Статья:

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Исакова М.Г. ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 43(266). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/266/134216 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Исакова Мария Гагиковна
студент, ФГБОУ ВО Кемеровский государственный университет Институт образования, РФ, г. Кемерово

 

В настоящее время вопрос изучения жизненных стратегий личности становится предметом значительного числа исследований. В современных условиях ускоряющегося темпа жизни, развития техники, цифровизации, сегодняшний мир с одной стороны дарит нам большие возможности для самоопределения, самореализации личности, с другой стороны, существует проблема выживания, связанная с большой конкуренцией, утратой социальных гарантий, повышением социальной напряженности. На фоне этих процессов происходят изменения в сознании подрастающего поколения. В условиях социально-экономических преобразований особую значимость приобретают жизненные стратегии подростков, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время.

Жизненные стратегии определяют жизненный путь подростка. Современному обществу необходима личность, которая умеет учиться самостоятельно, способна думать и решать разнообразные проблемы, умеет грамотно работать с информацией, способна к самоактуализации. Под жизненной стратегией понимается выбор перспективы развития и прохождения своего жизненного пути, осуществляемый по индивидуальной технологии, направленный на самоактуализацию и самореализацию.

В отечественной психологии вопросы, связанные с жизненными стратегиями рассматривали и исследовали К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, С. Л. Рубинштейн.

К.А.Альбуханова-Славская в одной из своих работ «Стратегия жизни» дала наиболее обобщенное определение понятия «жизненная стратегия», описав её как поиск, становление и реализацию личности в жизни, с учетом её способности к соединению внешних жизненных условий и требований с внутренними ценностями, активностью, развитием и самоутверждением[1]. К.А.Альбуханова-Славская выделила три главных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешения противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, или творческий поиск.

Ученые Т.Е.Резник и Ю.М. Резник выделяют три типа жизненных стратегий: благополучия, успеха и самореализации, основанные на трёх позициях: «иметь», «достигать» и «быть» [2]. И.О.Логинова, учитывая отношение к жизни, определяет две стратегии жизненного самоосуществления человека: жизнь сегодняшним днем, с приспособлением к внешним изменениям, и жизнь, определяемая как перспектива жизни[3]. О.С.Васильева и Е.А.Демченко выделяют качественные (жизненные цели и систему ценностей) и количественные (ответственность и осмысленность жизни) характеристики жизненных стратегий [4].

Подростковый возраст, к сожалению, имеет свои особенности и сопряжен с рядом сложностей. Обучающиеся на данном этапе становятся скрытными, замкнутыми, плохо управляемыми. Всё это может привести к девиантному поведению и впоследствии к правонарушениям.

Формирование жизненных стратегий обучающихся – сложный и многогранный процесс, требующий внимательного подхода со стороны родителей, образовательных учреждений и общества в целом. Поддержка и понимание, развитие критического мышления и социализация – ключевые аспекты, которые помогут подростку сформировать здоровые и продуктивные жизненные стратегии.

Среди обучающихся 8-х классов средней общеобразовательной школы было проведено анкетирование по методике «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» А.Н.Орла. Анализ утверждений и соотнесение их с ключом интерпретатором позволили сконструировать условный профиль подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. Из 60 человек было выявлено 32 обучающихся, склонных к девиантному поведению.

Для изучения жизненных стратегий обучающихся, склонных к совершению правонарушений, было проведено анкетирование среди учащихся 8-ых  классов. Всего в анкетирование приняли участие 32 учащихся в возрасте от 14 до 16 лет. Была выбрана методика тестирования Копинг-тест Лазаруса.

Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция.

 

Рисунок. График 1

 

После интерпретации результатов исследования мы получили следующие результаты (см. график 1). Анализируя результаты исследования копинга в контрольной и экспериментальной группах, установлено, что испытуемые данной категории более часто используют следующие копинг-стратегии, как положительная переоценка, конфронтация и бегство/избегание, реже – самоконтроль, дистанцирование и поиск социальной поддержки, изредка подростки склонны к принятию ответственности и планированию решения проблемы. Средний уровень, говорит о том, что адаптационный потенциал личности будет находиться в пограничном состоянии, и исходя из полученных результатов, можно отметить, что доминировать будут положительная переоценка 71% (23 человека); конфронтацию используют 68% (22 человека); бегство/избегание используется у 62% (20 человек); такая стратегия как самоконтроль применяется 59% (19 человек); дистанцирование и поиск социальной поддержки 53% (17 человек) и далее следует принятие ответственности 50% (16 человека) и планирование решения проблемы 43% (14 человека).

На основе проведенной диагностики можно утверждать, что существует необходимость в разработке коррекционной программы «Я выбираю» (психологические тренинги), которая может значительно повысить самоконтроль, принятие ответственности и планирование решения проблем, открыть новые горизонты для подростков.

 

Список литературы:
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни [Электронный ресурс]. М., 1991. URL: http://rubinstein-society.ru/engine/documents/document214.pdf (дата обращения: 25.10.2023). 
2. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности [Электронный ресурс]. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/381/829/1219/001_Reznik_100-105.pdf (дата обращения 25.10.2023).
3. Логинова И.О. Жизненное самоосуществление человека: системно-антропологический контекст : автореф. дис. … д-ра психол. наук. Томск, 2010. 
4. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2. С. 74–84
5. Мантикова А.В. Эффективность использования инструментария психологической диагностики в групповой работе по психологической поддержке // Материалы восьмой Всероссийской научной конференции школьников и студентов с международным участием «Наука и общество: взгляд молодых исследователей». – Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2014.-с. 24-25.