Статья:

Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Якушина О.Н. Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/79684 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности административно-правового статуса иностранцев и лиц без гражданства

Якушина Олеся Николаевна
студент Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва
Волочкова Марина Евгеньевна
научный руководитель,

 

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF FOREIGNERS AND STATELESS PERSONS

 

Olesya Iakushina

Student, Moscow University of Finance and Law, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы правового статуса иностранного гражданина и лица без гражданства.

Abstract. About the legal status of a foreign citizen and a stateless person.

 

Ключевые слова: административно-правовой статус, иностранных граждан, лицо без гражданства.

Keywords: administrative and legal status, foreign citizens, stateless persons.

 

Административно-правовой статус иностранных граждан, находящихся на территории РФ, не является одинаковым для всех лиц по объему прав. То есть имеется некоторое неравноправие, заключающееся, главным образом, в возможностях въезда на территорию РФ, трудоустройства и передвижения, в зависимости от: наличия территориально-исторических связей РФ и государства, гражданином которого является иностранный гражданин; политических взаимоотношений и договоренностей между государствами; срока пребывания на территории Российской Федерации; цели пребывания на территории Российской Федерации;

- профессии, если целью пребывания, является работа. Эти различия могут выражаться как в административно бюрократических процедурах возможности въезда на территорию Российской Федерации и нахождения на ней, так и в возможностях трудоустройства, обучения и т.д. Рассмотрим их подробнее.

Наиболее благоприятный административно-правовой режим, предусмотрен для граждан некоторых государств, ранее входивших в состав СССР, например, Узбекистана, Казахстана, Республики Беларусь.

Прежде всего, эти страны имеют безвизовый режим, согласно которому они имеют право въезжать на территорию Российской Федерации в упрощенном порядке, без необходимости получения визы. Если граждане других стран, подпадающие под действие визовых правил, пребывают на территории России без визы на срок, ограниченный 90 днями, то для более длительного пребывания они обязаны принять ее, независимо от причины и цели пребывания в стране, граждан этих стран, имеющих достаточные документальные основания для пребывания на территории Российской Федерации, трудоустройства, патентной работы, поступления в учебные заведения.

Иностранный гражданин в международном праве – это лицо,не имеющее гражданства в стране своего положения, но все же имеющее доказательство гражданства другой страны.Если вы являетесь иностранным гражданином, вы можете подать заявление на получение одного из них

Лицо без гражданства, в отличие от иностранца, называется лицом без гражданства. На территории определенного государства правовой статус иностранных граждан выражает совокупность их обязанностей и прав. Она определяется национальным законодательством государства с учетом обязательств по международным договорам.

Виды правовых систем иностранцев, их три вида правовых систем иностранцев: государственная-указывает на сбалансированность статуса иностранцев в различных сферах отношений с постоянно проживающими гражданами;в частности-включает положения о конкретных правах иностранных граждан и определяет обязанности.

Таким образом, граждане государств-участников СНГ пользуются в Российской Федерации многими правами, которые предоставляются им в соответствии с соглашениями между Российской Федерацией и республиками Советского Союза; система НБН определяется предоставлением иностранцам конкретных прав и обязанностей в конкретных областях, которые предоставляются гражданам любой третьей страны и лицам с более привилегированным статусом, проживающим в этой стране. Такая система определяется непосредственно на основе взаимности и на основе соглашений между этими странами.

Различие между правами иностранных граждан и граждан страны, в которой они проживают, определяется главным образом в контексте политических прав, а именно права иностранных граждан не участвовать в выборах и быть избранными для представления власти, а также права на участие в референдумах и доступ к государственным услугам в стране. Они также не могут быть связаны с военной службой, поскольку иностранцы не выполняют воинских обязанностей.

Они не имеют права въезжать и выезжать, но могут установить безвизовую систему или систему лицензирования для граждан, въезжающих и выезжающих из определенной страны, и так далее. Когда иностранцы остаются за границей, они получают защиту и покровительство граждан государства.

Иностранные граждане имеют право на правовую помощь и защиту со стороны соответствующих органов своей страны, а также на помощь в случае лишения правосудия в принимающей стране и т.д.4 в то же время иностранец не теряет правовых связей со своей страной и лояльно относится к законам своей страны.

Иностранцам предоставляется национальный режим-это дает им право находиться на одном уровне с гражданами РФ в области имущественных прав, но и обязанность соблюдать законодательство действующего Гражданского кодекса.

Материальные, личные, неимущественные, трудовые, процессуальные и семейные права иностранцев, проживающих на территории Российской Федерации, регулируются нормами международного частного права. В то же время они включают в себя правовые нормы российского государства, а также процедуры отечественного государства. Двойные несоответствия представляют собой особенности правового статуса иностранцев.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации иностранные граждане в Российской Федерации имеют возможность получить ту же квалификацию, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом. В результате они получают национальный режим. В соответствии со статьей 2 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются равными правами с гражданами Российской Федерации.

Этот статус не зависит от цвета кожи, расы, религии, пола, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного статуса. Вопрос о предоставлении иностранцам того же правового статуса, что и российским гражданам, не подходит для проживания в России.

Иностранные граждане имеют право обращаться в суды Российской Федерации и пользоваться правом гражданского иска, как и российские граждане. Власть иностранцев может быть ограничена только решением Правительства Российской Федерации о принятии ответных мер в отношении граждан стран, которые также ограничивают власть российского гражданина. В таких случаях применяется простое международное право, вытекающее из системы суверенного равенства государств.

Использование национального законодательства иностранными гражданами допускается только при достижении международного соглашения по вопросу о Российской Федерации как соучастнике. Обязанности иностранцев по пребыванию в России заключаются в следующем:

- Должен уважать конституцию 7 и соблюдать законы страны, в которой он находится (Статья 62 Конституции Российской Федерации);

- Не становиться источником пропаганды национальной, социальной, расовой или религиозной ненависти (статья 29 Конституции Российской Федерации);

Охрана историко-культурного наследия,памятников истории и культуры (статья 44 Конституции РФ); - уплата установленных законом налогов и сборов (статья 57 Конституции РФ); - Охрана природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам (статья 58 Конституции РФ).

Иностранные граждане, пребывающие на территории Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, обязаны получить разрешение на работу в Российской Федерации. При этом граждане, временно пребывающие в других странах, могут трудоустроиться только по специальности, указанной в субъекте РФ и разрешении на работу.

Работодатель не обязан получать разрешение на работу для иностранного гражданина, но обязан уведомить об этом надзорную администрацию. Порядок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации требует наличия визы, права на работу только на основании приглашения работодателя и выдачи ему рабочей визы и разрешения, участия работодателя в иностранной рабочей силе и разрешения на работу-на основании заключений физических лиц, органов ГУВМ МВД, органов службы занятости населения, о целесообразности привлечения и использования иностранных работников (п. 3 ст. 18 Федерального закона«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», об основаниях их участия в трудоустройстве иностранных граждан). работников (статья 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на основании приема на работу иностранных работников (статья 3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», на основании приема на работу иностранных работников).

Согласно статье 13 Закона № 115-ФЗ, исключения предусмотрены только в отдельных случаях, например, при привлечении высококвалифицированных специалистов, когда работодателю не требуется получение лицензии. Если иностранный гражданин постоянно проживает на территории Российской Федерации, то для его трудоустройства не требуется специального разрешения, будь то работник или работодатель. Они свободны в выборе места работы, перемещении по территории Российской Федерации и даже имеют некоторые политические права (о чем говорилось выше).

Временным резидентам Российской Федерации, которые имеют возможность работать без получения специального разрешения, на основании межгосударственных соглашений, только на территории субъекта Российской Федерации, предоставляется право на временное проживание для трудоустройства.

Они не имеют права менять место жительства, то есть ограничены в своем передвижении. По истечении срока, определенного документами на вид на жительство, они должны продлить этот срок или покинуть территорию. В противном случае их присутствие на территории Российской Федерации будет считаться незаконным и будет иметь некоторые неблагоприятные последствия.

К особой категории иностранных граждан относятся иностранные граждане, признанные беженцами или получившие временное убежище на территории Российской Федерации. Для этих лиц документом, удостоверяющим личность,является не паспорт, виза или вид на жительство, а свидетельство беженца или свидетельство о временном убежище. Их правовой статус практически равен правовому статусу граждан Российской Федерации, за исключением, пожалуй, отсутствия политических прав. Конкретная детализация законов и нормативных актов этого типа семейных отношений заключается в важности определения того, какие законы страны регулируют и к ним следует отнести.

Этот вопрос рассматривается в разделе VII СК РФ. Он отражает коллизионные нормы права. Коллизионные нормы – это нормы, указывающие на тип законодательства, которое необходимо применять, а также нормы, не имеющие прямого ответа на то, как решить проблему. Этот тип спецификации можно найти в ряде международных договоров России, за исключением СВК РФ. Гражданин – это лицо, которое юридически принадлежит к определенной стране. Иностранный гражданин – это лицо, которое должно иметь доказательство в виде национального паспорта, принадлежащего определенной стране.

На основании статьи 62 российскому гражданину разрешается приобретать второе гражданство.

Для граждан двух национальностей важно соблюдать законы обеих стран. Апатридами являются лица, не доказавшие свою принадлежность к какому-либо государству. Поскольку некоторые международные соглашения о правовой помощи по семейным вопросам между Россией и другими странами являются ключевой частью семейного права, приоритет отдается нормам международных договоров в случае возникновения противоречий между правовыми нормами СК РФ и нормами международных договоров в России. Об этом говорится в статье 15 Конституции РФ и статье 6 СК РФ.

Иностранные граждане имеют право: свободно передвигаться по территории России в коммерческих или личных целях (за исключением необходимости получения специального разрешения, предусмотренного Федеральным законом); быть избранными и избранными в орган местного самоуправления (постоянное место жительства в России), участвовать в местных референдумах;свободно выбирать вид профессиональной деятельности, заниматься коммерческой или иной не запрещенной законом экономической деятельностью;проходить военную службу в России по контракту.

Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком действия визы. Правительство РФ предусматривает квоту на временное проживание, которая действует до трех лет. В течение срока действия разрешения вид на жительство может быть предоставлен по просьбе гражданина другой страны,если для этого есть законные основания.

В этом случае вид на жительство может быть предоставлен территориальным управлением внутренних дел по просьбе гражданина другого государства.

Иностранные граждане не имеют права:избираться или быть избранными в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, участвовать в референдумах Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;осуществлять деятельность на муниципальной службе;занимать должности в составе экипажей судов, плавающих под российским флагом, становиться экипажами военных кораблей, командирами судов гражданской авиации и др.Работа в организациях и учреждениях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации ;называется альтернативной гражданской службой-военной службой.

Граждане, въезжающие на территорию России, обязаны зарегистрироваться в течение 3 рабочих дней со дня прибытия после письменного индивидуального заявления. Регистрация иностранных граждан осуществляется территориальными органами федеральной администрации (за исключением дипломатов и членов их семей). Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев статус беженца регулируется Федеральным законом № 4528-1 «О беженцах». Беженцы – это иностранные граждане или лица без гражданства, которые покидают свою страну гражданства из-за преследования, страха за свою собственную жизнь, дискриминации по признаку национальности, расы, религии, политических убеждений или принадлежности к какой-либо социальной группе.

Внутренне перемещенными лицами обычно являются граждане Российской Федерации, выехавшие из иностранного государства для прибытия в Российскую Федерацию или переведенные из одного субъекта федерации в другой. Вынужденные переселенцы – это иностранные граждане,которые на законных основаниях постоянно проживают на территории России, но сменили место жительства.Вынужденный переселенец в России-это лицо, которое легально и постоянно проживает в стране России по ходатайству лица о получении статуса вынужденного переселенца или беженца. Заодно проверьте заявку и предоставьте соответствующий сертификат.

Отказ в предоставлении статуса беженца или принятие заявления могут быть обжалованы в судебном порядке. Долгосрочные беспроцентные кредиты внутренне перемещенным лицам и беженцам на строительство или приобретение жилья. Эти люди могут пользоваться определенными правами как граждане России и нести определенные обязанности. Беженец, как правовое понятие, имеет множество характеристик: он не является гражданином Российской Федерации,он прибывает на территорию России из другого государства; он обращается за получением статуса беженца из-за страха преследования по признаку национальности, расы, религии, политических убеждений, принадлежности к определенной социальной группе; он не пользуется (или не хочет) защитой и защитой своей собственной страны; он не является и не хочет возвращаться в свою страну из-за страха за свое здоровье и жизнь; компетентные органы Российской Федерации приняли решение о предоставлении лицу статуса беженца.

Беженцы не включают тех, кто совершает преступления против человечности и мира, военные преступления, определенные в международных актах, серьезные неполитические преступления и преступления, противоречащие целям и принципам Организации Объединенных Наций. Лицо не является беженцем, если оно покидает свою территорию или место постоянного проживания по следующим причинам: голод, экономические причины, чрезвычайные ситуации техногенного или природного характера.

Лицу может быть отказано в предоставлении статуса беженца, если:

–Этот человек совершил преступление на территории России и возбудил уголовное дело;

–Лицу было отказано в предоставлении статуса беженца, и ситуация в его стране не изменилась с момента получения отказа в предоставлении статуса беженца;

–Любое государство, поддерживающее Конвенцию Организации Объединенных Наций о статусе беженцев или протокол о беженцах, обоснованно отказывается признавать беженца-человека (правовая норма признания беженца-человека не должна противоречить законодательству Российской Федерации);

–Лицо имеет гражданство третьей страны, в которой оно может быть защищено от судебного преследования;

–Лицо прибывает с территории государства, где может быть получен статус беженца; - лицо отказывается предоставить персональные данные-у лица есть муж или жена, гражданин Российской Федерации;лицо имеет постоянный вид на жительство в Российской Федерации;законодательство Российской Федерации.

Для признания лица беженцем необходимы следующие действия: обращение с соответствующим ходатайством, предварительное его рассмотрение, рассмотрение по существу, принятие решения о предоставлении или отказе в предоставлении статуса беженца.

 

Список литературы:
1. Бабаев Р. Ю. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации //Дисс.… к. ю. н. М. – 2014. 
2. Коваль Л.В. Административно-деликтное отношение. 2011 // URL: http://texts.news/ pravo-rossii-administrativnoe/subyektyinesuschieotvetstvennost-34921.html (Датадоступа: 14.10.2020).
3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.12.2019, с изм. от 28.04.2020).
4. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом по- правок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11- ФКЗ).
5. Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07.2002 N 115-ФЗ.
6. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020).
7. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 26.07.2019) «О беженцах».