Статья:

Особенности профилактики и коррекции деструктивного поведения молодежи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(89)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Слепцова С.И., Николаев Е.В. Особенности профилактики и коррекции деструктивного поведения молодежи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 38(89). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/89/61968 (дата обращения: 25.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности профилактики и коррекции деструктивного поведения молодежи

Слепцова Сардаана Ивановна
студент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, РФ, Якутск
Николаев Егор Васильевич
канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова, РФ, Якутск

 

Аннотация. В данной статье раскрывается понятие деструктивного поведения, его признаки, причины, формы, особенности деструктивного поведения у молодежи. Освещаются способы профилактики и коррекции деструктивного поведения молодежи.

 

Ключевые слова: профилактика, коррекция, деструктивность, деструктивное поведение самоповреждение, суицид.

 

Актуализация проблемы деструктивного поведения человека в современном обществе связана с высоким уровнем динамичности и изменчивости явлений социума, вызванные нестабильностью социально-экономических и политических отношений, что способствует развитию внутриличностного конфликта, зачастую ставящего человека в тупик и в итоге приводящему к деструктивному поведению.

Деструктивное поведение в основном рассматривается в широком смысле как поведение, которое сосредоточено на разрушении чего-либо или нанесении повреждений человеку [2].

В своей работе Самойлик В.А. выделяет следующие признаки деструктивного поведения. Одним из главных признаков деструктивного поведения, по мнению автора, является неумение реагировать к внешним раздражителям в адекватной форме. Что является предпосылкой к аутодеструктивному характеру, что влечёт к суицидальным попыткам и к самому завершенному суициду.

Вторым признаком деструктивного поведения является несогласованность целей и мотивов деструктивного поведения. Это проявляется в константном побуждении человека к деструктивным действиям, что влечёт к преобладанию в структуре личности отрицательной мотивации, имеющее связь с разрушениями, но это не всегда является осознаваемым субъектом.

Третьим признаком, позволяющим дифференцировать деструктивное поведение от всех других форм девиантного поведения, является ярко выраженный деструктивных характер [4].

В статье Злокалова в соавторстве с В.Б. Куликовым отмечается, что «деструкция начинается с выхода за пределы нормы, но не обязательно девиация должна превратиться в деструкцию, поскольку девиация может уточнить, расширить и обогатить содержание нормы, в своей позитивной форме» [1].

Адлер считает, что главной причиной деструктивного поведения является ощущение отчужденности и беспомощности. Е. Н. Осин в своей работе указывает, что отчуждение является онтологическим основанием утраты смысла, оно есть «нарушение в структуре взаимоотношений индивида с миром, проявляющегося в переживании смыслоутраты». Отчуждение и утрата смыслов рассматриваются как следствие нарушений связей человека с миром, обусловленные потерей духовных ориентиров, неконтролируемым потоком информации, развитием технологий в постиндустриальном обществе [3].

Современная молодежь, отличается от предыдущих поколений, так как они родились в мире технологий. «Быть не таким как все модно, но нужно чтобы твоё отличие нравилось другим». Социальные сети показывают счастливую оболочку, яркую жизнь, красивых и успешных людей, что вызывает некую зависть у зрителей. Возможно с этим и связан факт того что, подростки и молодежь более подвержены самоизменению: нанесению татуировок, пирсинга, подверженности пластическим операциям. Есть много случаев, когда люди рискуя своими жизнями делают огромное количество пластических операций, чтоб стать идеальными людьми, как знаменитости. Молодое поколение часто делает пирсинги и татуировки, не думая о стерильности приборов.

Экстремальные виды спорта также относят к деструктивному поведению. Психологи утверждают, что инстинкт самосохранение он развивается с возрастом. Но, что же влечёт к экстремальным видам спорта? Желание покрасоваться в интернете, набрать больше подписчиков, получить уважение от общества, ведь известны случаи гибели людей при фотографировании самого себя для публикации в социальных сетях? Или же получить новые чувства, эмоции? Или же «игра со смертью»? Количество молодежи занимающимся экстремальным спортом растёт каждый год. И для современного мира это нормально, это интересно. Но существует факт того, что это огромный риск, представляющий опасность для здоровья и жизни человека.

Филиппов М.Н. считает, что профилактика и коррекция различных видов деструктивного поведения должна иметь нестандартных подход, в том числе в отношении используемых диагностических методов и профилактико-коррекционных методик. Практическим работникам нужно не просто использовать перечень предлагаемых, готовых методик, как собственно говоря, и происходит в большинстве случаев, а самостоятельно производить их коррекцию, видоизменять, вносить соответствующие поправки в реализуемые программы, осуществлять диагностическую процедуру как с предлагаемыми методами и тестами, так и использовать, и выбирать по-своему усмотрению другие, осуществлять контроль эффективности своей выполненной работы [5].

Программ профилактики и коррекции для молодежи с деструктивным поведением мало, в основном они направлены для подростков и осужденных.

После выпуска из общеобразовательного учреждения мало где будут интересоваться нашим ментальным здоровьем. Для российского общества склонно не обращаться за помощью психологам, психотерапевтам и другим специалистам в трудной жизненной ситуации. Люди сами часто пытаются разрешить это деструктивным способом. В основном это алкоголь, самоповреждения, уход в себя, попытки суицида и сам завершенный суицид.

Существуют учреждения для помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Например, есть благотворительное собрание «Все вместе», куда входит 54 фонда и НКО.

Возможно использовать деструктивное поведение как коррекцию деструктивного поведения, то есть в коррекции деструктивное поведение будет нести конструктивный характер. Например, татуировки могут иметь, передавать некий смысл для человека в трудной жизненной ситуации. Экстремальный вид спорта помогает почувствовать новые эмоции и ощущения, которые возможно «вернут в жизнь» человека, который потерял смысл в существовании. Мы согласны с утверждением Филиппова М.Н., что коррекция и профилактика должны иметь нестандартный подход [5].

Профилактика деструктивного поведения молодежи происходит сложнее, потому что трудно выявить склонность к нему, так как диагностику проводят при аттестации специалиста в МВД, или же редко при поступлении на работу, и в других некоторых случаях. И это малое количество всего населения.

Человек- существо социальное. Его окружение играет огромную роль. И один из способов профилактики, это грамотное обучение, просвещения населения по данной проблеме. Помогая своему близкому или же просто отправив его к специалисту в нужное время, можно предотвратить негативное.

Также мы предлагаем использовать одну из причин деструктивного поведения молодежи- интернет, телевидение в способ его профилактики. Например, есть популярный сериал «13 причин почему», который оповещает о проблемах подростков, молодых людей. Этот сериал помогает нам понять людей в трудной ситуации, и как им помочь, и что наше поведение может стать причиной для возникновения деструктивного поведения у другого человека. Также в конце каждой серии сериала они предлагают посетить их сайт для оказания помощи. Для помощи на сайте нужно выбрать свою страну, в списке 62 страны, в котором нет России. Но то что один сериал делает для всего мира огромный толчок для будущего, для ментального здоровья населения.

Таким образом, молодое поколение чувствует одиночество среди бесконечных потоков альтернатив, информации, они не чувствуют опоры, висят в пустоте, - они чувствуют угрозу потери исторической связи с поколениями и ценностями, но также боятся потери связи самим собой (отчуждение от самого себя). Молодежь стремится изменить пространство, в котором существует, создать некие условия, модификации с помощью собственных представлений о прекрасном. Профилактика деструктивного поведения, это сложный процесс, и в этом процессе играет огромную роль социальное окружение человека. Грамотность населения, эмпатия способны предотвратить сложные формы зависимости, самоповреждения, и суицид.

 

Список литературы:
1. Злоказов К. В. Деструктивное поведение в различных контекстах его проявления // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика» -2016.
2. Клейберг Ю.А. Типология деструктивного поведения- Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2008. – № 1. – С. 130-135. 
3. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: дисс. … канд. психол. наук. М.- 2007- 217 с.
4. Самойлик Н.А. Актуализация категорий деструктивного поведения в психологии / Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире, материалы международной научно- практической кон-ференции. - Том 2. - 2014- с. 124.
5. Филиппов М.Н. Некоторые аспекты работы по профилактике и коррекции деструктивного поведения детей и подростков // Сборник материалов Международной научно-практической конференции «Уголовно-исполнительная политика и вопросы исполнения уголовных наказаний». – Ря-зань, 2016 – с 944.