ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №43(266)
ЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СКЛОННЫХ К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
В настоящее время вопрос изучения жизненных стратегий личности становится предметом значительного числа исследований. В современных условиях ускоряющегося темпа жизни, развития техники, цифровизации, сегодняшний мир с одной стороны дарит нам большие возможности для самоопределения, самореализации личности, с другой стороны, существует проблема выживания, связанная с большой конкуренцией, утратой социальных гарантий, повышением социальной напряженности. На фоне этих процессов происходят изменения в сознании подрастающего поколения. В условиях социально-экономических преобразований особую значимость приобретают жизненные стратегии подростков, не теряющие своей эффективности даже в неспокойное кризисное время.
Жизненные стратегии определяют жизненный путь подростка. Современному обществу необходима личность, которая умеет учиться самостоятельно, способна думать и решать разнообразные проблемы, умеет грамотно работать с информацией, способна к самоактуализации. Под жизненной стратегией понимается выбор перспективы развития и прохождения своего жизненного пути, осуществляемый по индивидуальной технологии, направленный на самоактуализацию и самореализацию.
В отечественной психологии вопросы, связанные с жизненными стратегиями рассматривали и исследовали К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. А. Кроник, С. Л. Рубинштейн.
К.А.Альбуханова-Славская в одной из своих работ «Стратегия жизни» дала наиболее обобщенное определение понятия «жизненная стратегия», описав её как поиск, становление и реализацию личности в жизни, с учетом её способности к соединению внешних жизненных условий и требований с внутренними ценностями, активностью, развитием и самоутверждением[1]. К.А.Альбуханова-Славская выделила три главных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешения противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, или творческий поиск.
Ученые Т.Е.Резник и Ю.М. Резник выделяют три типа жизненных стратегий: благополучия, успеха и самореализации, основанные на трёх позициях: «иметь», «достигать» и «быть» [2]. И.О.Логинова, учитывая отношение к жизни, определяет две стратегии жизненного самоосуществления человека: жизнь сегодняшним днем, с приспособлением к внешним изменениям, и жизнь, определяемая как перспектива жизни[3]. О.С.Васильева и Е.А.Демченко выделяют качественные (жизненные цели и систему ценностей) и количественные (ответственность и осмысленность жизни) характеристики жизненных стратегий [4].
Подростковый возраст, к сожалению, имеет свои особенности и сопряжен с рядом сложностей. Обучающиеся на данном этапе становятся скрытными, замкнутыми, плохо управляемыми. Всё это может привести к девиантному поведению и впоследствии к правонарушениям.
Формирование жизненных стратегий обучающихся – сложный и многогранный процесс, требующий внимательного подхода со стороны родителей, образовательных учреждений и общества в целом. Поддержка и понимание, развитие критического мышления и социализация – ключевые аспекты, которые помогут подростку сформировать здоровые и продуктивные жизненные стратегии.
Среди обучающихся 8-х классов средней общеобразовательной школы было проведено анкетирование по методике «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП)» А.Н.Орла. Анализ утверждений и соотнесение их с ключом интерпретатором позволили сконструировать условный профиль подростков, склонных к отклоняющемуся поведению. Из 60 человек было выявлено 32 обучающихся, склонных к девиантному поведению.
Для изучения жизненных стратегий обучающихся, склонных к совершению правонарушений, было проведено анкетирование среди учащихся 8-ых классов. Всего в анкетирование приняли участие 32 учащихся в возрасте от 14 до 16 лет. Была выбрана методика тестирования Копинг-тест Лазаруса.
Учащимся была изложена тема и цель исследования, дано описание и устная инструкция.
Рисунок. График 1
После интерпретации результатов исследования мы получили следующие результаты (см. график 1). Анализируя результаты исследования копинга в контрольной и экспериментальной группах, установлено, что испытуемые данной категории более часто используют следующие копинг-стратегии, как положительная переоценка, конфронтация и бегство/избегание, реже – самоконтроль, дистанцирование и поиск социальной поддержки, изредка подростки склонны к принятию ответственности и планированию решения проблемы. Средний уровень, говорит о том, что адаптационный потенциал личности будет находиться в пограничном состоянии, и исходя из полученных результатов, можно отметить, что доминировать будут положительная переоценка 71% (23 человека); конфронтацию используют 68% (22 человека); бегство/избегание используется у 62% (20 человек); такая стратегия как самоконтроль применяется 59% (19 человек); дистанцирование и поиск социальной поддержки 53% (17 человек) и далее следует принятие ответственности 50% (16 человека) и планирование решения проблемы 43% (14 человека).
На основе проведенной диагностики можно утверждать, что существует необходимость в разработке коррекционной программы «Я выбираю» (психологические тренинги), которая может значительно повысить самоконтроль, принятие ответственности и планирование решения проблем, открыть новые горизонты для подростков.