Организация культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Организация культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации
Аннотация. В данной статье рассматривается роль организации культурно-досуговой деятельности в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, дошкольное образование, детский досуг, развитие, социализация
Культурно-досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации, инкультурации и самореализации личности. К средствам, обеспечивающим детское развитие, традиционно относят игру, общение детей с взрослыми и сверстниками, детскую литературу, разнообразные виды художественной деятельности ребенка, обучение. Развивающий потенциал детского досуга значительно менее исследован в теории дошкольной педагогики. Вместе с тем, содержательный досуг - мощное средство развития личности человека, показатель общего уровня его культуры. Именно с культурой досуга теснейшим образом связана духовность человека, о чем в свое время писал великий русский педагог К.Д. Ушинский. Если человек не знает, что ему делать в часы досуга, то тогда у него «портится голова, сердце, и нравственность». Сказанное выше предопределяет интерес к исследованиям различных аспектов досуга, как инструмента развития ребенка.
Культурно-досуговая деятельность должна удовлетворять самые разнообразные интересы ребенка в свободное время как в учреждении, так и дома. По своему содержанию данная деятельность разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка. Это не просто организация мероприятий, а деятельность, направленная на изучение и развитие творческих возможностей и способностей малышей с учетом их желаний, потребностей, включающая в совместное сотворчество и сотрудничество их родителей. В ней реализуются культурные потребности и отдельного дошкольника, и группы в целом.
Жизнь ребенка в детском саду невозможно представить без веселых занятий, развлечений и отдыха. Форма досуговой работы с дошкольниками способствует повышению эффективности деятельности детей, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников. В организации и проведении детского отдыха достигается единство решения основных образовательных задач, таких как обучение, воспитание, развитие и коррекция. Формирование его физических качеств и моторики также связано с умственным развитием ребенка, с развитием морально-волевых качеств его личности. Таким образом, дошкольники, занимающиеся досугом и развлечениями, осознают необходимость двигаться, проявлять инициативу, активность, ловкость и интеллект. Отдых выполняет такую важную задачу, как организация общения детей со сверстниками. Воспитатель должен не только привести детей, но и организовать это время так, чтобы дети чувствовали себя комфортно. Это положительно сказывается на социализации ребенка и его готовности взаимодействовать с другими людьми. Участвуя непосредственно в различных видах досуга, дошкольники развивают свое воображение, действуя через эмоциональную сферу, заставляя переживать, страдать и радоваться. Участие в праздниках и подготовка к ним приносят эстетическое удовлетворение, приближая детей и взрослых к общим чувствам.
Разнообразны виды культурно-досуговых мероприятий. Их можно классифицировать следующим образом: отдых, развлечения, каникулы, самообразование и творчество.
1. Отдых.
Отдых - это культурно-досуговая деятельность, которая снимает усталость и стресс, восстанавливает физические и эмоциональные ресурсы ребенка, поэтому необходимо научить детей распределять свои силы между умственной, физической работой и отдыхом. Каждый ребенок должен научиться ограничивать свои желания, ставить цель и добиваться ее, а после затраченных усилий - отдыхать. Отдых можно разделить на пассивный и активный.
При пассивном отдыхе напряжение снимается общим расслаблением мышц, просмотром красивых предметов (произведения искусства, природы и т.д.), Размышлениями, неформальным разговором на волнующую ребенка тему (обычно это разговоры не требуют особых интеллектуальных усилий, но развивают фантазию, воображение, речь и т. д.) коммуникативные навыки). При необходимости можно прибегнуть к психологическим сеансам. Активный отдых включает в себя гимнастику, физкультуру, работу на территории, подвижные игры и т. Д. В этом случае детям нужно дать больше возможностей проявить самостоятельность, реализовать свои желания, а иногда и потребности, возникающие в данный момент.
Виды отдыха.
• Самостоятельные физические упражнения.
• Работы на территории детского сада: рыхление почвы, полив и прополка растений, уборка групповых помещений; Работайте в уголке дикой природы.
• Спортивный отдых: катание на санях, лыжах, велосипеде; кататься на катках, играть в бадминтон.
• Прогулки.
• Проведите непринужденную беседу со взрослым (если ребенок хочет говорить).
• Играйте с игрушками, строительными материалами, бумагой, ручками, красками и другими материалами.
• Изучите изображения в углу книги.
• Слушайте сказки, песни и танцевальные мелодии по желанию ребенка; Произведения вокальной, инструментальной, классической и народной музыки.
• Чтение книг.
• Просмотр детских фильмов, мультфильмов (видео), детских телепрограмм и художественных фильмов по запросу.
2. Развлечения.
Развлечения всегда должны быть ярким моментом в жизни ребенка, обогащающим его впечатления и развивающим творческую активность. Они способствуют его всестороннему развитию, знакомят с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др .; пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и бодрость. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; развиваются его положительные качества: доброжелательность, взаимовыручка, доброта, отзывчивость, жизнерадостность и т. д.
Развлечения могут быть хорошей основой для обучения детей. Они, с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой — в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям. Особую роль они играют в формировании художественно-эстетических вкусов и способностей. Знакомясь с лучшими образцами художественного слова и музыки, присутствуя на представлениях кукольного и теневого театров, дети получают стимул к собственному творчеству.
Чтобы развлечения действительно способствовали развитию и воспитанию детей, необходимо их тщательно спланировать, заранее продумать подготовку, определить степень участия детей в соответствии с их индивидуальными способностями и возрастом (кто будет рисовать, а кто будет играть в игру, так далее.). В подготовке анимации могут принять участие все дети в группе. Иногда целесообразно сгруппировать детей в подгруппы или использовать индивидуальную форму работы. При определении времени развлечений педагог должен учитывать сезон. Это связано с тем, что дети обязательно должны гулять днем (световой день зимой короче, а если развлечение проводится после полдника, как это принято, то дети пойдут гулять, когда будет на улице уже темно, что снижает ценность прогулки).
Такие мероприятия желательно проводить в осенне-зимний период перед ужином и весной-летом после полдника, когда они могут быть более эмоциональными. Раз в неделю желательно проводить более продолжительные развлечения (30-35 минут) с большей эмоциональной нагрузкой, а в остальные дни - короткие (5-10 минут) развлечения и веселье (небольшие сюрпризы, шутки, анекдоты, стишки, загадки, показ трюков и импровизированных моментов из жизни детей в детском саду или по мотивам литературных произведений). Такие развлекательные моменты помогают снять усталость и переключить внимание с одного вида культурно-досуговой деятельности на другой. Их можно делать в любой момент, чтобы создать позитивную атмосферу.
Для этого необязательно собирать всех детей в группе. Педагог должен научиться видеть и слышать детей, которые нуждаются в эмоциональной разрядке, нуждаются в поддержке, помогать им выбрать себе занятие.
В практике дошкольных учреждений используются три вида развлечений (различаются степенью активности детей):
- дети только слушатели или зрители;
- дети - непосредственные участники;
- участвуют как взрослые, так и дети.
Развлечения можно классифицировать по содержанию.
• Театральное (театр кукол и теней, игрушечный театр, фланелеграф, кино, фортепианный театр и т.д., т.е. все виды театра и театральной деятельности).
• Познавательные: КВН и викторины на темы жизни и творчества композиторов, художников, писателей, актеров, поэтов; обычаи и традиции родной страны, народа; экологический.
• Спорт: спортивные игры, аттракционы, подвижные игры, соревнования, эстафеты.
• Музыкальные и литературные концерты.
Рисунок 1. Виды досуговой деятельности
Театрализованное представление - излюбленный вид развлечения. Театр игрушек и кинотеатр - не менее интересное развлечение для детей. Их легко организовать, потому что они не требуют сложной технической подготовки. В театре игрушек несколько сдвинутых вместе столов служат сценой; игрушки должны лежать на стульях, чтобы дети не могли их видеть. Воспитатель берет куклу и начинает разыгрывать перед детьми сказочный (игровой) сюжет или импровизировать ситуации из жизни группы. Такое развлечение можно организовать в любое время.
Сюрпризы. Это неожиданные и забавные моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций. Когда возникает неожиданная ситуация, дошкольники оживают, их активность усиливается. Кроме того, сюрпризы создают новизну ситуации, которая нужна дошкольнику. Потребность в новом опыте превращается в познавательную потребность. Моменты неожиданности могут быть включены в занятия, прогулки, отпуск и повседневную жизнь детей детского сада.
Виды развлечений.
Концерты: тематические, исполнение музыкальных произведений, литературных произведений; народное искусство; детская самодеятельность, музыкальная и литературная.
• Народные игры: детские стишки, пестушки, загадки, хороводы; игры с пением, бегом, с мячом, прыжками, малой подвижностью.
• Образовательные вечера: КВН и викторины, посвященные жизни и творчеству композиторов, художников, писателей, актеров, поэтов; обычаи и традиции народа, региона, страны; экологический и посвященный явлениям природы, математике и т. Д
• Спорт: игры, соревнования, эстафеты, подвижные игры с правилами, веселые старты, аттракционы (спортивный контент).
• Театрализованные представления: театр кукол, народный театр Петрушки, фланелевый, пальчиковый, теневой, игрушечный театр, фортепианный театр; инсценировка сказок, рассказов, песен; музыкальные произведения для детей, мюзиклы, ритмопластические музыкальные спектакли.
• Веселье: игры с карандашами и красками, шутки, фокусы, шарады, пословицы, поговорки, скороговорки, аттракционы с механическими и электрическими игрушками, моменты неожиданности.
3. Праздник.
Праздник - это день, объединяющий всех, наполненный радостью и весельем. Праздник имеет особое значение для детей. Праздники в детском саду имеют свои цели и задачи, главная из которых - создать у детей радостное настроение, вызвать положительный эмоциональный подъем и сформировать праздничную культуру (традиции праздников, их организация, правила приглашения гостей, гостевой этикет). Подготовка к празднику вызывает у детей интерес, на основе которого формируются их нравственные качества. Мероприятия накануне и во время отпуска создают художественный вкус и способствуют взаимопониманию со сверстниками и взрослыми. Ребенок не может быть пассивным наблюдателем, наблюдателем и слушателем. Учителя должны дать волю воле детей участвовать в играх, танцах и представлениях. Примите активное участие в оформлении холла, групповых и других помещений детского сада.