Статья:

Методы повышения стрессоустойчивости сотрудников Государственной пожарной службы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Шефер Д.В. Методы повышения стрессоустойчивости сотрудников Государственной пожарной службы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 38(131). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/131/80823 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Методы повышения стрессоустойчивости сотрудников Государственной пожарной службы

Шефер Дарья Викторовна
магистрант, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, РФ, г. Красноярск

 

В связи с актуальностью проблем стресса и стрессоустойчивости, людьми было изобретено множество способов и методов развития и повышения стрессоустойчивости.

Формирование и развитие стрессоустойчивости зависит от количества задействованных ресурсов, которые условно можно разделить на следующие виды:

1. Личностные ресурсы, в которые входят установки, являющиеся полезными для регуляции состояния в стрессовых ситуациях, наиболее важные – самоконтроль, самооценка и чувство собственного достоинства.

2. Психологический ресурс, определяющийся когнитивными, эмоциональными и волевыми возможностями человека.

3. Профессиональный ресурс, позволяющий решать профессиональные задачи в стрессовых ситуациях, сюда относят необходимый набор знаний, умений и навыков, а также стажа.  

4. Социальный ресурс, который включает в себя социальную поддержку, моральную помощь, жизненные ценности.

5. Физический ресурс, отражающий функциональные возможности организма.

6. Материальный ресурс (жилищное и финансовое обеспечением).

Эффективность многих методов повышения и развития стрессоустойчивости была доказана субъективными самоотчетами людей, а также изменениями физиологических показателей в положительную сторону.

Наиболее значимыми являются те техники, которые не требует подкрепления медицинскими препаратами. Применение медикаментозных средств происходит только по согласованию с врачом и всегда ограничено ситуациями особой острой необходимости. Во многих случаях применение лекарственных препаратов не позволяет добиться ожидаемого успеха из-за проблем, связанных с возникновением побочных эффектов - привыкание, аллергические реакции, нарушение обмена веществ и прочее.

Широкое распространение среди специалистов экстремального профиля находят приемы саморегуляции, не имеющие практически никаких противопоказаний. В словаре практического психолога С. Ю. Головина психологическая саморегуляция определяется как «целенаправленное изменение индивидом работы различных психофизиологических функций, для чего требуется формирование особых средств контроля за деятельностью» [1, c.221].

Использование понятия «Саморегуляция» в контексте психологии экстремальных ситуаций подразумевает наличие специальных приёмов и техник самовоздействия.  Особенность человеческого способа саморегуляции состоит в том, что она не просто «приспосабливает» человека, но и содержит выработку эффективной жизненной ориентации, включая чувство своей онтологической приемлемости, цельности, самоуважения [2, с.31].  

Наиболее распространенной классификацией методов саморегуляции является классификация Водопьяновой Н.Е. и Старченковой Е.С. Согласно данному подходу выделяются следующие психотехники:

1.Психотехники, направленные на переключение внимания человека на другие объекты, иную деятельность и т.д.

2. Психотехники, целью которых является контроль физического «Я», сюда относится регуляция дыхания, мышечного тонуса, изменение темпа и громкости речи;

3. Психотехники, направленные на воспроизведение позитивных воспоминаний, положительных состояний.

4. Психотехники, направленные на представление социального «Я», предполагающие точное представление собственных целей, умение контролировать и четко распределять свое время, чувство уверенности в любых ситуациях.

5. Психотехники, направленные на работу с иррациональными состояниями.

Довольно востребованной является классификация способов саморегуляции при действии стрессоров Саенко Ю.В.:

1.Эмоциоанльное отреагирование. Является самым оптимальным, поскольку эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общении и др.), после которых субъект переходит к решению проблемы [3, с.33].  

2. Эмоциональная трансформация. Является менее действенном методом в сравнении с предыдущим, так как переживаемая эмоция заменяется положительной, результатом является перемена отношения к ситуации, но решения проблемы не происходит. Данный метод проявляется через когнитивные техники, с помощью которых личность меняет убеждения и мысли относительно ситуации.

3. Эмоциональное подавление. Является наименее эффективной техникой, так как происходит вытеснение переживаемых эмоций и сознание отвлекается от решения проблемы.  Данный метод проявляется через регуляцию посредством внимания, отвлечение, переключение, физическую активность, которая представляет собой быстрые интенсивные движения.

Базовой техникой саморегуляции является самомониторинг, цель которого – выявление и произвольное преодоление эмоциональной напряженности. То есть человеку необходимо самостоятельно распознавать эмоцию, проанализировать причины ее появления, и самое главное – справиться с ней, а не подавить или перенаправить.

Одним из самых часто применяемых на практике методов развития стрессоустойчивости и борьбы со стрессом является релаксация или мышечное расслабление. При многих эмоциональных потрясения можно отметить возникновение напряжения скелетных мышц, соответственно для снятия эмоциональной напряженности предлагается расслаблять мышцы. Пути релаксации можно описать следующим образом:

1. Дыхательная гимнастика, при которой необходимо следить за частотой, ритмом и глубиной дыхания. Использование дыхательных упражнений является наиболее доступным способом регуляции эмоционального возбуждения.

2. Визуализация образов помогает создать в сознании внутренние образы, которые возникают при помощи ощущений (вкусовых, зрительных и др.)

3. Самовнушение (словесное внушение) проявляется через внушение самому себе положительных, мыслей, ощущений, желаний и т.д.

4. Напряжение – основывается в напряжении и дальнейшем расслаблении определенной группы мышц, при постепенном переходе от одной к другой.

Новым и перспективным методом повышения стрессоустойчивости является биологическая обратная связь (БОС) – нефармакологический метод, используемый для коррекции психических состояний и психосоматических нарушений, целью которого является сфера психофизиологических реакций человека, повышение его психофизических возможностей, психоэмоциональная устойчивость.

Суть метода заключается в том, что человек, получая визуализированную информацию об изменении деятельности какой-либо физиологической системы учится контролировать свое психофизиологическое состояние и произвольно управляет психическими свойствами и процессами.

Таким образом, выбор методов и техник по повышению уровня стрессоустойчивости довольно разнообразен и с каждым ходом пополняется новыми возможностями. Каждый сотрудник самостоятельно или с помощью психолога может выбрать наиболее подходящий и приемлемый метод для разрешения сложившейся негативной ситуации.

 

Список литературы:
1. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 301 с.
2. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. № 3. С. 25–37 
3. Саенко Ю.В. Регуляция эмоций: тренинги управления чувствами и настроениями. СпБ: Речь, 2010. 222 с.