Основные проблемы и тенденции развития внешней торговли России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(128)
Основные проблемы и тенденции развития внешней торговли России
Для развития национальной экономики любой страны важное значение имеет внешняя торговля.
Внешняя торговля – это международный обмен товарами, работами и услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности. Она состоит из двух экономических операций – экспорта (вывоза из страны) и импорта (ввоза в страну). Благодаря внешней торговле страны-участники получают:
- доступ к новейшим техническим разработкам и отсутствующим ресурсам
- возможность повысить производительность труда за счет специализации на определённой продукции в мировой торговле
- возможность расширения собственного производства с увеличением рабочих мест и повышением загруженности оборудования.
Самым главным плюсом внешней торговли является получение дохода и привлечение иностранного капитала.
Основными показателями, характеризующими внешнюю торговлю страны, являются объёмы экспорта и импорта, внешнеторговое сальдо, товарная структура экспорта и импорта. Превышение экспорта над импортом называется положительным внешнеторговым сальдо, т. е. страна больше производит и продаёт за границу. Иная ситуация складывается, когда страна не имеет возможности производить свою продукцию (отсутствие ресурсов, высокие затраты на производство, отсталость в экономическом развитии), тогда страна будет считаться импортозависимой и сальдо будет отрицательным. Ниже рассмотрена динамика экспорта и импорта России за 2000 – 2018гг по данным таможенной статистики [1], выделены топ-5 самых крупных стран-партнёров в данных направлениях.
Рисунок 1. Динамика экспорта и импорта России за 2000 – 2018 гг.
Как видно из рис. 1, с 2000г. по 2008г. оба показателя плавно поднимались вверх, но вследствие наступившего в 2008г. мирового финансового кризиса динамика резко ухудшилась. В 2009г. по отношению к предыдущему году объёмы экспорта упали на 35%, а импорта на 37,4%. В 2010г. достичь докризисных показателей не удалось, но в 2011г. это получилось. Однако, введённые в 2014г. международные экономические санкции привели к сокращению Россией экспорта и импорта продукции почти до уровня 2009г. В 2017г. обороты внешней торговли начали вновь расти.
Небольшая группа государств, а именно 10, составляют 50% мировой торговли. В табл. 1 и табл. 2 представлены страны, имеющие наибольший удельный вес в мировом экспорте и импорте, а также положение России среди них. Данные некоторых из ведущих стран за 2018г. в статистическом сборнике не представлены.
Таблица 1.
Удельный вес отдельных стран в мировом экспорте
|
2010г |
2015г |
2016г |
2017г |
1 |
Китай (10,4%) |
Китай (14,1%) |
Китай (13,7%) |
Китай (13,3%) |
2 |
США (8,5%) |
США (9,3%) |
США (9,3%) |
США (9,0%) |
3 |
Германия (8,3%) |
Германия (8,2%) |
Германия (8,5%) |
Германия (8,5%) |
4 |
Япония (5,1%) |
Япония (3,9%) |
Япония (4,1%) |
Япония (4,1%) |
5 |
Франция (3,4%) |
Р. Корея (3,2%) |
Р. Корея, Франция (3,2%) |
Р. Корея (3,4%) |
Лидерами в мировом экспорте являются Китай, США, Германия и Япония. Пятое место разделяют Франция и Республика Корея. Россия занимает следующие позиции: в 2010г – 13-е место (2,6%), в 2015г – 17-е место (2,1%), в 2016г – 19-е место (1,8%), в 2017г – 18-е место (2,1%), в 2018г – 14-е место (2,4%).
Таблица 2.
Удельный вес отдельных стран в мировом импорте
|
2010г |
2015г |
2016г |
2017г |
1 |
США (13,0%) |
США (14,2%) |
США (14,2%) |
США (13,8%) |
2 |
Китай (10,3%) |
Китай (10,3%) |
Китай (10,1%) |
Китай (10,5%) |
3 |
Германия (7,0%) |
Германия (6,4%) |
Германия (6,7%) |
Германия (6,6%) |
4 |
Япония (4,6%) |
Япония (4,0%) |
Япония (3,8%) |
Япония (3,8%) |
5 |
Франция (4,0%) |
Великобритания (3,8%) |
Великобритания (3,7%) |
Франция (3,6%) |
Примерно 13,5% мирового импорта приходится на США, второе место занимает Китай (в среднем 10%). Великобритания и Франция борются за 5-е место. Россия занимает следующие позиции: 2010г – 17-е место в рейтинге (1,5%), 2015г – 18-е место (1,1%), в 2016г и 2017г – 19-е место (1,2% и 1,3%), 2018г – на одну позицию выше предыдущего года. [3]
Таблица 3.
Главные импортёры товаров из России
|
2000г |
2005г |
2010г |
2014г |
2015г |
2018г |
1 |
Германия (8,96%) |
Нидерланды (10,19%) |
Нидерланды (13,59%) |
Нидерланды (13,68%) |
Нидерланды (11,89%) |
Китай (12,46%) |
2 |
Италия (7,04%) |
Германия (8,17%) |
Италия (6,9%) |
Китай (7,54%) |
Китай (8,33%) |
Нидерланды (9,66%) |
3 |
Беларусь (5,4%) |
Италия (7,89%) |
Германия (6,32%) |
Германия (7,47%) |
Германия (7,38%) |
Германия (7,6%) |
4 |
Китай (5,09%) |
Китай (5,4%) |
Украина (5,83%) |
Италия (7,08%) |
Италия (6,49%) |
Беларусь (4,89%) |
5 |
Украина (4,87%) |
Украина (5,14%) |
Турция (5,13%) |
Турция (5,01%) |
Турция (5,61%) |
Турция (4,74%) |
В 2000г. самой крупной страной – импортёром российских товаров оказалась Германия. В последующих представленных периодах в табл. 3 Германия всегда входила в пятёрку первых. Китай, Италия, Нидерланды в пяти из шести анализируемых периодов также входили в пятёрку крупных импортёров России. В основном в данные страны вывозится топливно – энергетические товары. Объём экспортируемых товаров в Украину в 2015г. сократился на 45,5% по сравнению с 2014г.
Таблица 4.
Главные экспортёры товаров в Россию
|
2000г |
2005г |
2010г |
2014г |
2015г |
2018г |
1 |
Германия (11,51%) |
Германия (13,45%) |
Китай (17,05%) |
Китай (17,69%) |
Китай (19,11%) |
Китай (21,9%) |
2 |
Беларусь (10,95%) |
Украина (7,92%) |
Германия (11,67%) |
Германия (11,49%) |
Германия (11,18%) |
Германия (10,7%) |
3 |
Украина (10,78%) |
Китай (7,36%) |
Украина (6,14%) |
США (6,44%) |
США (6,26%) |
США (5,25%) |
4 |
США (7,95%) |
Япония (5,91%) |
США (4,86%) |
Беларусь (4,44%) |
Беларусь (4,93%) |
Беларусь (5,2%) |
5 |
Казахстан (6,49%) |
Беларусь (5,79%) |
Япония (4,5%) |
Италия (4,43%) |
Италия (4,55%) |
Италия (4,44%) |
Страны – экспортёры в Россию схожи со странами-импортёрами. Германия так же занимает первые позиции. Начиная с 2009г., страной-лидером по ввозу товаров в Россию становится Китай. Объём импортируемых товаров из Украины в 2015г. снизился на 47,2% по отношению к объёму в 2014г. Из Китая доставляются электрические машины и оборудование, ядерные реакторы, обувь. Из Германии ввозятся помимо упомянутых выше реакторов наземный транспорт, кроме железнодорожного, лекарства, электрические машины. США поставляет в нашу страну также реакторы, машины, медицинские и кинематографические аппарата. Из Беларуси поступают в Россию транспорт, а также сельскохозяйственная продукция: мёд, яйца, молочные продукты. Италия снабжает в добавление к перечисленным товарам ещё и пластмассовые изделия, а Япония каучук и резиновые изделия. Украина обеспечивает Россию черным и драгоценным металлом. В 2018г. почти 22% всех импортных товаров поступает именно из Китая.
Торгово-экономическое сотрудничество России и Китая ведётся на прочной основе политического взаимодоверия и общего стремления к взаимной выгоде, оно отвечает интересам в развитии обеих стран. Китай является главным партнером России. С каждым годом появляется все больше совместных проектов и программ. В 2014г. между двумя странами создана Российско-Китайская Межправительственная комиссия по инвестиционному сотрудничеству в целях содействия реализации инвестиционных проектов в неэнергетической сфере, а также в целях снижения торговых барьеров. В 2015 году Москва и Пекин подписали более 30 соглашений в различных сферах сотрудничества, начиная с проектов в энергетике и заканчивая изучением дальнего космоса. Это высшее достижение в отношениях двух стран за последние 15 лет.
Китай устанавливает высокие требования к ввозимой продукции с помощью мер нетарифного регулирования. Россия, в свою очередь, применяет повышенные таможенные пошлины. Вместе с тем, в 2018г. главы обеих стран подписали заявление, предусматривающее разработку плана развития сельского хозяйства на Дальнем Востоке, в Байкальском регионе и в Северо – Восточном Китае. На 2018г. инвестиции Китая в экономику России превосходят в 10 раз.
Безусловно, существуют и проблемы в отношениях двух стран в сфере сельского хозяйства. Это и внешнеторговые риски, когда санитарные и фитосанитарные меры накладывают ограничения на поставки российской продукции на китайский рынок. Это и недостаточное развитие транспортно – логистической сети, что не позволяет увеличить товарный поток. Связанные с особенностями сельского хозяйства (сезонность), с крупными первоначальными финансовыми вложениями и низкой рентабельностью инвестиционные риски также имеют место быть.
В условиях санкций сотрудничество России и Китая может поднять экономику России на новый уровень.