Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МАТЕРИ В СОЗНАНИИ ЖЕНЩИНЫ С ЕЕ САМООТНОШЕНИЕМ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Костенюк П.А. ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МАТЕРИ В СОЗНАНИИ ЖЕНЩИНЫ С ЕЕ САМООТНОШЕНИЕМ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121279 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ ОБРАЗА МАТЕРИ В СОЗНАНИИ ЖЕНЩИНЫ С ЕЕ САМООТНОШЕНИЕМ

Костенюк Полина Андреевна
магистрант, ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», РФ, г. Хабаровск

 

THE RELATIONSHIP OF THE MOTHER’S IMAGE IN A WOMAN’S MIND WITH HER SELF-ATTITUDE

 

Polina Kosteniuk

Master student, Faculty of Psychology and Social and Humanitarian Technologies of the Pacific State University, Russia, Khabarovsk

 

Аннотация. В статье рассмотрены понятия образа матери и самоотношения, изучена специфика самоотношения, изложена взаимосвязь образа матери с самоотношением женщины.

Abstract. The article considers the concepts of the mother's image and self-relationship, studies the specifics of self-relationship, describes the relationship of the mother's image with the woman's self-relationship.

 

Ключевые слова: образ матери, самоотношение.

Keywords: mother's image, self-attitude.

 

Изучение личности человека правильно начинать с личности его матери, сопровождающей ребенка с первых дней его жизни. Ведь мы приходим в этот мир через маму и через нее же еще до рождения узнаем многое о мире и о себе.

Французский психоаналитик Франсуаза Дальто говорит о том, что если у ребенка в возрасте до девяти месяцев проявляются какие-то болезненные симптомы, то необходимо расспросить маму, что происходило в этот же срок во время беременности [8].

Именно мама формирует отношение человека к самому себе, к своим поступкам и действиям. Именно ее образ и отношения с ней определяют едва ли не каждый аспект жизни, особенно жизнь женщины, так как дочь ближе к матери, нежели к отцу. В этой связи вопрос взаимосвязи мамы и самоотношения женщины является актуальным и важным.

К. Юнг, утверждал, что образ матери является фундаментальным для человечества в целом. С ним на уровне коллективного бессознательного ассоциируются такие качества, как материнская забота и сочувствие, магическая власть женщины, мудрость, все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой и способствует росту и плодородию.

Дж. Боулби считал, что для успешного социально-эмоционального развития и, в частности, для того чтобы научиться эффективно регулировать свои чувства, ребенок должен развивать отношения с одним значимым взрослым, которого ребенок будет использовать в качестве «надежной базы» для исследования мира межличностных отношений. Мать, по мнению Дж. Боулби – это человек, который обеспечивает ребенку эмоциональное жизнеобеспечение, а тепло, любовь, поддержка приводят к нормальному развитию младенцев. В процессе взаимодействия матери и ребенка развивается глубинная и семантическая память. Глубинная память сохраняет некий обобщенный образ поведения, который складывается на основе повторяющейся последовательности взаимодействия с матерью. А семантическая память сохраняет обобщенные представления об отношениях, выраженные в вербальной форме.

Соответственно, благополучие ребенка основано прежде всего на здоровой, безопасной привязанности к матери.

Филиппова Г.Г. указывает, что образ матери как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций: как обеспечение условий для развития ребенка (в контексте материнско-детского взаимодействия) и как часть личностной сферы женщины (личностное развитие женщины, психологические и физиологические особенности разных периодов)[7].

То есть образ матери это сложное психическое образование, отражающееся в сознании как проекция ценностно-смысловых и качественных характеристик материнского поведения и мировосприятия[3].

Иными словами образ матери – первый человеческий образ, возникающий у ребенка, который влияет на него на протяжении всей жизни, формируя не только модель детско-родительского поведения и образ межличностного общения, но и отношение к самому себе (самоотношение).

Термин «самоотношение» ввел грузинский психолог Н. И. Сарджвеладзе в 1974 году, который был определен им как «отношение субъекта потребности к ситуации ее удовлетворения, которое направлено на самого себя»[5].

Самоотношение – отношение личности к самой себе, собственному «Я». Это сознательное восприятие и оценка личности самого себя, мысли и мнения о себе, размышления по поводу своего «Я».

Психолог У. Джеймс также поднимал проблему отношения личности к самой себе и предложил теорию, одну из первых описывающих «Я-концепцию» - систему представлений, образов и оценок, возникающих в результате реакций личности на самого себя, представления о том, как он выглядит в глазах других людей, на основе которых формируются и представления о том, кем он хотел бы быть и как он должен себя вести.

С психологической точки зрения «Я-концепция» играет троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий [6].

Большой вклад в исследование закономерностей формирования «Я-концепции» внес К. Роджерс, подчеркивая важность позитивного отношения, безусловного принятия ребенка со стороны значимых взрослых для формирования здоровой «Я-концепции», так как позитивное отношение ребенка к себе зависит от оценок значимых взрослых.

Одним из структурных важнейших компонентов самоотношения является самооценка, которая определяется как ценность, значимостью которой человек наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения.

На формирование самооценки влияют многие факторы, действующие с самого раннего детства – отношение родителей, сверстников, воспитателей в детском саду и далее педагогов в школе. Особое влияние, конечно, оказывают родители как значимые взрослые.

З. Фрейд считал, что отношения с матерью составляют модель того, как взрослый человек будет соотносить себя с обществом: мать для ребенка выступает, с одной стороны, как источник всех позитивных эмоций для него, как объект любви, а с другой стороны, мать ограничивает определенные желания ребенка и поэтому может вызывать и враждебные чувства к себе. То есть в социальных отношениях человек продолжает решать те проблемы, которые возникли в семейных связях, «проживая» их тем самым заново.

На самоотношение девочки влияет степень идентификации с матерью. Девочки, которые близки с матерью, чувствуют себя более уверенными, умными, самостоятельными. Те, кто такой близости не ощущает, видят в себе негативные качества – мятежность, импульсивность, обидчивость и бестактность. Таким образом, положительные отношения девочки с матерью, гораздо важнее для формирования адекватного самоотношения, чем принадлежность к какому-либо социальному классу[6].

Бессознательно маленькие девочки копируют образ своей мамы, ее поведение, отношения с другими людьми и миром в целом. И если мама психологически здоровая и зрелая личность, с адекватным самоотношением, то девочка воспитывается в безопасных и хороших отношениях, формируется хороший образ мамы. Вырастая, у такой женщины тоже будет адекватное самоотношение, устойчивая самооценка, чувство безопасности и доверие к людям и жизни.

Совсем другая ситуация, когда мама психологически незрелая личность, с неадекватным самоотношением и неустойчивой самооценкой, много тревоги и неуверенности, зависимость от мнения и оценки окружающих, то девочка будет считывать и запоминать только такое поведение и, как следствие, формировать свое неадекватное самоотношение. Вырастая, такая женщина будет наполнена страхами и неуверенностью, чрезмерной зависимостью от других, замкнутость, несамостоятельность и порой искаженное восприятие окружающих.

Если же при неадекватном самоотношении мамы еще самооценка завышена, то девочка будет сталкиваться с неоправданными завышенными ожиданиями от нее. Девочка будет получать от мамы обесценивание и неудовлетворенность за любое несоответствие ожиданиям мамы, а вырастая, такая женщина будет сама обесценивать себя, свою жизнь и будет недовольна своим трудом. Более того, завышенная самооценка способствует развитию таких черт характера, как чрезмерная обидчивость и нетерпимость к малейшим замечаниям.

Если девочка в отношениях с мамой чувствует безопасность, спокойствие и принятие ее такой, какая она есть, то она будет раскрывать себя и свои подлинные мысли, чувства, эмоции, тем самым вырастая уровновешенной личностью с адекватным самоотношением.

Более того, самоотношение женщины определяет уровень притязаний ее личности, который основывается на оценке ею своих возможностей в конкретной ситуации, обстановке ее жизнедеятельности и ожиданий определенных результатов своих действий, поведения и отношения к ней окружающих.

Содержание притязаний определяется системой ценностных образований личности, а их уровень и характер – самооценкой личности[1].

И если в детстве девочке предъявляли завышенные требования, несоразмерные ее возрасту и силам, которые не смогла выполнить, либо мама постоянно озвучивала то, чему девочка должна соответствовать, то вырастая, такая женщина будет занижать уровень своих притязаний, заранее обрекая себя на неудачу, либо будет выбирать слишком простые, легкие цели, так как не верит в себя и свои способности.

Отношения дочери и мамы - это непрекращающаяся связь, это образ которым будет жить женщина. И поэтому очень важно самой маме сформировать свое адекватное самоотношение, свой стиль жизни, образ которой будет формировать девочка. 

 

Список литературы:
1. Абдурахманов Р.А., Агапов В.С., Азарнов Н.Н. Моделирование и оптимизация поведения человека: Монография. – М.: Издательство «Спутник +», 2019
2. Васильев Н.Н. Я-концепция: в согласии с собой — Элитариум: Центр дистанционного образования, 2009.
3. Васягина Н.Н. Образ матери: особенности репрезентации в сознании Россиян // Психолого-педагогические проблемы в образовании, 2015
4. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система: монография.-М.: Издательство Московского университета, 1991
5. Сарджвеладзе Н. И. Структура самоотношения личности и социогенные потребности // Проблемы формирования социогенных потребностей. — Тбилиси: «Мицниереба», 1974
6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология личности – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
7. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002
8. Эльячефф К. Затаенная боль (пер. с французского Н. Попова, И. Попов) М., 1999