Статья:

Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Сердюкова А.С. Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/129/80005 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие интеллектуальных способностей у младших школьников

Сердюкова Анна Сергеевна
студент, Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри, Инструктор по труду ГКУ РС(Я) «РДДИ УОД», РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова Технический институт (филиал) ФГАОУ ВО «СВФУ» в г. Нерюнгри, РФ, г. Нерюнгри

 

«Развитие специальных способностей каждого человека является не чем иным, как выражением индивидуального пути его развития»

Рубинштейн С.Л.

 

Аннотация. В системе образования младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка примерно с шести до одиннадцати лет. Это период приобретения знаний, их усвоения. Возрастные явления развития интеллекта и способностей характеризуются ростом темпа умственной активности, потребности к умственному напряжению, сосредоточенностью внимания, увеличением объема памяти, развитием мыслительных операций - умением анализировать, синтезировать, сравнивать факты, события. Что такое интеллектуальные способности школьников младшего школьного возраста? Как рассмотреть их специфику и помочь ребенку их развить?

 

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, младшие школьники, интеллектуальная деятельность, учебная деятельность, развитие познавательных процессов мышление, память, внимание, восприятие.

 

На основании анализа психолого – педагогической литературы можно выделить ряд общих особенностей младшего школьного возраста, которые дают основание считать, что данный возраст является сензитивным для интеллектуального развития.

Под интеллектуальным развитием младших школьников мы понимаем процесс и результат их умственной деятельности, предполагающей положительное отношение к ней, сформированность логических мыслительных действий, способность к саморегуляции, наличие развитой способности адекватно преобразовывать и применять поступившую информацию [1,57].

Под возрастным интеллектуальным развитием в психологии подразумеваются качественные сдвиги в мышлении человека. В младшем школьном возрасте именно мышление становится доминирующей психической функцией.

Интеллектуальная деятельность – это такая деятельность, которая поворачивает ребенка самого на себя, требует рефлексии, ответа на вопросы: «чем я был» и «чем я стал». Ребенок постепенно учится смотреть на себя как бы глазами другого человека со стороны, оценивать себя [1, 63].

В данном возрасте закладываются мотивы к учению; познавательные интересы ребенка; начинают формироваться умения и навыки интеллектуальной деятельности; раскрываются индивидуальные особенности и способности детей; начинается процесс усвоения социальных, нравственных норм; закладываются навыки общения со сверстниками. Происходит интеллектуализация всех аспектов психического развития (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения), их осознание и произвольность. Большое значение приобретает такое новообразование этого возраста, как абстрактно-теоретическое мышление, формируется обобщенная картина мира, происходит установление взаимосвязей между различными областями изучаемой реальности. Начинает формироваться рефлексия умений и навыков, развиваются самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция и самооценка [1, 81]. Все указанные психологические особенности развития младших школьников тесно связаны между собой, дополняют и частично взаимно обуславливают друг друга.

В настоящее время все больше исследователей склоняются ко мнению, что дошкольный и младший школьный возраст является оптимальным для интеллектуального развития детей в данный возрастной период. Данная готовность задается наличием благоприятных педагогических условий и определенных психологических и физических предпосылок ребенка. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, во время процесса обучения. И от умения учителя “и наполнить сосуд, и зажечь факел”, от умения учителя организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т. е. их интеллектуальное развитие. Для педагога это становится возможным при условии кропотливой работы с учениками над их интеллектуальным развитием.

Знание и учет педагогом возрастных психологических особенностей младших школьников позволит ему выбрать разные формы, методы и средства обучения, обладающие большими возможностями в интеллектуальном развитии младших школьников. Используя в организации учебного процесса различные развивающие программы, направленные на развитие интеллектуальных способностей детей, содержание которых позволит ученикам не только освоить необходимые знания, умения, навыки, но и узнать много нового, а также получить ответы на интересующие их вопросы в данном возрасте. Создание воспитывающей среды, обеспечивает активизацию социальных, интеллектуальных интересов детей, развитие здоровой, творчески растущей личности, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

 

Список литературы:
1. Асаулюк Е. П. Межпредметная интеграция как средство интеллектуального развития младших школьников: Дис канд. пед. наук.– Воронеж, 2012. – 211 с.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 1946. - С.643.