Статья:

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ КАК ИСТОЧНИК И СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(272)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Баранова Т.Н. ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ КАК ИСТОЧНИК И СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 5(272). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/272/144652 (дата обращения: 06.10.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЛЛЮСТРАЦИЯ ДЕТСКОЙ КНИГИ КАК ИСТОЧНИК И СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Баранова Татьяна Николаевна
студент, отделение психологии и педагогики, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга
Галич Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Елабужский институт Казанского федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В последнее время уделяется внимание проблемам эстетического воспитания, как к средству многосторонне развитой, духовно богатой личности.

Формировать личность необходимо в наиболее благоприятное время – дошкольном возрасте. Ощущение красоты природы, окружающих людей и вещей формирует у ребенка особые эмоционально-психические состояния, пробуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, формирует мышление, память, волю и другие психические процессы.

Детская книга является одним из средств эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

На протяжении истории своего развития детские книги были основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционально-психического развития растущего человека, формирования личности.

Вот почему так важно с раннего возраста приобщать детей к искусству чтения и книжной культуре.

Однако при определении способов представления литературного произведения читателям совершенно упускается из виду, что восприятие и осознание прочитанного происходит не только в процессе перелистывания страниц, погружения в пространство книги, но и при рассматривании иллюстраций детской книги.

Иллюстрации, присутствующие в детских книгах, имеют огромное значение для эстетического развития дошкольников. Они являются не только украшением текста, но и средством, которое помогает детям погрузиться в мир сказок, фантазии и красоты.

Иллюстрации в детских книгах стимулируют развитие воображения, эмоционального восприятия и ассоциативного мышления у ребенка. Благодаря ярким и красочным картинкам, дети погружаются в особую атмосферу и визуально воспринимают персонажей и сюжеты, что способствует формированию их эстетического вкуса и визуального восприятия окружающего мира.

Но нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на всю плодотворность исследований, они в своих проявлениях сводятся к анализу выявлению образной природы иллюстрации, используя преимущественно литературные или изобразительные принципы и не принимая во внимание возможность влияние иллюстрации в связи с художественным текстом как своеобразным сплавом образов и их графического видения художником в целях эстетического развития читателей-детей.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 Сущность эстетического воспитания в истории философии и педагогики

Вопросами эстетического воспитания и характера творческой деятельности занимались многие философы, искусствоведы, культурологи, психологи, педагоги. Эстетическое мышление возникло в эпоху рабовладельческого общества.

В понимании сущности творческой деятельности, особенно начиная с Платона, учение Эроса развивается как некое стремление человека к достижению более высокого созерцания мира.

Платон впервые обратил внимание на акт вдохновения и показал его необычность с точки зрения нормального человеческого разума. По Платону, интуиция, вдохновение, талант вообще являются даром Бога, божественного Эроса.

Раскрывая вопросы поэтического творчества, Платон утверждает, что поэты творят как бы во сне, при этом не осознавая, что творят. Центральным содержанием эстетики Платона является учение о красоте, имеющее для него идеалистический характер: она понимается как нечто абсолютное и неизменное, как «вечная идея», как предмет любви.

В философских трудах М.Ф. Квинтилиана, М.Т. Цицерона развиваются многообразные идеи эстетического воспитания, при этом большое значение придается развитию таких качеств личности, как умение самовыражаться, развитие чувства художественного слова, ритма.

В эпоху Возрождения XIV - XVII вв. происходит огромный переворот в общественной жизни, в обществе формируются гуманистические взгляды. Живопись, литература, архитектура, театр и музыка занимают центральное место в эстетическом воспитании в это время.

У крупнейшего теоретика искусства XV в. Леона-Баттиста Альберти, мы находим широкое и последовательное развитие так называемой практической эстетики, вытекающее из применения общих эстетических принципов к конкретным вопросам искусства.

В период Нового времени (XVII-XVIII вв.) процесс эстетического воспитания в большей степени основывался на специальном обучении музыке, пению, танцам, рисованию, ручному труду и изучению искусства в совокупности с совершенствованием общей подготовки.

Ведущие русские педагоги, такие как К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, П. Ф. Лесгафт и др., также занимались проблемой эстетического воспитания. Видя в эстетическом воспитании источник развития эстетических чувств, эстетического вкуса, находили необходимым изучение литературы, музыки, изобразительного искусства, природы, а также занятия художественным творчеством. К. Д. Ушинский сделал важные выводы о воспитательной силе народных традиций на основе детального анализа педагогического опыта работы европейских стран. Он настаивал на использовании музыки в обучении.

Выдающийся ученый-психолог и педагог П.П. Блонский развивал идеи эстетического творчества. Эстетическое воспитание он определял как развитие эстетического творчества, которое не должно быть изолировано от творчества повседневности, а искусство в воспитании не должно быть отделено от всей активной жизни.

Советская педагогика, обобщая опыт зарубежной и отечественной педагогической мысли, создала систему эстетического воспитания, основанную на государственной системе воспитания и обучения.

Значительный вклад в разработку теории и практики внесли А.В. Бакушинский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Н. Шацкая и др. Они способствовали систематическому развитию органов чувств и творческих способностей учащихся в процессе творческой деятельности. Это дает им возможность наслаждаться красотой и создавать ее.

Писатель, искусствовед, литературовед А.В. Луначарский особое внимание уделял в эстетическом воспитании искусству (литературе, музыке, театру), а также развитию творческой активности подрастающего поколения.

В своей публикации «О воспитании и образовании» он призывал к сохранению наследия науки и искусства прошлого, а также отмечал, что человек должен развивать свое художественное и научное творчество.

Развивая эти идеи, В.Н. Шацкая создает теорию эстетического воспитания с помощью музыки, музыкального воспитания. Под системой эстетического воспитания она понимала совокупность непрерывных, взаимосвязанных, руководимых учителем эстетических воздействий на ребенка через искусство и саму жизнь. Она придавала большое значение народной музыке с ее незыблемым очарованием и постоянно подчеркивала ее воспитательное влияние на детей.

Педагог-новатор советского периода А. С. Макаренко теоретически обосновал и на практике показал роль искусства в формировании детского коллектива. Под эстетическим воспитанием он понимает не только воспитание видения (красота неба, картин, одежды), но и красоту действия.

В деятельности В.А. Сухомлинского вопросы эстетического воспитания занимали важное место. Он считал, что интеллектуальное развитие человека невозможно без тонкости чувств, переживаний, эмоционально-эстетического отношения к другим и к себе.

Большой вклад в выяснение проблем эстетического воспитания детей внесла профессор Н.А. Ветлугина. Н.А. Ветлугина обратила внимание на вопрос о значении искусства в обогащении эстетического восприятия.

Художник и педагог Б.М. Неменский рассматривал важные вопросы, ведущие к созданию системы эстетического воспитания. Он подчеркивал необходимость широкого внедрения искусства в образовательную практику, считая его одним из основных способов формирования духовной культуры подрастающего поколения.

Значительный вклад в развитие теории и практики эстетического воспитания детей внесли А.Н. Зимина, Т.С. Комаров, О.П. Радынова, которые раскрыли общие вопросы эстетического воспитания средствами изобразительной и музыкальной деятельности.

Таким образом, анализ философско-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что эстетическому воспитанию личности на протяжении многих веков придавалось большое значение. Эстетическое воспитание считается важным фактором развития личности. Определено его место и роль в воспитании личности, назначение которого зависит от времени и конкретных социально-экономических отношений, от уровня развития эстетико-педагогического мышления. Подчеркивается большое влияние искусства на эстетическое развитие личности.

1.2 Роль иллюстрации детской книги в развитии дошкольников

Книга — это прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много нового о жизни общества, о природе, о мире чувств и отношений. Детская книга способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями, пробуждает любовь к отечеству, к природе. Следовательно, детскую литературу можно рассматривать как основной источник воспитания, имеющий большой воспитательный и развивающий потенциал.

Опыт чтения многих поколений показывает, что интерес к книге возникает особенно в дошкольном детстве, потому что чувства дошкольника особенно эмоциональны. И чем раньше возникает интерес к чтению, тем глубже формируется творческая личность.

В книге обычно сочетаются два вида искусства: словесное искусство и изобразительное искусство, поэтому сила книги в том, что она воздействует на ребенка двумя способами: слуховым и зрительным.

Если рассматривать книгу как сложный комплекс искусства слова, техники печати и иллюстрации, то можно сказать, что первое знакомство ребенка с книгой происходит через картинку. Иллюстрация для ребёнка является более убедительной и острой, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

Книжные иллюстрации помогают детям дошкольного возраста глубже и полнее понимать текст и дают знания об окружающем мире. В то же время иллюстрация имеет уникальную художественную ценность как самостоятельный вид изобразительного искусства, во всех видах она является первым настоящим произведением, входящим в жизнь ребенка.

О.П. Радынова считает, что иллюстрация – это вид графики, который используется для создания книжной продукции. Обычно это изображение, дополняющее основной текст.

Цель иллюстрирования книжного материала – помочь читателю погрузиться в атмосферу произведения и лучше воспринять прочитанное. Для юных читателей иллюстрации становятся практически единственным способом самостоятельного понимания информации.

В задачи книжной иллюстрации входят:

1) раскрытие содержания произведения искусства с помощью изображений;

2) создание эстетически привлекательного книжного продукта (то есть создание красивой и аккуратной обложки, шмуцтитулов, титульного листа);

3) направление внимания читателя на важные события текста произведения.

Художник приходит к ребенку, когда он еще не умеет говорить, и вместе с родителями и автором детской книги становится первым воспитателем и учителем. Формирует у детей любовь к красоте, высокое эстетическое чувство, художественный вкус и любовь к Родине.

М.А. Чегодаева пишет, что картинка, особенно для детей младшего дошкольного возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом по своей реальной наглядности, более убедительной и пронзительной, чем слово.

В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, однако художественной иллюстрации уделяется мало внимания. В основном она используется как дидактический материал, в то время как иллюстрация несёт в себе высокие художественные образы, дающие ребёнку ценностные ориентиры в понятиях добра и зла, правды и лжи и т.д.

Они оживляют для ребенка страницы книги, раскрывают содержание и помогают ему лучше запомнить. Дети не устают подолгу рассматривать рисунки любимой книги, вновь и вновь переживая ее содержание, запоминая мельчайшие детали.

Многократный просмотр учит детей понимать рассказ художника, развивает хороший вкус и готовит к пониманию произведений искусства.

Роль иллюстрации в понимании текста у малышей и детей старшего возраста качественно различна. Для маленького ребенка рисунок играет не второстепенную роль, а роль основного материала, без которого невозможно понять произведение.

В возрасте 4-5 лет у детей слова текста уже начинают вызывать определённые ассоциации и без помощи наглядной опоры. Но понимание более сложного содержания - внутреннего смысла произведения, социального смысла поступков героев, нравственного смысла их поведения - представляет для ребенка большие трудности.

Иллюстрация играет важную роль в преодолении этих трудностей. Для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок 4-5 лет должен уметь обращаться к наглядному материалу и прослеживать на нем те действия и отношения персонажей, в которых ярче раскрывается их внутренний смысл.

Исследования К.В. Шевердина показали, что дети до показа иллюстраций воспроизводят текст в среднем на 25%. После показа иллюстраций средний показатель увеличился на 25%.

На основании этого можно сделать вывод: книжная иллюстрация помогает детям 4-5 лет лучше воспринимать и понимать смысл художественного произведения, положительно влияет на логику и связность пересказа сказок, повышает эмоциональную реакцию на содержание книги .

Полноценным может быть признано лишь то иллюстративное произведение, в котором литературная образность определяет, но не подавляет присущую изобразительному искусству систему образов [7].

Книжная иллюстрация также играет большую роль в раскрытии идейно-художественного своеобразия литературного произведения, в понимании художественного текста.

Поскольку в детской книге иллюстратор выступает творцом и соавтором писателя, он не только отражает в своих рисунках мир литературного произведения, но и дает интерпретацию, визуальное осмысление и собственное понимание событий и образов.

Таким образом, иллюстрация затрагивает следующие стороны развития детей дошкольного возраста:

Во-первых, иллюстрации помогают детям легче понять содержание и смысл рассказа. Для детей дошкольного возраста слово может быть непонятным и абстрактным понятием, поэтому иллюстрации помогают перевести текст в язык, понятный ребенку. Они визуализируют события и помогают представить воображаемые миры и персонажей. Ребенок может зрительно увидеть, как птичка строит гнездо или как заяц прыгает по поляне.

Во-вторых, иллюстрации в детской книге активно развивают воображение ребенка, помогают раскрыть фантазию и творческие способности ребенка.

Они дают возможность детям представить себя в роли героя рассказа, соприкоснуться с его эмоциями и переживаниями. Во время чтения дети могут задаваться вопросами, обсуждать иллюстрации, придумывать свои версии развития сюжета. Таким образом, иллюстрации развивают у детей воображение и способность самостоятельно мыслить.

В-третьих, иллюстрации способствуют эстетическому развитию детей. Они помогают формировать вкусы и предпочтения в искусстве, развивать эстетическое восприятие. Иллюстрации могут быть выполнены в самых разных стилях и техниках, что позволяет детям познавать разные виды искусства. Они учат ребенка ценить красоту, гармонию и эмоциональную выразительность произведений.

Иллюстрации в детских книгах также имеют большое значение для развития речевых навыков. Наряду с иллюстрациями дети читают текст, расширяют словарный запас и развивают навыки чтения. Визуальное сопровождение текста помогает читателю лучше воспринимать информацию и тем самым повышает качество чтения.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает огромное влияние на формирование чувственного восприятия мира, она развивает у детей эстетическое чувство, проявляющееся прежде всего в стремлении к красоте во всех ее проявлениях. Иллюстрация в книге – это первое знакомство детей с миром изобразительного искусства. Дополняя и углубляя содержание книги, пробуждая в ребенке те чувства и эмоции, которые вызывает в нас настоящее произведение искусства, наконец, обогащая и развивая его зрительное восприятие, книжная иллюстрация выполняет эстетическую функцию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На современном этапе развития человеческого общества востребованы люди творчески мыслящие, поэтому эстетическое воспитание играет важную роль в развитии ребенка с раннего возраста.

Дошкольный возраст является особым возрастом эстетического воспитания, где главную роль в жизни ребенка играет взрослый, способный заложить прочные основы эстетически развитой личности. Через эстетическое воспитание педагог или родитель формирует мировоззрение ребенка, ведь именно в этом возрасте формируется отношение к миру и развиваются сущностные эстетические качества будущей личности.

В наше время сложно привлечь детей к восприятию искусства и творчества, потому что очень активно используются информационные технологии. Ребенку сложно самостоятельно знакомиться с красотами мира, потому что он редко посещает музеи и выставки.

Детская литература – ​​один из первых источников знаний об окружающем мире ребенка. Книга расширяет кругозор ребенка, дает первые представления о природе родного края и дальних стран, человеке и машинах, о космосе и земных недрах.

Иллюстрации детской книги могут оказывать неограниченное влияние на подрастающее поколение. Иллюстрация детской книги помогает детям воспринимать и понимать окружающий мир, развивает их воображение, творческие способности и эмоциональную сферу.

Таким образом, можно смело сказать, что иллюстрация детской книги играет важную роль в развитии эстетического восприятия и воображения у дошкольников, помогая им становиться творческими и эмоционально богатыми личностями.

 

Список литературы:
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д. Б. Богоявленская. — Самара: Фёдоров, 2019. — 414 с. 
2. Варкки, Н. А. Программа творческо-эстетического развития ребенка / Н.А. Варкки, Р.Р. Калинина. - М.: Речь, 2021. - 168 c.
3. Васильева, А. Б. Загадки кота ученого. Вечер досуга по сказкам А. С. Пушкина / А.Б. Васильева, Е.А. Никонова. - М.: Композитор - Санкт-Петербург, 2021. - 621 c.
4. Волосовец, Т. В. Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Теоретические основы и новые технологии / Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллов, И.А. Лыкова. - М.: Русское слово - учебник, 2020. - 216 c.
5. Волчегорская, Е.С. Личностно ориентированное эстетическое воспитание / Е.С, Волчегорская. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2021. - 364 c.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. -М.: Академия, -2019. - 56 с. 
7. Громов, Е.С. Начала эстетических знаний: Эстетика и искусство / Е.С. Громов. - М.: сов. художник; Издание 2-е, доп., 2020. - 335 c.
8. Гусак, Е. В. Педагогика. Краткий курс / Е.В. Гусак. - М.: Окей-книга, 2019. - 144 c.
9. Дмитриева, В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или прикоснемся к прекрасному / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, АСТ, 2021. - 496 c. 
10. Леонова, Н. Н. Художественно-эстетическое развитие детей в старшей группе ДОУ. Перспективное планирование, конспекты / Н.Н. Леонова. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 240 c.
11. Лыкова, И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет / И.А. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2021. - 144 c.