Статья:

О некоторых вопросах хищений, совершенных путем присвоения или растраты

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дронюк В.В. О некоторых вопросах хищений, совершенных путем присвоения или растраты // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80670 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

О некоторых вопросах хищений, совершенных путем присвоения или растраты

Дронюк Вадим Викторович
студент, Хабаровский государственный университет экономики и права, РФ, г. Хабаровск
Антонов Иван Михайлович
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Хабаровский государственный университет экономики и права, РФ, г. Хабаровск

 

ABOUT SOME MATTERS OF THEFT PERFORMED BY APPROPRIATION OR EMBEZZLEMENT

 

Vadim Dronyuk

Student, Khabarovsk State University of Economics and Law, Russia, Khabarovsk

Ivan Antonov

Scientific director, Cand. jurid. sciences, associate professor, Khabarovsk State University of Economics and Law, Russia, Khabarovsk

 

Аннотация. Работа посвящена исследованию некоторых проблемных вопросов, связанных с квалификацией хищения имущества, путем присвоения или растраты, анализируются вопросы уголовного права, являются ли самостоятельными формами хищения присвоение и растрата вверенного имущества.

Abstract. The work is devoted to the study of some problematic issues related to the qualification of theft of property by misappropriation or embezzlement, analyzes the issues of criminal law, whether misappropriation and embezzlement of entrusted property are independent forms of theft.

 

Ключевые слова: присвоение, растрата, вверенное имущество, хищение, право.

Keywords: appropriation, embezzlement, entrusted property, theft, law.

 

Стремление присваивать, пользоваться и распоряжаться чужим имуществом, обогащаться за его счет всегда было присуще человеку по своей природе. Посягательства на чужую собственность, в том числе проявляемые в формах присвоения и растраты, всегда составляли немалую часть преступных посягательств.

Актуальность исследования проблемы присвоения и растраты обусловлена рядом обстоятельств [4]:

во-первых, нормы определений и ответственности за присвоение и растрату постоянно претерпевают изменения и дополнения, что вносит существенные коррективы к пониманию сущности данных деяний;

во-вторых, органы дознания, следствия и суды сталкиваются со сложностями квалификации присвоения и растраты и отграничения от смежных составов, что ведет к нарушению принципа справедливости и возмездности наказаний.

в-третьих, несмотря на кажущуюся незначительность количества присвоения и растраты в общем количестве хищений, данные преступления являются латентными и в реальной практике степень латентности очень высока;

в-четвертых, распространение присвоения и растраты во все сферы отраслей экономики оказывает деформирующее влияние на отношения собственности, в т.ч. государственной [4];

Методологическую основу исследования составили общенаучные методы познания и специальные методы, такие как описательный, формально-юридический, логический, структурно- функциональный.

Теоретической основой исследования выступили работы ученых в области уголовного права: А.Г. Безверхова, О.В. Белокурова, Н.А. Карповой, В.М. Лебедева, Н.А. Лопашенко, Э.Р. Хакимовой, А.И. Чучаевой и др.

Нормативную базу настоящего исследования составляют: Уголовный кодекс Российской Федерации [1], регулирующий ответственность за присвоение или растрату, постановления Пленума Верховного Суда РФ, дающие разъяснения по применению и трактованию правовых норм о присвоении и растрате, другие нормативно-правовые акты.

Эмпирической базой исследования выступили материалы, постановления и обзоры судебной практики Верховного Суда РФ [5], материалы уголовных дел и судебные решения региональных судов.

По своей юридической природе присвоение и растрата относятся к числу спорных разновидностей имущественных правонарушений. Выступая корыстной составляющей системы экономических преступлений, присвоение и растрата представляют собой имущественные преступления против собственности, сущность которых складывается по поводу присвоения и обращения имущественных, т.е. оцениваемых деньгами, благ. Как имущественные посягательства, входят в перечень преступлений, объединенных нормами главы 21 Уголовного кодекса Российской Федерации «Преступления против собственности» раздела VIII «Преступления в сфере экономики» [1].

Взгляды специалистов на соотношения дефиниций присвоения и растраты в отечественном праве неоднозначны.

Для квалификации данных преступлений для следственных и судебных органов Пленумом Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 27 декабря 2007 г. № 51 в п. 19 (далее Постановление Пленума ВС РФ №51) даны разъяснения относительно определения данных деяний [5]:

─ присвоение состоит в безвозмездном, совершенном с корыстной целью, противоправном обращении лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ №51). Обращение предполагает перевод чужого имущества в собственное обладание, появляется на незаконных основаниях возможность пользоваться, распоряжаться имуществом по своему усмотрению, но юридически собственником не становится. При этом фактического изъятия имущества может и не быть;

─ растрата состоит в противоправном издержании виновным лицом вверенного ему имущества (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ №51). Выступает как фактическое отчуждение имущества от законного собственника в форме продажи, потребления, дарения, расходования, обмена и пр. против воли собственника.

Присвоение и растрата являются самостоятельными формами хищения, которые в частных случаях либо переходят из одной формы (присвоения) в другую (растраты), либо имеет место совершение одного из форм преступлений. Растрата может быть не связана с присвоением, и оканчивается в момент завершения процесса отчуждения, расходования, продажи, потребления имущества виновным лицом. При этом при совершении хищения в форме растраты ее начало и окончание чаще всего сливаются в единый акт отчуждения имущества, что может исключать в данный отрезок времени владение имуществом.

Правовая сущность и структура преступления раскрывается в его уголовно-правовой характеристике как системе сведений об основных элементах и признаках состава преступлений.

Общим объектом присвоения и растраты как разновидности корыстных экономических преступлений выступают общественные отношения собственности субъектов потребительского рынка, корыстность которых проявляется в стремлении виновных лиц к получению безвозмездной противоправной имущественной выгоды.

Само имущество, хотя и связано с понятием собственности, является предметом имущественного посягательства. В качестве предметов присвоения или растраты выступают: движимое и недвижимое имущество, промышленные и продовольственные товары, сельскохозяйственное и промышленное сырье.

Все предметы имущественного посягательства классифицируются на группы [1]:

а) вещи; б) деньги; в) ценные бумаги.

Характеризуются следующими параметрами:

─ физическими – характеризует предмет как элемент материального и вещественного мира, доступного чувственному восприятию человека. Результаты интеллектуальной деятельности или творчества, энергии не может квалифицироваться по ст. 160 УК РФ ввиду отсутствия признака вещественности [1];

─ экономическими – обладание экономическим свойством стоимости. Не являются предметом присвоения или растраты имущество, утратившие ценность либо объекты, в которые не вложен труд;

─ юридическими – выступление объектом вещного права.

Способы совершения во многом определяются сферой преступного посягательства [2]:

─ в кредитно-банковской сфере – внесения искажений в финансовые документы;

─ в материальных сферах и производствах – подделка и изготовление фиктивных документов, списание или не оприходование, занижение ценности, завышение расходов и пр.;

─ в социально-бюджетной сфере – нецелевое использование средств путем завышения расходов, исправления ордеров, фиктивные акты, договора, работы и услуги и пр.

Субъект присвоения или растраты. Для признания лица субъектом присвоения или растраты, оно должно удовлетворять ряду признаков [1]:

─ им может выступать физическое лицо;

─ лицо должно быть вменяемым, т.е. такое состояние психики, при котором оно в момент совершения общественно опасного деяния осознает значение своих действий и возможности наступления ответственности за их совершения;

─ достижение лицом шестнадцатилетнего возраста, наделенное собственником имущества полномочиями пользования и распоряжения в отношении имущества.

Осуществление в стране значительного количества преступлений, связанных с использованием служебного положения, несмотря на наличие в УК РФ уже имеющихся статей по служебным преступлениям, привело к необходимости отдельного выделения ст. 160 ч. 3 УК РФ особого квалифицирующего признака субъекта присвоения или растраты с использованием служебного положения [1].

Поскольку присвоение и растрата – это, прежде всего, человеческие поступки, то внутренними, субъективными сторонами данных преступных деяний являются побудительные мотивы, цели и свойства личности виновного лица [2, стр. 27].

В теории и практике уголовного права в зависимости от количественного выражения элементов и наличия усложняющих обстоятельств различают несколько видов составов преступлений: простой (основной) вид и составной (квалифицированный и особо квалифицированный) вид.

В простом составе преступления все элементы количественно выражены однократно (один объект, субъект, одно последствие и т.д.), а объективная сторона преступления не растянута во времени и пространстве, отсутствуют обстоятельства (смягчающие, отягчающие), влияющие на степень тяжести и наказания. В УК РФ простой состав преступлений указывается, как правило, в части первой соответствующей статьи преступления.

Применительно к присвоению и растрате простой состав данных преступлений обозначен положениями ч.1 ст. 160 УК РФ: «Присвоение или растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному». То есть для квалификации преступления как присвоения или растраты, в его основном составе должны иметься [1]:

а) признаки хищения;

б) признак присвоения или растраты:

Данные признаки являются основными для состава преступления присвоения или растраты и отражают суть преступления, проявляющуюся всегда при совершении преступлений данного вида. Необходимым условием квалификации преступления как присвоения или растраты является обязательное присутствие всех указанных признаков. Отсутствие хотя бы одного из них в зависимости от имеющихся условий будет квалифицировать состав преступления по иным формам и статьям.

Определение состава преступления по ст. 160 УК РФ начинается с установления объекта и субъекта преступного посягательства [1]. Субъектом обвинения в присвоении или растрате может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, виновное в совершении преступного деяния. В качестве объекта присвоения или растраты признается только то имущество, признаки которого соответствуют объективной стороне похищенного имущества – находится в собственности другого собственника или иного владельца, а также обладают определяющим признаком присвоения или растраты – имущество должно быть вверенным лицу на законных основаниях от собственника для распоряжения имуществом [3]. Для установления признаков похищенного имущества устанавливается положение виновного лица по отношению к этому имуществу, установление его права на осуществление соответствующих действий по распоряжению. Необходимо, чтобы субъект на определенном правовом основании владел этим имуществом, осуществлял в отношении его соответствующие правомочия. Если при хищении субъект не имеет никакого отношения к похищаемому имуществу или получает лишь доступ к нему для выполнения некоторых функций, которые не порождают правомочий по владению, то данные преступления квалифицируются по другим статьям УК РФ.

Следующим признаком наличия в составе преступления присвоения или растраты, является незаконность использования виновным лицом правомочий в отношении чужого имущества, что подразумевает совершение противоправного пользования и распоряжения имуществом с преследованием собственных целей, не имея на данные действия разрешения собственника, действуя против воли владельца и нарушая его интересы.

Наибольшее количество преступлений путем присвоения и растраты совершается с использованием служебного положения. Спецификой преступлений по ч.3 ст. 160 УК РФ является наличие в объективной стороне двух действий виновного лица, каждое из которых по отдельности является самостоятельным преступлением: злоупотребление служебными полномочиями и присвоение, и растрата. Использование лицом своего служебного полномочия при совершении преступного деяния предполагает реализацию им тех прав и функций, которыми оно наделено по роду службы или работы

Таким образом, признаками квалификации преступления по ч.3 ст.160 УК РФ являются наличие служебных правомочий по отношению к похищенному имуществу, находящегося под личной материальной ответственностью виновного лица по месту работы или в контролируемых подразделениях, наличие корыстной цели, присутствие деяний по распоряжению вверенного имущества. В результате данных деяний возникло существенное нарушение законных интересов организаций, органов или государства, выражаемое в виде материального ущерба различного размера. В случае, если должностное лицо использует свой авторитет и положение, склоняет других людей к совершению преступных деяний в форме присвоения или хищения, то деяние должностного лица классифицируется как соучастие в преступлении.

Таким образом, наличие хотя бы одного из отягчающих обстоятельств в составе преступления образует квалифицированный состав присвоения или растраты.

Итак, в современном уголовном праве присвоение и растрата являются самостоятельными формами хищения, предполагают обращение и отчуждение имущества в свою или третьих лиц пользу, отличными друг от друга моментом окончания преступления, наличием похищенного имущества и характером действия виновного лица. Основными признаками квалификации состава преступления как присвоения или растраты являются хищение чужого вверенного имущества, незаконность, безвозвратность, безвозмездность обращения или издержания чужого имущества, наличие корыстного мотива и причиненного имущественного ущерба собственнику или иному владельцу имущества. Квалифицированный состав присвоения и растраты предполагает наличие отягчающих обстоятельств в виде наличия предварительного сговора, либо участие в организованной группе, либо значительность причиненного собственнику или иному владельцу материального ущерба, либо использование служебного положения.

 

Список литературы:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 07.04.2020).
2. Борисова О.В. Особенности мошенничества, присвоения и растраты, лицом с использованием своего служебного положения / О.В.Борисова // Уголовное право. – 2015. - № 5. – С. 33-40.
3. О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 г. № 48 // Бюллетень Верховного Суда РФ. – 2018. – № 2.
4. Материалы IV Научно-практической конференции «Проблемы применения судами законодательства об ответственности за мошенничество, присвоение и растрату» от 23 апреля 2015 г. [Электронный ресурс] // Верховный Суд РФ [сайт]. – URL: http://www.vsrf.ru/vscourt_detale.php? (дата обращения 11.11.2020)
5. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №1 (2014 г.) [Электронный ресурс] Верховный Суд РФ [сайт]. – URL: http://www.vsrf.ru/second.php (дата обращения 10.11.2020)