Статья:

Основные этапы развития логистической системы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Москальченко А.Ю. Основные этапы развития логистической системы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/79805 (дата обращения: 20.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные этапы развития логистической системы

Москальченко Анна Юрьевна
магистрант, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж
Шурчкова Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Воронежский государственный университет, РФ, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье раскрываются основные этапы развития логистической системы.

 

Ключевые слова: логистическая система, стадии развития, транспортировка, хранение, физическое распределение, логистика, интегрированная логистика.

 

В настоящее время логистические системы разных корпораций в реальной экономике находятся на разных стадиях развития, что обусловлено конкретными причинами субъективного и объективного характера. Логистическая система считается в системе функционирования современных предприятий одной из наиболее важных и всеобъемлющих систем [2, c. 662]. Именно поэтому, управление и формирование логистической системы предприятия должно осуществляться с позиции наибольшей результативности корпоративной системы, а не наибольшей результативности ее отдельных подсистем [3, c. 140].

В современных исследованиях отмечается, что существуют отдельные стадии, через которые логистическая система должна пройти неизбежно в собственном развитии для достижения своего совершенства и эффективности.

Современные исследователи выделяют четыре стадии развития логистических систем. Однако стоит подчеркнуть, что чем более высокий уровень развития логистической системы на предприятии, тем более конкурентоспособным оно является.

Первым этапом развития логистической системы предприятия считается транспортировка и хранение. Данный этап развития считается наименее совершенным, так как логистическая система предприятия в данном случае находится лишь на уровне развития.

Таким образом, на первом уровне развития логистических систем предприятия затрагиваются лишь вопросы транспортировки и складирования готовой продукции. На этой стадии соответствующие логистические стратегии еще не разрабатываются, функции логистического характера, в свою очередь, выполняются по принципу реагирования на изменения спроса и сбои в распределении продукции предприятия.

На втором этапе развития логистической системы предприятия осуществляется физическое распределение. Следовательно, осуществляется управление потоком произведенных товаров от производства до конечного потребителя. В данном случае в логистической системе предприятия под контроль попадают следующие функции:

- планирование работы логистической системы;

- хранение готовой продукции;

- обработка заказов;

- обслуживание потребителей [1, c. 6].

Таким образом, второй этап развития системы логистики предполагает объединение всех бизнес-процессов по транспортировке, управлению запасами готовой продукции, складированию, обработке заказов и обслуживанию заказчиков. Это, прежде всего, обусловлено интеграцией функций логистики, которые осуществляются при соответствующем распределении готовой продукции предприятия. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что на втором этапе развития логистической системы могут быть сформированы соответствующие стратегии товарного распределения.

Третий этап развития логистической системы предприятия – логистика, на данном этапе осуществляется контроль логистических процессов от закупки до обслуживания конечного потребителя.

На третьем этапе развития логистической системы предприятия к уже существующим логистическим функциям добавляются следующие функции логистики:

- проектирование логистической системы;

- управление запасами незавершенного производства;

- закупка или добыча сырья;

- производственное планирование;

- прогнозирование сбыта;

- доставка на предприятие сырья [1, c. 7].

В данном случае стоит подчеркнуть, что на третьем уровне развития логистической системы предприятия единственной сферой, которая не попадает под контроль, считается оперативное управление производственным процессом. В целом, работа логистической системы оценивается с помощью управления производительностью систем, а не с помощью анализа и сокращения затрат. Таким образом, управление осуществляется с помощью планирования упреждающих воздействий, а не по принципу непосредственного регулирования.

И, наконец, четвертым этапом развития логистической системы предприятия считается интегрированная логистика. Предприятия, логистическая система которых находится на четвертом этапе развития, считаются наиболее успешно функционирующими. На этом этапе функции логистики аналогичны третьей стадии, но к ним также добавляется контроль над информационными и материальными потоками в производственном процессе предприятия.

Следовательно, в таких интегрированных логистических системах предприятий можно наблюдать наибольший уровень гармонии в интеграции процессов финансирования, маркетинга, сбыта, производства, планирования, а также контроля над этими процессами.

Стоит при этом подчеркнуть, что такая интеграция логистической системы предприятия способствует взаимосвязи целей разных функциональных подразделений предприятий, что приближает компании к достижению стратегических задач и целей, направленных на завоевание устойчивого положения на рынке, повышение эффективности деятельности и конкурентоспособности.

Работа предприятий, имеющих четвертый уровень развития логистической системы, как правило, может быть оценена на уровне требований международных стандартов. Именно поэтому такие компании могут претендовать на их включение в логистическую систему международного уровня.

Анализ теоретических исследований и практического опыта свидетельствует о том, что движение предприятия от более низкого уровня развития логистической системы к более высокому уровню такой системы осуществляется не постепенно, а скачкообразно. Прежде всего, этому способствует формирование соответствующих условий благоприятного характера, среди которых могут быть:

- изменение в государстве политической обстановки;

- новый режим управления предприятием;

- слияние корпораций.

Именно поэтому, в современных условиях менеджерам требуется предвидеть и прогнозировать такие ситуации для развития логистической системы предприятия.

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время существует четыре стадии развития логистической системы предприятия: транспортировка и хранение; физическое распределение; логистика; интегрированная логистика. Чем выше уровень развития логистической системы предприятия, тем большую эффективность и результативность предприятие показывает на рынке.

 

Список литературы:
1. Горяев Н.К. Основы логистики: учебное пособие / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин. – Челябинск: ЮУрГУ, 2014. – С. 6-7.
2. Суска А.А. Сущность экономического механизма функционирования логистических систем / А.А. Суска, Г.Г. Зубрицкая // Молодой ученый. – 2015. – №8. – 662 с. 
3. Сярдова О.М. Формирование программы и оценка повышения результативности логистической системы / О.М. Сярдова // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. – №1 (25). – 140 с.