условий для развития эмоционально-волевой сферы, эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.

Экспериментальной группе обучающихся среднего звена было предложено участие в таком тренинге. Для эмоционального входа в совместную деятельность ребята выполняли упражнение, которое предполагало активные прыжки с выкрикиванием «Ахха! Оххо! Иххи!». Психологическая значимость упражнения заключается в создании эмоциональной, физической и мотивационной готовности к совместной деятельности.

Формирование умений коллегиального взаимодействия было использовано упражнение на основе всеми известной игры с мячом в кругу, когда участник бросает мяч другому, называя свое имя. Для формирования умений работать в группе, принимать коллективные решения, было предложено повторить упражнение, но во второй раз называть не только свое имя, но и имя того, кому бросают мяч. Особый эмоциональный отклик вызвало упражнение «Кто?».

Инструкция: Ведущий зачитывает характеристики, а участники тренинга выходят в круг, если чувствуют, что это имеет к ним непосредственное отношение.

Варианты характеристик, которые можно дополнять:

  • играет на музыкальном инструменте;
  • умеет петь (танцевать, играть в футбол, баскетбол);
  • катается на коньках;
  • бывал в Москве (Казани);
  • имеет брата / сестру;
  • любит пиццу (яблоки);
  • считает себя «совой» / «жаворонком»;
  • занимается спортом;
  • любит математику / географию / физкультуру.

Важным этапом данного упражнения является рефлексия. Необходимо получить обратную связь об эмоциях, чувствах участников, их желании / нежелании примерять на себя предложенные характеристики. Возможно кто-то с нетерпением ждал возможности выйти в круг или наоборот.

Резюмируя  основополагающие вопросы данной статьи, хочется отметить, что процесс выявления одаренных детей необходимо проводить уже с начального звена. Учителя должны сопровождать таких детей  на протяжении всего периода обучения.  Стимулировать познавательные способности, работать дифференцированно, анализировать учебно-воспитательную деятельность всего класса, уделять внимание коллективным творческим делам.

Также немаловажно уделять должное внимание работе с семьями одаренных ребят. В данном вопросе высока роль школьного психолога, который может предложить рекомендации для педагогов и родителей по работе с одаренными детьми. Ведь одаренные дети очень подвержены стрессами, которые может вызвать перегруз учебной деятельностью, чрезмерный объем учебной информации, эмоциональные нагрузки, противоречия между несовместимыми мыслями.

Родители – это те взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. В работе с ними эффективно использовать упражнение «Снежинка», провести которое можно на родительском собрании.

Родители получают по одной белой бумажной салфетке.  Не подсматривая на соседей, они должны сложить лист пополам и оторвать сверху справа уголок. После этого получившийся лист снова сложить пополам и оторвать еще раз сверху. Следует повторять эти действия до тех пор, пока будет возможно складывать салфетку. Далее частников просят развернуть снежинку, сравнить с работами окружающих и найти совершенно идентичную. Очень маловероятно удовлетворить последнее условие. Важно подчеркнуть, что несмотря на то, что инструкция у всех была одинаковая и салфетки были одинаковые, но результат получился разный. Так и не существует одинаковых людей. Но при этом каждая снежинка прекрасна по-своему. Учитель должен стремиться способствовать осознанию родителями уникальности и неповторимости своих детей, а также их значимой роли в развитии способностей и талантов  последних.

В завершение хочется добавить слова Карла Роджерса:  «Если в современном обществе мы не будем иметь одаренных людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, то мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатим за отсутствие творческости».

 

Список литературы:
1. Алексеев Н.А. Психология и педагогика одаренного ребенка: монография [электронный ресурс] / Алексеев Н.А., 2017. – режим доступа: https://obuchalka.org/20180729102560/psihologiya-i-pedagogika-odarennogo-rebenka-monografiya-alekseev-n-a-2017.html
2. Буркова Н.Н. Методическая разработка тренинга для одаренных старшеклассников по развитию уверенности в себе [Электронный ресурс]/ Н.Н. Буркова, 2019. – режим доступа:  https://urok.1sept.ru/статьи/677303/ 
3. Платонова С.М. Детская одаренность: учебное пособие / С.М. Платонова. – Санкт-Петербург: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. – 81с.
4. Черкашина А.А. Обучающий практический тренинг для педагогов. «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся» [Электронный ресурс] / А.А. Черкашина, 2015. – режим доступа: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/obuchayuschiy-prakticheskiy-trening-dlya-pedagogov---psihologo-pedagogicheskoe-soprovojdenie-odarennyh-uchaschihsya