Статья:

Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Бекетова В.А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80557 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте

Бекетова Вероника Александровна
студент, Сочинский государственный университет, РФ, г. Сочи

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте.

 

Ключевые слова: творческое мышление, младшие школьники, творческая мысль, теоретические аспекты, развитие.

 

Понятие «творческое мышление» занимает особое место среди психологических терминов: с одной стороны, оно неразрывно связано с самим понятием творчества, проявляется там, где касается способностей и одаренности, проявляется практически везде. С другой стороны, там, где обсуждается проблема индивидуализации обучения, творческое мышление остается малоизученным, плохо определенным и недостаточно дифференцированным от других психологических концепций. Даже общие психологические характеристики творческого мышления сами по себе проблематичны по нескольким причинам.

Во-первых, творческое мышление входит в общее понятие творчества, и часто даже в высокопрофессиональных исследованиях авторы склонны отождествлять творчество с творческим мышлением, как, например, в работах Г.С. Альтшуллера, Н.Н. Вересова и другие, либо совершенно иначе соотносить их, как, например, в диаметрально противоположных концепциях М.С. Бернштейна, Э. Боно, И.Н. Семенов.

Во-вторых, большая часть разработок по проблеме существует вне единой системы и если понятие творческого мышления и его критерии определены, например, П. Вайнцвейгом и Я.А. Пономарев, то высокоструктурированные знания о творческом мышлении отсутствуют.

В современной западной и российской психологии развитие творческого мышления существует в форме комплекса концепций и теорий, в форме теоретических и экспериментальных работ по определенным аспектам:

1) творческое мышление как предпосылка научной деятельности и художественной деятельности в творчестве Р. Арнхейма, М.М. Бахтин;

2) творческое мышление как особый талант в творчестве Ч.Д. Чистякова, В. Стерн;

3) творческое мышление как специфическая интеллектуальная деятельность в творчестве А.В. Брушлинского и др.

Следовательно, отсутствие более или менее единой концепции знаний о творческом мышлении и значительная двусмысленность терминов создают значительные трудности в использовании этой концепции.

При всех теоретических и терминологических трудностях, связанных с творческим мышлением, наиболее запутанным является вопрос о соотношении творческого мышления и мышления в целом. Наиболее распространено понимание творческого мышления как типа мышления, при этом тщательный анализ различных психологических теорий мышления демонстрирует совершенно разный характер взаимосвязи между этими понятиями.

В своей работе я выдвигаю тезис о том, что творческое мышление целесообразно понимать как высшую форму мышления, и мы готовы показать возможность такой трактовки этого понятия с точки зрения различных психологических теорий мышления.

Следовательно, в теории Л. Веккер выделил следующие свойства мышления как познавательного процесса:

1) особая пространственно-временная структура,

2) особая модальность,

3) особая интенсивность.

Пространственность и временные измерения традиционно являются свойствами более простых и «чувственных» психических процессов, чем мышление. Мышление имеет особую пространственно-временную структуру. С пространственной точки зрения мышление характеризуется устранением границ и барьеров, устранением порогов и способностью преодолевать расстояния независимо от физических законов и времени.

В отличие от традиционной концепции мышления как модального процесса, Л. М. Веккер подчеркивает особые свойства модальности мышления. Мысль интермодальна, то есть в мысли конкретные модальности углубляются и трансформируются в самые синтетические психические образования. Особые свойства интенсивности мысли проявляются в том, что интенсивность этого процесса зависит не от энергии раздражителя, а от энергии самого испытуемого. Интенсивность мышления зависит от общей активации коры головного мозга, которая часто вызвана особой мотивацией мышления.

Следовательно, если мысль обладает свойствами свободы и пространственно-временной безграничности, интермодальна и по своей интенсивности зависит от внутренней активации субъекта, тогда творческое мышление должно иметь те же характеристики в максимальной степени. Творческое мышление характеризуется максимальной свободой преодолевать пространство и время и оперировать ими при решении конкретных задач, оно является наиболее синтетическим, наиболее обобщенным по отношению к конкретным образам и сенсорным переживаниям и основан на максимальной субъективной активации, без которой вообще не может продолжаться. Это характеристики, которые можно найти почти во всех его описаниях.

По мнению Л.М.Веккера, мышление тем успешнее, чем гармоничнее в нем сочетаются персеверативные и ассоциативные механизмы. Иными словами, продуктивность мышления зависит не только от его качественно специфических свойств (например, от уровня развития мыслительных операций), но и от степени связи мышления с другими когнитивными процессами, от глубины интеграции мышления. мышление в структуру когнитивных функций в целом. Творческое мышление всегда функционирует на основе единства этих двух механизмов (персеверативного и ассоциативного), развивает идеи и концепции в отдельном акте. В то же время мышление характеризуется децентрализацией, т.е. внутреннее дистанцирование вектора от субъективности мысли, концептуальности, обратимости, напр. возможность возможных переходов в системе «действие - действие - деятельность», образность (выводимость новых форм мышления из существующих).

Если применить перечисленные свойства мышления в целом к творческому мышлению, то становится ясно, что оно обладает ими в максимальной степени: творческое мышление невозможно без феномена прозрения (наиболее яркого случая феномена понимания, мгновенного и целостного охвата ситуации), он всегда направлен на прогнозирование ситуации (экстраполяция и предвосхищение), стремится к максимальному обобщению условий проблемы, эффективен только при полном преодолении эгоцентризма мышления (максимальная децентрация), протекает должным образом к постоянной обратимости и оценивается по его продуктивности (максимальные образные свойства). Если мы обратимся к наиболее известным теориям мышления, предметом которых является определенная форма мышления, то выдвинутый тезис также может быть доказан. Дивергентный, версионный, гипотетический, продуктивный: все эти «типы» мышления на самом деле являются его высшими формами, результатами его наиболее эффективного развития. На это прямо или косвенно указывают авторы соответствующих когнитивных теорий - М. Вертхаймер, К. Дункер, О. Селтс, Р. Солсо. То же самое должно быть верно и для творческого мышления, поскольку это синтетический вариант по отношению к перечисленным «типам»: он всегда поливалентен, всегда имеет вероятностную основу, характеризуется продуктивностью, разнонаправленностью, изменчивостью, отсутствием «правильных» или «неправильных» результатов. Следовательно, творческое мышление является одновременно дивергентным, версионным, гипотетическим и продуктивным мышлением; это высшая форма развития мысли.

Особого внимания заслуживает соотношение креативного мышления с разными типами мышления по содержанию. Наиболее популярной классификацией с этой точки зрения является разделение мышления на наглядно-действенное, образное и словесно-логическое. Однако эти типы мышления являются одновременно этапами развития мышления, поэтому они не альтернативны друг другу, поэтому невозможно говорить о преобладающей роли одного из них в структуре творческого мышления. В равной степени возможны и одинаково продуктивны как визуальные, так и эффективные формы творческого мышления (например, построение моделей) и образное творческое мышление (например, написание стихов, рисование картинок), а также словесное и логическое творческое мышление (научное творчество и т. д.). Как считает С.Л. Рубинштейн, образное и словесно-логическое мышление чаще всего функционируют в единстве, и наиболее ярким примером этого является метафора (в которой образ всегда обогащает мысль). Исходя из этого, можно предположить, что именно такое развитие этого типа мышления обеспечивает разносторонность творческого мышления.

Кроме того, С.Л. Рубинштейн указывает не только на единство визуальных, образных и логико-словесных форм мышления, но и на единство всех их с теоретическими и практическими формами мышления, так что сама суть обоих последних рейтинги сливаются. Таким образом, можно утверждать, что в структуре творческого мышления как целостного психического образования все виды мышления, качественно разные по содержанию и назначению, сливаются в одно. Степень его согласованности во многом определяет интегральные характеристики функционирования мышления в целом и творческого мышления как его высшей формы в частности.

Современная теория интеллекта также говорит в пользу такого понимания творческого мышления. В соответствии с современным подходом под интеллектом понимается не только проявление чисто умственной деятельности, но и интеграция всех когнитивных процессов. Как отмечает М. А. Холодная, эта интеграция процессов в структуре интеллекта происходит под преобладающим организующим влиянием мышления.

Таким образом, если мысль является интегратором интеллекта, то творческое мышление, основанное на единстве настойчивых и ассоциативных процессов, будучи обобщенной и высшей формой мышления, является инструментом этой интеграции, средством систематизации. и связывать психические функции друг с другом. Это подчеркивает адаптивность творческого мышления - это необходимое условие полноценного развития всей системы интеллектуальных функций человека. Таким образом, свойства творческой мысли, признанные учеными, по большей части совпадают со свойствами мысли в ее высших проявлениях, и все же основная психология продолжает рассматривать творческое мышление как тип мышления. Мы считаем, что это позволяет нам рассматривать творческое мышление в его высшей форме. Если мы согласны с тем, что творческое мышление является высшей формой мышления, то, основываясь на наиболее значимых теориях мышления, мы можем определить наиболее важные свойства творческого мышления. Возвращаясь к теории мышления А.В.Брушлинского, следует отметить, что для творческого мышления характерны два основных специфических свойства: особая роль субъекта познания и вероятностное прогнозирование как основная функция. Только при единстве этих двух условий можно говорить о наличии творческой мысли в структуре познавательных функций субъекта. Творческое мышление всегда субъективно, индивидуально окрашено, возникает не спонтанно, а в результате эмоциональных, смысловых, эмоциональных интрапсихических стимулов и особых потребностей. При этом его суть заключается не только и не столько в структурировании сути решаемых проблем, сколько в прогнозировании развития имеющихся данных, версионном и футурологическом анализе всех возникающих решений.

Когнитивная теория Дж. Брунера акцентирует внимание на двух принципиальных информационных стратегиях мышления:

1) парциальном сканировании (симультанном-беспорядочном и сукцессивном-последовательном)

2) «фокусировке» (консервативной и азартной).

По характеру творческого мышления стратегия «фокусировки», несомненно, соответствует выявлению главной сущности, стержень проблемной ситуации - основная задача процесса творческого поиска. Предположительно, ориентация на творческое мышление может быть как консервативной, связанной с оценкой вариантов в зависимости от степени их объективной вероятности, так и азартной игрой, основанной на интуитивном поиске и проверке, часто связанной с риском неудачи или ошибки.

Синтетическая теория В.В. Петухова в преломлении к заявленному подходу позволяет говорить о следующих специфических свойствах творческого мышления: его высокая напряженность и зависимость от цели, его активный и операциональный характер, единство в его структуре сенсорных и сознательных компонентов, его упреждающая направленность.

В теории Л. Ньюэлла, Дж. С. Шоу и Г. А. Саймона, которые изучают как общие вопросы психологии мышления, так и его конкретные практические проблемы (например, создание искусственного интеллекта), когда она обсуждает творческое мышление как высшая форма мышления, проявляются и его особые свойства: сильная эмоциональность, сильная мотивация к мыслительной деятельности, высокая устойчивость (как интенсивность, так и систематичность и длительность во времени), включение Сама задача, согласно определению сути проблемы, в структуре решения проблемы.  Как показывают перечисленные свойства, они индивидуально окрашены и зависят не только от интеллектуальных и операционных свойств когнитивных функций психики, но и от индивидуальных психологических факторов, что делает невозможным, по крайней мере на данном этапе, создание искусственного интеллекта. Эту же мысль подчеркивает российский автор психологической информационной теории мышления О.К. Тихомиров.

Теория Р. Солсо предполагает понимание особой роли памяти для эффективного творческого мышления - именно ее логическая структура во многом гарантирует скорость и продуктивность творческого мышления.

Таким образом, исходя из классических и современных теоретических концепций мышления в целом, правомерно понимать творческое мышление как его наиболее развитую форму.

 

Список литературы:
1. Васильева, Е. А. Теоретические аспекты развития творческого мышления в младшем школьном возрасте / Е. А. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — URL: https://moluch.ru/archive/91/19462/ (дата обращения: 10.11.2020).
2. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 2016.
3. Дружинин В.Н. Творчество: природа и развитие // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2018.
4. Дункер К. Подходы к исследованию продуктивного мышления / Хрестоматия по психологии: психология мышления; сост. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: АСТ, 2017. С.22-31.
5. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - СПб.: Питер Серия: Мастера психологии, 2019.
6. Грецов А.В. Лучшие упражнения для развития креативности: Учебно-методическое пособие. - СПб.: СПб НИИ физической культуры, 2016.
7. Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности. Мир психологии. М.: Фланта, 2017.
8. Богоявленская Д.Б. Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Логос, 2017.
9. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в детском возрасте // Психологический очерк. СПб.: Союз, 2017.