ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(170)
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ
FORMS OF ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE TECHNOLOGICAL TRAINING OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS
Denis Chas
Student, Ishim Pedagogical Institute named after P.P. Ershov (branch) TSU, Russia, Ishim
Аннотация. В статье рассмотрена технологическая подготовка учащихся в школе по средствам учебных программ, обеспечивающая различные способы организации учебно-образовательной деятельности. Задачами учебной работы в ходе ее организации является определение и применение наиболее приемлемых форм обучения, структуры занятий и средств управления с целью предоставления наилучших условий эффективных взаимодействий педагога и ученика, которые будут соответствовать содержанию и специфике учебного процесса.
Abstract. The article considers the technological training of students in school by means of educational programs, which provides various ways of organizing educational activities. The objectives of educational work in the course of its organization are to determine and apply the most appropriate forms of training, lesson structure and management tools in order to provide the best conditions for effective interaction between the teacher and the student, which will correspond to the content and specifics of the educational process.
Ключевые слова: Формы организации учебного процесса, фронтальный характер, комбинационная схема, массовые, коллективные, индивидуальные, дифференцированное обучение, технологическая подготовка.
Keywords: Forms of organization of the educational process, frontal character, combination scheme, mass, collective, individual, differentiated training, technological training.
Формы организации учебного процесса (организационные формы) – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме.
Формы организации делятся по ряду критериев:
– по количеству учащихся;
– по месту учебной деятельности;
– по продолжительности занятий и др.
По количеству учащихся формы обучения бывают:
–массовые;
–коллективные;
–индивидуальные;
По месту учебыразличают:
–школьные и внешкольные формы учебной деятельности.
К первым формам относятся: занятия или уроки в аудиториях, кабинетах, лабораториях, мастерских и т.п., а ко вторым относятся: домашняя учебная работа, экскурсии, занятия во внешних образовательных учреждениях и на предприятиях, социально – трудовые практики и т.д.
По продолжительности занятия бывают:
–организованные занятия с периодами труда и отдыха;
–занятия произвольной длительности до получения намеченного результата.
В основе количественных характеристик лежит организация учебных процессов, которые определяют фронтальные, групповые, индивидуальные формы педагогических взаимодействий ученика и учителя.
Но есть и другая сторона. В зависимости от уровня взаимодействия между учеником и его учебной деятельностью может осуществляться как персональная, так и коллективная работа по изучаемому предмету.
Учебная работа будет иметь фронтальный характер только тогда, когда один и тот же материал будет предлагаться всем участникам учебного процесса.
При самостоятельном или совместном решении учащимися задач будут реализовываться индивидуальные или же коллективные формы фронтального обучения учеников.
Фронтальный способ обучения имеет множество положительных сторон, которые в последующем создают предпосылки взаимодействия учеников, обменом опыта и информацией и выбора совместных решений во взаимодействии учащихся друг с другом. Фронтальное обучение требует наличия сравнительно близких возможностей учеников, которое в настоящее выполнить достаточно сложно. В связи с этим оно может быть успешным лишь на первых (начальных) этапах познавания разделов и тем, при обеспечении необходимого для всех учащихся количества учебных рабочих мест. Использование различных возможностей обучения позволяет снизить нагрузку на учителя, но в связи с этим может вызвать некоторые осложнения, которые связаны с однородностью коллектива учеников в классе.
По мере повышения сложности учебного материала возрастают сложности его усвоения.
Возникают трудности, вызывающие необходимость объединения содержания, образования и методического обеспечения учебного процесса и переход от фронтального к групповому обучению.
Востребованность в перестройке к групповой форме обучения может возникнуть и в некоторых ограниченных условиях материально-технической базы знаний, что в конечном итоге приведет к организации учебного процесса по графику последовательного обучения учащихся в каждой группе.
При групповом выстраивании учебного процесса, организуется и работа учителя в соответствии с этим процессом. По одному способу учащиеся могут делать одни и те же задания, способствующие приобретению знаний и трудовых умений на принципах фронтального обучения. А по другому учащиеся выполняют общую работу в группах с разделением задач и предметов труда для каждого ученика, способствующих дифференцированному обучению с учетом интереса и возможностей каждого учащегося в классе.
Групповая организация технологической подготовки обладает рядом педагогических возможностей, улучающих и обеспечивающих гибкую систему учебного процесса в соответствии с особенностями контингента учащихся и материально – техническую базу школы [3, с. 40].
Следует отметить, что индивидуально – групповые формы обучения имеют определенные возможности и проблемы.
К таким проблемам можно отнести следующее:
– повышенные требования к деятельности учителя, вынужденного обеспечивать дифференцированную подготовку и одновременную работу нескольких разноплановых групп.
– в группах с коллективным решением задач наряду с положительными результатами могут иметь место отрицательные проявления, связанные с утратой личной ответственности, неравномерностью распределения обязанностей, либо подавлением и подчинением одних учащихся другими.
Индивидуальное обучение это крайняя форма дифференциального учебного процесса, предъявляющая высокие требования к деятельности учителя и организации самостоятельной работы учеников школы.
Сложность получения разнопланового и разно уровневого обучения зависит в большей степени от количества учащихся школы, а так же от уровня умственного развития каждого ученика в классе.
В практической деятельности школьных занятий по технологии получили свое распространение уроки по два академических часа, что, по мнению педагогов, способствует лучшему усвоению и получению знаний учащимися в школе на уроке технологии [2, с. 150].
По структуре практическое занятие должно состоять из:
– организационной части, которая будет определять тему занятия, а так же цели и само содержание урока, распределение рабочих мест и способ контактирования в учебном процессе, ну и вводный инструктаж, без которого занятие не может быть начатым.
В практическую часть занятия входят наблюдение и анализ учениками объектов и показ способов работы с плавным перетеканием в самостоятельную практическую работу учеников при коррекции преподавателя. Деятельность заканчивается анализом и обсуждением выполненной работы.
Лабораторные (опытные) работы включают в себя предметы практической и теоретической подготовки, которые направлены на исследование технологических процессов, изучение строения и свойств материала и изделия в целом, а так же приобретение умений по выполнению комбинированных действий по управлению и использованию технических и технологических средств.
Это может проводиться как фронтально, так и группой в форме лабораторных практикумов.
По структуре такое занятие может включать организационный этап, разделы теоретической и методической подготовки учеников, получение знаний и обработку результатов полученных при проведении исследования, а так же их оформление и сдачу.
Для подведения итогов и проверки знаний теории и практики учениками, проводятся контрольные и проверочные работы (срезы), где усиливается контролирующая функция учителя [1, с. 50].
Таким образом, проанализировав множество источников, можно говорить, что система технологической подготовки школьников включает в себя, параллельно с традиционными уроками, широкий комплекс специальных форм организации учебного процесса.
Имеется очень огромное разнообразие организационных форм технологической подготовки, переходящие друг в друга, и тесно связанные между собой. При всём этом каждая, из которых обладает своими педагогическими возможностями и ограничениями.
Выбор и использование наиболее эффективных форм организации учебных процессов определяется непосредственно учителем в соответствии с требованием и содержанием школьной программы.
В технологическом образовании изученные формы обучения гармонично сочетаются в обучении личности и общества, формируют интерес учащихся к технологическому образованию, знакомят их с той областью знаний и умений, которая способствует их становлению как будущих специалистов и граждан.