Статья:

Основные направления взаимодействия ФТС Российской Федерации и Пограничного управления ФСБ Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Кусова А.К. Основные направления взаимодействия ФТС Российской Федерации и Пограничного управления ФСБ Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 37(130). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/130/80347 (дата обращения: 19.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные направления взаимодействия ФТС Российской Федерации и Пограничного управления ФСБ Российской Федерации

Кусова Анжелика Казбековна
студент, Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Шуваев Андрей Валерьевич
научный руководитель, канд. юр. наук, доц., Санкт-Петербургский архитектурно-строительный университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

THE MAIN DIRECTIONS OF INTERACTION  OF THE FTS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE BORDER DEPARTMENT OF THE FSS OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Anzhelika Kusova

Student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Saint-Petersburg

Andrey Shuvaev

Candidate of legal Sciences, associate professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Saint-Petersburg

 

Аннотация. В статье рассматриваются особенности взаимодействия ФТС Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации. Раскрываются основные цели, задачи, принципы, направления, а также основные элементы взаимодействия в различных условиях обстановки.

Abstract. The article discusses the features of interaction between the FTS of the Russian Federation and the FSB of the Russian Federation. The main goals, objectives, principles, directions, as well as the main elements of interaction in various conditions of the situation are revealed.

 

Ключевые слова: пограничный орган Российской Федерации, таможенный орган Российской Федерации, взаимодействие таможенного органа и пограничного органа.

Keywords: border authority of the Russian Federation, customs authority of the Russian Federation, interaction of the customs authority and the border authority.

 

В соответствии со ст. 27 п.4  закона  "О государственной границе РФ»  таможенные органы РФ и ФСБ России, "взаимодействуют друг с другом и оказывают содействие пограничным органам и пограничным войскам ФСБ РФ в защите Государственной границы».

Так, взаимодействие пограничных органов Федеральной службы Безопасности Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации организуется и осуществляется на основе таких нормативно-правовых актах как  Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", Таможенный кодекс ЕАЭС, закон Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" и  других законодательных актов Российской Федерации.

Вопросы взаимодействия выражаются также и в ведомственных приказах, например при обнаружении контрабанды действующие инструкции и приказы предписывают старшему смены пограничных нарядов в пункте пропуска через Государственную границу информировать должностного лица таможенного органа, который и будет непосредственно заниматься её изъятием.

Федеральная Пограничная служба и Государственный Таможенный комитет Российской Федерации в развитие законодательных положений издали совместный приказ N 475/413 от 1 июля 1996 г. "О взаимодействии органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации", которым введено в действие положение "Об основах взаимодействия органов и войск Федеральной пограничной службы и таможенных органов Российской Федерации.

Данное положение определяет цели, принципы, основные направления, порядок организации и поддержания взаимодействия пограничных органов и пограничных войск ФСБ России и таможенных органов Российской Федерации.

Целями взаимодействия пограничных органов и пограничных войск и таможенных органов Российской Федерации являются:

- достижение согласованности в осуществлении организационных  практических мер по обеспечению безопасности Российской Федерации защите ее экономических интересов на таможенной и государственной границе, в пределах участка ответственности определенного Пограничного управления и таможенных органов;

- обеспечение скоординированной деятельности органов управления, подразделений Пограничного управления и таможенных органов Российской Федерации, при осуществлении пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, выработке согласованных действий и принятии оперативных решений по неординарным ситуациям, возникающим в пунктах пропуска;

- обеспечение комплексного, эффективного и дифференцированного использования сил и средств подразделений Пограничного управления и таможенных органов Российской Федерации, при выполнении возложенных на них задач и функции.

Основными задачами взаимодействия таможенных органов  Российской Федерации  и Пограничных органов ФСБ Российской Федерации  являются:

1. Обеспечение защиты политических, экономических, военных и иных интересов Российской Федерации на государственной границе;

2. Осуществление пограничного, а также таможенного контроля и бесперебойного пропуска лиц, транспортных средств, товаров, грузов и животных в пунктах пропуска на участке ответственности.

3. Проведение мероприятий, направленных на пресечение контрабандной и иной противоправной деятельности через государственную границу Российской Федерации на участках ответственности.

К принципам взаимодействия Пограничных органов ФСБ Российской Федерации и таможенных органов Российской Федерации  относятся: строгое соблюдение российского законодательства в сфере охраны и защиты государственной и таможенной границ, международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза.

Также к основным принципам можно отнести: сосредоточение усилий на выполнении наиболее сложных и ответственных задач, непрерывность взаимодействия на всех уровнях, оперативность и ответственность в реализации совместных планов и взятых обстоятельств, а также четкое разграничение функций.

К основным принципам взаимодействия Пограничных органов и таможенных органов следует отнести такие принципы как:

- Обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес;

- Совершенствование форм и способов осуществления пограничного и таможенного контроля;

- Совместное выявление и пресечение случаев перемещение через государственную границу товаров, в отношении которых применяется запрет и ограничение;

- Осуществление контроля за соблюдением режима в пунктах пропуска через государственную границу и режима зон таможенного контроля, планирование мероприятий и принятие совместных мер по поддержанию режима в пунктах пропуска;

- Проведение совместных действий по поиску и задержанию нарушителей правил пресечения государственной границы и локализации конфликтных ситуаций в пунктах пропуска;

- Участие в разработке планов и осуществление совместных действий при совершении либо при угрозе совершения диверсионно-террористических актов, локализации возникающих конфликтных ситуаций чрезвычайных ситуаций техногенного, а также природного характера, ведении пограничного поиска  в пунктах пропуска.

Планирование и проведение мероприятий по подготовке сил и средств для совместных действий в т. ч. совместных тренировок;

- Участи в проведении мероприятий, направленных на повышение антитеррористической защищенности пунктов пропуска, обеспечение безопасности объектов подразделений Пограничного управления и таможенных органов;

- Выработка согласованных предложений по обустройству пунктов пропуска и техническому оснащению по созданию необходимых условий для сотрудников подразделений Пограничного контроля и таможенных органов;

- Выявление и пресечение преступлений и административных правонарушений, дознание, проведение неотложных следственных действий, производство по делам о которых в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесено к компетенции Пограничных органов и таможенных органов Российской Федерации, выявление и установление их подготавливающих, совершающих или совершивших;

- Реализации положений совместного приказа ФСБ и ФТС России № 49/167 от 11.02.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия пограничных органов и таможенных органов при проведении досмотровых операций в отношении транспортных средств, грузов и товаров перемещаемых через государственную границу Российской Федерации»;

- Проведение совместных мероприятий по предупреждению противоправной деятельности и профилактики коррупции.

К основным элементам взаимодействия в различных условия обстановки относится повседневный пограничный и таможенный контроль.

При повседневном пограничном и таможенном контроле взаимодействие подразделений пограничного контроля и таможни заключается в постоянном и скоординированном выполнении ими оперативно-служебных, оперативно-розыскных и других задач, определенных федеральными законами и ведомственными нормативными актами.

Подразделения пограничного контроля осуществляют пограничный контроль лиц, транспортных средств, грузов в пунктах пропуска, также предупреждают незаконное пресечение государственной границы РФ лицами и транспортами средствами, выявляют и задерживают нарушителей государственной границы РФ.

Пограничные органы, совместно с сотрудниками таможенного органа либо в их присутствии осуществляется осмотр (досмотр) транспортных средств заграничного следования и перевозимых на них грузов с целью обнаружения нарушителей государственной границы РФ (режим в пунктах пропуска).

Во взаимодействии с таможенными органами и по согласованию с администрациями пункта пропуска, пограничные органы  определяют места осуществления пограничного, таможенного и иных видов государственного контроля, устанавливают в этих местах дополнительные режимные правила.

Пограничные органы самостоятельно, либо совместно с сотрудниками таможенного органа реализуют оперативную информацию в отношении следующих через государственную границу Российской Федерации лиц.

Также, при выполнении возложенных задач пограничные органы информируют представителей таможенного органа о возможных каналах поступления контрабанды в РФ, способах и маршрутах их перевозки, по запросу таможенных органов информируют об имеющихся сведениях на определенных лиц, следующих через государственную границу Российской федерации.

В случае необходимости пограничные органы оказывают содействие сотрудникам таможенного органа в проведении административного задержания лица, привлекаемого к ответственности за нарушение международных договоров и актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

При выявлении признаков преступлений административных правонарушений, отнесенных  к компетенции таможенных органов, принимают меры  к передаче подразделениям таможенного органа задержанных лиц, а также незаконно перемещаемых через государственную границу Российской Федерации товаров, грузов и транспортных средств.

В случае возникновения необходимости, в рамках реализации положений совместного приказа ФСБ и ФТС России № 49/167 от 11.02.2009 «Бб утверждении порядка  взаимодействия  пограничных органов и таможенных органов при  проведении досмотровых операций в отношении транспортных средств, грузов и товаров, перемещаемых через государственную границу Российской федерации», совместно с представителями  таможенного органа  применяют технические средства обнаружения наркотических веществ.

При получении данных о перемещении или возможном перемещении наркотических средств (взрывчатых веществ), а также грузах и товарах, которые запрещены законодательством Российской Федерации и ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации, информируют (обращаются) уполномоченных должностных лиц таможенного органа  о необходимости применения технических средств таможенного контроля (мобильных и стационарных инспекционно - досмотровых комплексов и др.).

Таможенный осмотр с применением инспекционно-досмотровых комплексов проводится после регистрации должностными лицами таможенного органа прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации и при убытии с этой территории согласно установленному порядку на основании мотивированного письменного обращения уполномоченного должностного лица подразделения пограничного контроля.

Информация, полученная по результатам таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов, может использоваться сотрудниками Пограничного управления для принятия решения и проведении досмотра.

Присутствие сотрудника подразделения пограничного контроля при проведении таможенного осмотра с использованием инспекционно- досмотровых комплексов возможно при условии соблюдения норм радиационной безопасности.

Подразделения таможенных органов Российской Федерации  осуществляют таможенный контроль, создают условия, способствующие ускорению товарооборота через государственную границу Российской Федерации, также взимают таможенные платежи, контролируют правильность исчисления и своевременность их уплаты, принимают меры по их принудительному взысканию, обеспечивают соблюдение порядка перемещение товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации.

Таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии  с законодательством Российской Федерации запретов  и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации и в пределах своей компетенции, обеспечивают защиту прав интеллектуальной собственности.

Также ведут борьбу с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела, пресекают незаконный оборот через государственную границу наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей, радиоактивных веществ, различных видов животных и растений,  находящихся под угрозой исчезновения, их частей дериватов, объектов интеллектуальной собственности, других товаров, и оказывают содействие в борьбе с международным терроризмом.

Таможенные органы, в установленном порядке передают подразделению  пограничного контроля задержанных нарушителей режима в пунктах пропуска. Оповещают подразделения пограничного контроля о сигналах и признаках указывающих на подготовку к нарушению государственной границы Российской Федерации, об отдельных категориях товаров вывозимых (ввозимых) из (в) Российской Федерации в случае, если принятие упреждающих мер по данным фактам противоправной деятельности не относится к компетенции таможенных органов, а также о выявленных каналах доставки в Российскую Федерацию оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотиков и других запрещённых законодательством Российской Федерации предметов.

В случае обращения представителей подразделений пограничного контроля, в рамках реализации положений совместного приказа ФСБ России и ФТС России  № 49/ 167 от 11.02.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия пограничных органов и таможенных органов при проведении досмотровых операций в отношении транспортных средств, грузов и товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации» оказывают содействие в применении технических средств обнаружения наркотических  веществ.

При информировании уполномоченным должностным лицом подразделения пограничного контроля об имеющихся данных о перемещении наркотических средств (взрывчатых веществ), а также грузах и товарах, которые запрещены законодательном Российской Федерации, оказывают помощь в их обнаружении посредством применения мобильных и стационарных инспекционно-досмотровых комплексов.

Таможенный осмотр с применением инспекционно-досмотровых комплексов осуществляется после регистрации должностными лицами таможенного органа прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской федерации и при убытии с этой территории согласно установленному порядку на основании мотивированного письменного обращения уполномоченного должностного лица подразделения пограничного контроля.

О результатах проведенного таможенного осмотра товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов обеспечивается соблюдение норм радиационной безопасности.

Усиленный ограниченный таможенный контроль может вводиться при возникновении чрезвычайных ситуаций, локализации конфликтных ситуаций в пунктах пропуска и прилегающей к нему территории, поступлении данных о подготовке к возможному нарушению государственной (таможенной) границы Российской Федерации или вывозу (ввозу) запрещенных грузов и товаров, а также по решению должностных лиц Пограничного управления и таможенных органов в пределах их полномочий.

Подразделения пограничного и таможенного контроля в целях обеспечения пограничной и экономической безопасности Российской Федерации подразделения пограничного и таможенного контроля увеличивают количество сил и средств в охране государственной (таможенной) границы.

В целях недопущения нарушения режима государственной границы Российской Федерации, режима в пунктах пропуска таможенных правил, установленных законодательством Российской Федерации о таможенном деле, проводятся дополнительные режимные мероприятия в пунктах пропуска.

Также подразделения Пограничного управления и таможенных органов  Российской Федерации обеспечивают защиту передаваемых другой взаимодействующей стороне сведений, составляющих государственную и служебную тайну.

Подводя тог, можно сделать вывод, что таможенные органы и органы пограничной службы играют большую роль, так как они обеспечивают постоянную защиту государственной границы Российской Федерации, осуществляют пограничный и таможенный контроль, пресекают незаконное пересечение через границу лиц, товаров и транспортных средств.

Следует отметить, что без тесного сотрудничества таможенных органов и Пограничных органов Российской Федерации было бы невозможно осуществлять с тем качеством, скоростью и эффективностью, как это происходит в нынешнее время.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.];
2. Федеральный Закон РФ "О Государственной границе Российской Федерации". Издательство "Граница". М.,1996;
3. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (с изм. и доп. от 18 июля 1997 г., 21 июля 1998 г., 5 января, 30 декабря 1999 г., 20 марта 2001 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г.) // "Российская газета" от 18 августа 1995 г;
4. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) //"Российская газета" от 12 апреля 1995 г;
5. Приказ ФСБ РФ № 49, ФТС РФ № 167 от 11.02.2009 "Об утверждении Порядка взаимодействия пограничных органов и таможенных органов при проведении досмотровых операций в отношении транспортных средств, грузов и товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации в автомобильных и морских пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации";
7. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г). - Москва : Проспект, 2018. - 512 с.