Статья:

Развитие познавательной сферы детей младшей группы от 2 до 3 лет

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(129)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Широкова А.А. Развитие познавательной сферы детей младшей группы от 2 до 3 лет // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 36(129). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80031 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие познавательной сферы детей младшей группы от 2 до 3 лет

Широкова Анастасия Алексеевна
студент, Технический институт (филиал), Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри
Мамедова Лариса Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой Педагогики и методики начального обучения, Технический институт (филиал), Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Нерюнгри

 

Аннотация. Воспитательная деятельность осуществляется при совместной деятельности воспитателя и детей, в моменты режима, через индивидуальную работу с учащимися, при самостоятельной деятельности детей с учетом ведущей однопредметной деятельности (освоение способов работы с предметами), а также при активном участии родителей (законных представителей).

Цель: В первой и второй младших группах (2-4 года) особенно важно поддерживать (а в некоторых случаях и лечь спать) такие качества, как любопытство и интерес к исследованиям у ребенка. Окружающий мир постепенно открывается ребенку через эмоционально окрашенные предметы, которые имеют для него субъективное значение, а именно привлекают его внимание.

Задачи:

  • создание условий, способствующих развитию познавательной области ребенка;
  • поощрять детей проявлять любопытство и интересоваться всем, что наблюдается в их окружении;
  • развивать умение называть предметы и типичные действия с предметами
  • научить распознавать целесообразность и цель действий, видеть простейшие причины и последствия своих действий;
  • развивать понимание времени и пространства, цвета и формы предметов посредством сенсорного и визуального взаимодействия с ними;
  • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
  • сформировать бережное, творческое отношение к предметам окружающего мира.

 

Ключевые слова: познавательное развитие, ранний возраст, познавательная активность.

 

В настоящее время познавательное развитие дошкольников становится одним из главных аспектов педагогической теории и практики. На развитие ребенка в целом большое влияние оказывает когнитивное развитие, в котором формируются умственные и личностные качества.

Ранний возраст - самое благоприятное время для познания окружающего мира, и без него невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для улучшения активности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире [1, с.16].

Мир, из которого происходит ребенок, богат и разнообразен. Чтобы жить в нем, малыш должен понимать свойства предметов, их качества, их назначение, пространственные и временные отношения, явления окружающей действительности. Человеку необходимы знания через свою работу, чтобы помочь ему познакомиться с доступными ему социальными явлениями.

Исследования психологов и педагогов (Б.Г. Ананьев, Л.А. Венгер, Д.Б. Годовикова, Г.И. Щукин, Г.И. Лямин, А.И. Сорокин, А.В. Петровский и др.), свидетельствуют о способности дошкольника не только осознавать отдельные факты действительности, но и объяснять их. Особая роль в этом принадлежит взрослым (родители, воспитатель), которые побуждают ребенка к осмысленным действиям, самостоятельным поискам во время наблюдений, игр и тренировок; развивать навыки спрашивать, рассуждать, опровергать, защищать точки зрения; Это влияет на инициативу, творческую и познавательную активность детей [1, с.8].

У специалистов есть термин - познавательная деятельность ребенка. Что такое познавательная деятельность? Это готовность и желание ребенка усваивать информацию, приобретать опыт и различные навыки. Это стремление показать своим детям способности, инициативу, самостоятельность, волю, готовность выполнять определенные действия для достижения результата.

Невозможно переоценить важность познавательной деятельности для дальнейшей жизни. Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве составляет основу дальнейшего образования. Развитие практических навыков и получение знаний в самых разных сферах жизни во многом зависит от познавательной активности ребенка.

2–3-летний ребенок, познающий мир, сталкивается с разнообразными формами, цветами и другими свойствами предметов, особенно игрушек и предметов домашнего обихода. И конечно, каждый ребенок все это так или иначе воспринимает, даже если он сознательно не воспитан. Но если ассимиляция происходит спонтанно, без разумного педагогического руководства со стороны взрослых, она часто оказывается поверхностной и неполной. Взрослые познают мир своим умом, маленькие дети - через эмоции. Познавательная деятельность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, в символической (знаковой) функции мышления, в содержательной предметной деятельности.

Как можно научить 2-3-летнего малыша? Только в игре! Игра - это основное, необходимое и желаемое занятие в жизни маленького ребенка. В играх дети исследуют свойства предметов в окружающей среде и развивают ловкость, внимание, воображение и мышление. «Для дошкольников игры имеют исключительное значение: для них играть в игры, для них учиться, для них игра - серьезная форма обучения. Для дошкольников игра - это способ познания окружающей среды». Н.К. Крупской. Дидактические сенсорные игры для детей помогут развить лучшие личностные качества малыша, обогатят его внутренний мир и познакомятся с особенностями окружающего пространства [2].

Дидактическая игра - это деятельность, организованная в процессе обучения с целью развития познавательного интереса, основанная на имитации или символическом моделировании изучаемых событий и процессов в зависимости от эмоциональной окраски игровых действий. Дидактические сенсорные игры для детей младшего возраста направлены на то, чтобы научить ребенка использовать все свои чувства (обоняние, зрение, слух, осязание, вкус) для получения максимального количества информации об окружающем мире. С их помощью малыш может узнать цвет, форму, вес, размер и фактуру предмета окружающего мира.

Сегодня создается новая система дошкольного образования. Роль современного воспитателя не ограничивается изложением информации ребенку в готовом виде. Учителя просят направить ребенка на получение информации, которая поможет развитию познавательной деятельности ребенка. В познавательной деятельности ребенок получает возможность напрямую удовлетворить свое внутреннее любопытство, чтобы систематизировать свои представления о мире. Игра - один из важных инструментов для усвоения знаний, развития и обучения маленьких детей. Его можно применять в разных методах обучения. В том числе развитие познавательной активности у ребенка.

Потребность ребенка в новых впечатлениях - основа для возникновения детских экспериментов. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полнее он развивается.

Эксперимент, как специально организованная деятельность, способствует формированию целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания окружающего мира, положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, развитие творческих способностей и формирование деловых навыков. Дети очень любят экспериментировать, поскольку им присуще визуально-влиятельное и визуально-образное мышление, и экспериментирование соответствует этим возрастным характеристикам. Он лидер в дошкольном возрасте и практически единственный способ познать мир в первые три года [3].

Таким образом, главное преимущество экспериментальной деятельности состоит в том, что она дает детям реальные представления о различных аспектах изучаемого объекта, его отношении к другим объектам и окружающей среде. Поэтому как можно больше обращайте внимание на детские эксперименты.

 

Список литературы:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом//М.: Сфера, 2010.
2. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. – № 2.
3. Рыжова Н. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. – № 2.