Статья:

Представление о добре и зле как основа психологической безопасности детей школьного возраста

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Южакова А.А. Представление о добре и зле как основа психологической безопасности детей школьного возраста // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80741 (дата обращения: 24.07.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Представление о добре и зле как основа психологической безопасности детей школьного возраста

Южакова Анна Александровна
магистрант АНО ВО Гуманитарного университета, РФ, г. Екатеринбург
Тарасова Людмила Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, доцент кафедры общей и прикладной психологии факультета социальной психологии АНО ВО Гуманитарный университет, РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению значения представлений о добре и зле, как основы психологической безопасности, помогающей ребенку в современной образовательной среде преодолевать психологические трудности.

Большинство «взрослых» проблем берут истоки из детского возраста. Окружающие взрослые вольно или невольно «навязывают» свои представления из имеющегося личного опыта, создавая тем самым фундамент для построения будущего успешного Человека. Нравственные категории, а именно представления о добре и зле, на наш взгляд, выступают основой не только этики, но и психологического комфорта личности, а, следовательно, и ее психологической безопасности, как внутренней, так и внешней.

 

Ключевые слова: представление, психологическая безопасность, нравственные категории, формирование категорий, сказкотерапия.

 

В современных условиях модернизации образования наряду с четко прописанными стандартами, способствующими социализации школьника, не менее актуальными, выступают вопросы безопасности. Основными задачами общеобразовательной школы сегодня являются не только создание научной и материальной базы образовательной среды, но и прежде всего сохранение психологического здоровья детей, создание психологически безопасных комфортных условий для развития личности.

Федеральный государственный стандарт образования направлен, прежде всего, на духовно – нравственное воспитание личности школьника, подразумевая четкую мотивацию совершения ребенком определенных поступков, которые бы соответствовали общепринятым «нормам» добра и зла, набору способов решений и действий при выборе, формированию определенных нравственных категорий.

Представления о добре и зле в современной психолого-педагогической литературе рассматриваются в качестве нормативно-оценочных категорий, относящихся к мотивам, явлениям и действиям школьника. Понятия добра и зла воспринимаются неоднозначно как на уровне отдельно взятой личности школьника, так и в зависимости от окружающего ребенка социума. Представление о добре и зле можно рассматривать не только как общие определения морального сознания, но и как основу психологической безопасности и комфорта личности [7].

Представление в психологии определяется как психический процесс формирования образа, в ходе которого планируемые, задуманные, познаваемые понятия из внешней среды переходят в сознание, а затем в подсознание. Результатом такого сложного психического процесса и являются базовые представления школьника. Представление, в контексте нашей статьи, выступает как определенный образ добра и зла, воспроизводимый по памяти в воображении, являющийся результатом жизненного опыта ребенка. Необходимо сделать акцент на том, что представления основываются как на прошлом, так и на настоящем жизненном опыте. В формировании представления участвуют различные психические процессы:

-восприятие, как основа первичного чувственного отражения добра и зла;

-мышление, как основа формирования абстрактного понятия добра и зла;

-воображение, как основа креативной деятельности в достраивании представлений о добре и зле [5].

Изучением представлений в психологии занимался известный психолог С.Московичи, который рассматривал представления о добре и зле как социально значимые образы и явления, формирующиеся в непосредственной среде ребенка или взрослого через средства массовой информации, общественные связи, коммуникации разного уровня [1].

С.Л. Рубинштейн так же отмечал, что представления о добре и зле тесно между собой связаны, зависимы от характера и опыта субъекта. Представления всегда формируются под воздействием ярких действенных признаков, создаваемых через чувственные образы, возникающие у ребенка [6].

Нравственная категория добра и зла рассматриваются нами со следующих позиций: Добро –это общая категория оценки позитивных аспектов человеческой деятельности, взаимоотношений между людьми, общемировоззренческая категория, противоположность зла [1, 7].

Зло – это ценностное представление, в противоположность добру, основывающееся на моральной этике [2], охватывающее негативное состояние людей.

Обобщенное представление о добре и зле детей школьного возраста выступает «базовой» единицей морального сознания в рамках создаваемого «житейского разума» [2:240].

Сегодня формированию категорий добра и зла делятся пристальное внимание на всех уровнях обучения. Это выражается не только в позитивном отношении к предъявляемым стандартам социума, но и психологической безопасности, основанной на ценностных представлениях, важных смысловых преобразованиях в структуре личности ребенка в ходе его обучения. Преобразование общественных ценностей в индивидуальность ребенка через психологическую безопасность позволит личности не только осмысливать действительность добра и зла, а также выстраивать конструктивные отношения с миром и с собой [1]. Психологическая безопасность образовательной среды, как ведущий компонент, оказывает влияние на психическое здоровье всех субъектов учебно-воспитательного процесса, выступая при этом как сложное структурное образование, системообразующие параметры которого выражены через индекс психологической безопасности. Психологическое сопровождение, направленное на формирование четких представлений о добре и зле, способствует созданию психологического комфорта через гармонизацию психологического здоровья всех участников образовательной среды.

Психологическая безопасность сегодня – это состояние защищенности от угроз достоинства ребенка в ходе обучения, душевного благополучия, позитивного мировосприятия и самоотношения через самопознание. Родителей современного школьника беспокоит, чувствует ли себя их ребенок в образовательной среде понятым, принятым, оптимистично настроенным на события и явления. Представление о добре и зле является своеобразной подсказкой, того, как ребенку поступить правильно, какой путь выбрать, как оценить себя со стороны. Эти представления не имеют возрастных ограничений. Прекрасным же методом формирования представлений и развития гармоничной личности является сказкотерапия.

Сказкотерапия – это определенное направление в психологии, рассматриваемое кратко как «лечение сказками». Данное направление позволяет не только определять, но и решать многие внутренние психологические проблемы школьников. Посредством сказок возможна коррекция различных проблем ребенка в восприятии добра и зла, справедливости, избавление от страхов и комплексов, приобретение нового, «социально правильного» опыта поведения не только в образовательном пространстве, но и в последующем коммуницировании в социуме [7]. Для школьного возраста сказкотерапия имеет наибольшее значение, т.к. все сказочные образы героев, добрых и злых, яркие, непосредственные, легко откладывающиеся в подсознании.

Таким образом, представление о добре и зле как основа психологической безопасности детей школьного возраста, способствует решению внутренних психологических проблем ребят, мягко и эффективно воздействуя на сознание и подсознание, делая жизненные ситуации понятными и легко преодолимыми.

 

Список литературы:
1. Геник Е.А. Нравственные представления дошкольников образовательного учреждения с религиозно-этническим компонентом// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология.2009.№1.Сyberleninka: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nravstvennye-predstavleniya-doshkolnikov-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-s-religiozno-etnicheskim-komponentom научная просветительская библиотека. 
2. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М.: ООО «Филологическое общество «Слово», 2015 1102 с.
3. Московичи С. Методологические и теоретические проблемы психологии//Психологический журнал, 1995, том 16, №2. - С. 3-14 URL:https://alterozoom.com/documents/5127.html
4. Секачёва Н.И. Нравственное воспитание младших школьников// Статья на сайте Образовательная система «Школа-2100». 2018 URL: http://www.el.school2100.ru/upload/iblock/6a5/6a5a3fc27486684f1939061a19916b7f.pdf
5. Семенака С.И. Уроки добра//Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет. Серия: Психология. 2018 URL:http://ds81engels.ucoz.ru/psiholog/uroki_dobra_i-s-semenaka.pdf 
6. Телегин М.В. Из истории психологии: С.Л.Рубинштейн о представлениях и понятиях//Научные исследования и проекты.МТ:библиотека Михаила Телегина. 2015 URL:http://www.mtelegin.ru/projects/rubinshtein
7. Шилов П. Игра и игровые методы в обучении и образовании// Статья на сайте МойДокс.ру. 2018  URL:  https://docviewer.yandex.ru https://mydocx.ru/2-13386.html