Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр
Аннотация. Сюжетно-ролевая игра наиболее подходит для формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера.
Ключевые слова: Коммуникативные навыки, дошкольный возраст, общение, сюжетно-ролевая игра.
Дети дошкольного возраста много времени проводят в игре. Но не потому мы считаем игру ведущей деятельностью ребенка, а дело прежде всего в том, что игра вызывает значительные и глубокие изменения во всей психике малыша. Замечательный советский педагог А. С. Макаренко писал: «Игра имеет очень важное значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…» [1, с. 219]
Способность к коммуникации дает важную основу чувствам, переживаниям, позволяет проявлять эмоциональный отклик и развивать самоконтроль у детей. Важна социально-психологическая атмосфера коллектива, в котором ребенок находится. Она должна создавать наилучшие условия для развития у среднего дошкольника коммуникативных способностей.
Можно сказать, что проблема развития коммуникативных навыков у дошкольников получила широкий отклик у множества специалистов в области возрастной психологии и педагогике. Труды теоретиков и практиков разных поколений позволяют современным специалистам накапливать определенную методическую и теоретическую базу, а так же использовать и совершенствовать наработанный материал в практической деятельности. И это, несомненно, требует от педагогов и психологов четкого понимания коммуникации, как смысловой основы общения и к четкому пониманию своей роли в процессе развития данных умений и навыков у детей.
Цель развития коммуникативных навыков - это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками. Коммуникативная компетентность является сложным, многогранным понятием, которое начинает свое развитие в дошкольном возрасте.
Достаточный уровень сформированности коммуникативных навыков, являясь одной из необходимых составляющих готовности ребенка к обучению, обеспечивает ему возможность успешного освоения школьной программы.
Общение со взрослыми и сверстниками в сюжетно-ролевой игре помогает формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. Планирование сюжетно-ролевой игры уже несет коммуникативную функцию. Навыки совместного планирования являются коммуникативными навыками. Для их формирования необходимо либо подготавливать, либо совершенствовать игровую деятельность детей. Важную роль в этом играет организация педагогом сюжетно-ролевой игры и ее руководство: демонстрация детям того, как можно играть, показ детям новой роли или сюжета. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре происходит формирование умения подчиняться правилам и следовать им, а так же умение совместного планирования действия игры в общении и умение разворачивать игровое действие.
В сюжетно-ролевой игре коммуникативные навыки развиваются по двум направлениям. Во-первых это общение со сверстниками во время игры, во время ее организации и обсуждения. Во-вторых непосредственно во время взятия на себя роли, персонажа игры. По этой причине коммуникативные навыки выходят за рамки личностного общения. Ребенок берет на себя роль родителей, фельдшера или пациента и проигрывает разные ситуации общения: по телефону вызывает скорую помощь, здоровается с врачом, приехавшим по вызову, объясняет, что его ребенок заболел, чем именно.
«Сюжетно-ролевая творческая игра - первая проба социальных сил и первое их испытание. Педагогическая ценность игры состоит и в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения - уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми. В игре выясняется: как ребенок относится к успехам и неудачам партнеров по игре, вступает ли в конфликты с другими участниками игры, умеет ли сдерживать непосредственные побуждения готов ли помочь товарищу, внимателен ли к другим участникам игры, насколько точен в выполнении роли и т. д.» [2, с. 9]. Наблюдение за детьми в процессе игры дает возможность педагогу оценивать и помогать формировать коммуникативные навыки у дошкольников.
Важную роль играет педагогическое руководство, как самой игрой, так и организацией общения между детьми в игре. Организуя сюжетно - ролевую игру, необходимо определить роли детей и показать, какие невербальные средства коммуникации нужно выполнять в этой роли: общаться с покупателями вежливо, предлагать им товар в магазине, если продавец; иметь громкий уверенный голос, если кондуктор в автобусе. Дети повторяют движения, интонацию, выражения педагога. Планирование игровых сюжетов так же входит в формирование коммуникативных навыков. «Воспитатели, руководя игрой, должны обеспечивать накопление положительного опыта социальных отношений» [3 с. 21]. Любое непонимание в процессе игры между детьми необходимо вовремя разрешать, не допуская конфликта.
Сюжетно-ролевая игра наиболее подходит для формирования коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста. В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера.