Синдром дефицита внимания и гиперреактивности у детей
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(130)
Синдром дефицита внимания и гиперреактивности у детей
Аннотация. в данной статье рассматривается понятие гиперреактивности ее признаки и лечение.
Ключевые слова: синдром дефицита внимания, гиперактивность, дети, ребенок, признаки, симптомы, диагностика, лечение, здоровье.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) связан с минимальной мозговой дисфункцией. Это клиническое состояние проявляется в импульсивности, излишней подвижности, неспособности концентрироваться. Существует три типа синдрома: с преобладающей гиперактивностью, с преобладающим дефицитом внимания и комбинированный тип. Обычно диагноз СДВГ ставится в возрасте 4-5 лет. Тем не менее, первые признаки состояния можно отметить гораздо раньше.
Факторы развития
Специалисты выделяют следующие причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности:
• нарушения в развитии лобных долей и работе подкорки головного мозга;
• генетическая предрасположенность;
• недоношенность;
• патологии беременности;
• перинатальное поражение головного мозга.
Началу СДВГ способствуют также частые ссоры родителей ребенка, излишняя строгость в воспитании, применение физических методов воздействия.
Признаки СДВГ в раннем детстве
Дети с СДВГ отличаются рассеянностью, забывчивостью, неспособностью с первого раза воспринимать сказанное, неприятием распорядка дня. Им свойственны болтливость, суетливость, эмоциональность, нетерпеливость. Таким детям нелегко соблюдать правила поведения, у них отсутствуют мотивы к обучению. Они неусидчивы и подвержены частым сменам настроения. Им сложно заводить знакомство со сверстниками. Общим проявлениям нередко сопутствует задержка речевого развития. Отсутствие корректирующей терапии в дальнейшем приводит к проблемам в школе. Ребенку тяжело дается сидение на одном месте во время урока, из-за чего он постоянно отвлекается и отвлекает других. Неспособность концентрировать внимание влечет за собой неуспеваемость и отсутствие интереса к учебе.
Диагностика
Постановку диагноза СДВГ проводит детский врач-психиатр. Он оценивает поведение ребенка на основе анамнеза, личных наблюдений и жалоб родителей. Диагноз ставится в том случае, если у ребенка на протяжении полугода проявляются как минимум шесть признаков из перечисленных ниже:
• допускает ошибки из-за невнимательности;
• не слушает и не слышит, часто перебивает собеседника;
• проявляет болтливость;
• ерзает на стуле;
• устраивает истерики в ответ на запрет или замечание;
• стремится лидировать во всем;
• действует необдуманно;
• плохо переносит ожидание.
В процессе диагностики учитываются внимательность, активность, мышление пациента и другие критерии. Врачом могут быть назначены также дополнительные обследования: различные виды тестирования, МРТ, ЭКГ, КТ.
Лечение
СДВГ не поддается полному излечению, однако его проявления хорошо корректируются правильно подобранной терапией. Лечение синдрома состоит в приеме медикаментов, соблюдении диеты, психотерапии, коррекции поведения и других методах. Родители больных СДВГ также могут помочь своим детям. Для этого необходимо:
• развивать у ребенка самоконтроль и ответственность через поручение несложных дел;
• организовать строгий распорядок дня и следить за его соблюдением;
• ограничить время просмотра мультфильмов и использования гаджетов;
• установить поведенческие рамки, четко обозначив дозволенное и запрещенное;
• развивать познавательный интерес;
• предоставить возможности для выплеска энергии (пешие прогулки, спорт, активные игры).
Чрезмерно активным детям не рекомендуется участвовать в играх и состязаниях, предполагающих эмоциональное включение. Для профилактики развития СДВГ идеально подходят длительные прогулки на свежем воздухе, плавание, бег, катание на лыжах и коньках. В определении нормы физической нагрузки для ребенка следует соблюдать меру. Побороть неуверенность в себе детям с СДВГ помогает моделирование родителями ситуаций успеха.
Постепенно проявления синдрома сглаживаются, и ребенок «перерастает» основные сложности. Родителям следует запастись терпением и всеми способами помочь ему преодолеть трудный этап.