Особенности правонарушений на таможенной границе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Особенности правонарушений на таможенной границе
SPECIFICS OF OFFENSES AT THE CUSTOMS BORDER
Lia Yanbikova
Student, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Saint-Petersburg
Andrey Shuvaev
Candidate of legal Sciences, associate professor, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, Russia, Saint-Petersburg
Аннотация. В статье рассматриваются виды ответственности и наказания за правонарушения в сфере таможенной деятельности, технические средства, применяемые таможенными органами, а также система управления рисками в сфере данных правонарушений.
Abstract. The article examines the types of liability for offenses in the field of customs activities, technical means used by the customs authorities, as well as the risk management system in the field of these offenses.
Ключевые слова: правонарушение, административная ответственность, таможенная граница, таможенный контроль.
Keywords: offence, administrative responsibility, customs border, customs control.
По мере развития внешнеэкономической деятельности, значительно возросло количество правонарушений, совершаемых при попытке пересечения таможенной границы.
Таможенное правонарушение является общественно опасным, виновным противоправным деянием дееспособного субъекта, которое наносит вред личности, собственности, государству и обществу в целом и влечет за собой административную, уголовную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность.
Объектами таможенных правонарушений являются общественные отношения, урегулированные нормами таможенного законодательства, которым причиняется вред либо угроза причинения вреда.
Субъектами административной и уголовной ответственности являются физические и юридические лица.
Наказания, предусмотренные за правонарушения, совершаемые участниками внешнеэкономической деятельности, указаны в главе 16 КоАП «Административные правонарушения в области Таможенного дела (нарушение таможенных правил)».
За нарушение таможенных правил устанавливаются и применяются следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы;
- административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Кроме того, основой наказаний выступают предупреждение и административный штраф, а конфискация орудия совершения или предмета правонарушения может быть как основным, так и дополняющим наказанием, что позволяет максимально достигнуть соответствия меры наказания со степенью вреда от совершенного правонарушения.
Так, например, в статье 16.7 «Представление недействительных документов при совершении таможенных операций», основной мерой наказания является штраф от полутора до двух с половиной тысяч рублей, а дополнительной - конфискация товаров, явившихся предметами административного правонарушения.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является обнаружение уполномоченными лицами данных, достаточных для квалификации деяния как правонарушения.
В таможенном деле, обнаружение необходимого объема сведений, которые бы указывали на наличие административного правонарушения, происходит при проведении различных мероприятий в рамках таможенного контроля.
Согласно п. 41 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, таможенный контроль – это совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Объектом таможенного контроля является любой товар, перемещаемый через таможенную границу.
Процедура таможенного контроля проводится таможенными органами, только в отношении объектов таможенного контроля, с применением к ним определенных форм таможенного контроля в установленном законом порядке.
Основной целью таможенного контроля является определение соответствия проводимых операций и действий в сфере таможенного дела требованиям норм таможенного законодательства, а также выявление, пресечение и предупреждение совершения нарушений в данной области правового регулирования.
Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов в отношении:
- Товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу;
- Товаросопроводительных документов и сведений, в том числе таможенных деклараций;
- Профессиональной деятельности лиц, связанной с перемещением товаров через таможенную границу;
- Физических лиц, пересекающих таможенную границу.
В соответствии со ст. 310 ТК ЕАЭС, на проведение таможенного контроля таможенным органам не требуется каких-либо разрешений, предписаний или постановлений.
При проведении процедуры таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями таможенных органов или их должностных лиц, а так же товарам и транспортным средствам.
Согласно ст. 42 ТК ЕАЭС, при проведении таможенного контроля таможенные органы могут использовать технические средства таможенного контроля (оборудование, приборы, средства измерений, устройства и инструменты) и иные технические средства, которые должны быть безопасны для жизни и здоровья человека, животных и растений и не должны причинять вред лицам, товарам и транспортным средствам.
В свою очередь, технические средства таможенного контроля имеют свою классификацию, в их составе выделяют семь самостоятельных, но взаимосвязанных классов:
·Первый класс включает технические средства для оперативной диагностики документов, представляющих для декларирования объектов, перемещаемых через таможенную границу.
·Второй класс включает технические средства для дистанционной оперативно-технической инспекции объектов таможенного контроля, в процессе которой осуществляется интроскопия объектов с помощью ИДК, контроль объёмов и количества стратегически важных сырьевых товаров и выявление среди них предметов таможенных правонарушений.
·Третий класс включает в себя технические средства для проведения таможенного поиска тайников и сокрытий, досмотра товаров и транспортных средств, а также применение технических средств для отбора проб содержимого объекта таможенного контроля.
·Четвёртый класс включает технические средства, обеспечивающие выполнение оперативно-технических действий по проведению оперативной диагностики предметов таможенного правонарушения, выявленных в результате таможенного досмотра и определению целостности атрибутов таможенного обеспечения, запирающих устройств.
·Пятый класс включает технические средства таможенного контроля необходимые для декларирования перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств, включая наложенные на них и на документы средства таможенного обеспечения.
·Шестой класс включает технические средства таможенного контроля для выполнения функций визуального наблюдения за действиями лиц, находящихся в зоне таможенного контроля, с целью выявления противоправного поведения, подозрительных контактов с другими лицами, в том числе с сотрудниками таможенных органов.
·Седьмой класс включает технические средства таможенного контроля для получения информации, с целью выявления материалов, запрещенных к таможенному перемещению.
Кроме таможенного контроля, существует еще один способ выявления правонарушений на таможенной границе - система управления рисками.
В таможенном законодательстве система управления рисками была впервые введена в 2003 году, ещё в Таможенном кодексе РФ, с тех пор правовая база её применения была усовершенствована и расширена, на данный момент она регулируется гл. 50 ТК ЕАЭС.
Таможенные органы в соответствии с п. 1 ст. 378 ТК ЕАЭС пользуются системой управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.
Основными целями использования таможенными органами системы управления рисками, в соответствии с пунктом 3 статьи 378 ТК ЕАЭС являются:
- обеспечение эффективности таможенного контроля;
- сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;
- создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.
Анализ и оценка рисков осуществляются должностными лицами таможенных органов с использованием методов оценки рисков и алгоритмов определения областей и индикаторов риска, разработанных таможенными органами с использованием математических, статистических и вероятностных методов анализа.
С помощью целевых методик анализа рисков автоматизируется процесс проведения таможенными органами оценки рисков.
Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска или принятия решения о необходимости применения мер по минимизации рисков.
Таким образом, для сохранения интересов государства и предотвращения незаконного пересечения таможенной границы таможенного союза, создаются различные современные технические средства таможенного контроля, издаются новые нормативно правовые акты, с учетом изменений в поведении правонарушителей и вводятся более строгие стандарты для сотрудников таможенных органов с целью предотвращения нарушений в таможенной деятельности.