Статья:

Исследование социальных фобий у пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №17(153)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Дремлюк А.С. Исследование социальных фобий у пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19 // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 17(153). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/153/91575 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Исследование социальных фобий у пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19

Дремлюк Анастасия Сергеевна
студент, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград
Болучевская Валентина Викторовна
научный руководитель, канд. псих. наук, доцент, Волгоградский государственный медицинский университет, РФ, г. Волгоград

 

Актуальность. Каждый человек в ситуациях общения или оценки способностей, внешности периодически ощущает волнение, эмоциональное напряжение и страх, а в случае критики, отказа в просьбе, выступления перед большой аудиторией – даже стресс. Но в большинстве случаев люди способны самостоятельно совладать с возникающей тревогой. Если интенсивность переживаний становится неадекватна имеющимся обстоятельствам, то есть приводит к систематическому избеганию ряда социальных ситуаций и нарастающей социальной дезадаптации, можно говорить о проявлении социального тревожного расстройства (социофобии). Социофобия формируется в результате воздействия психотравмирующего фактора и субъективного восприятия конкретного человека.

В 2020 году мир столкнулся с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, повлекшей за собой режим самоизоляции, длительный карантин, огромный экономический ущерб, миллионы смертей, что стало глобальным психотравмирующим фактором, затронувшим всё население планеты. На данный момент проведен достаточно широкий круг исследований, в результате которых выявлены возможные психологические последствия для населения, вынужденного подчиниться правилам карантина и самоизоляции, и врачей, которые борются непосредственно с самим заболеванием [1]. Но при этом опубликовано крайне мало исследований психологического состояния пациентов, заразившихся COVID-19 или уже перенесших это заболевание. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что при COVID-19 отмечается специфика фабулы страха, в виде мизофобии (страх заражения, инфицирования), танатофобии (страх смерти), гаптофобии (страх прикоснуться к окружающим), амаксофобии (страх ездить в транспорте), агорафобии и социофобии (боязнь социальных взаимодействий) [3].

Диагностика социального тревожного расстройства возможна только на ранних этапах, поскольку впоследствии к социофобиям присоединяются коморбидные психические нарушения. По данным Всемирной ассоциации психиатров, социальная фобия является первичной патологией у 70,9% людей с коморбидной депрессией, у 76,7% – с коморбидной наркоманией и у 85% - с коморбидным алкоголизмом [2].  Наиболее частая проблема, связанная с коморбидными состояниями, заключается в том, что хотя начало развития социофобии предшествует возникновению любого из них, пациенты чаще получают лечение именно по поводу вторичного заболевания. Все это снижает качество оказываемой помощи, поэтому мы считаем необходимым проведение своевременной психологической диагностики лиц, перенесших COVID-19, и при выявлении признаков социофобии, осуществление психологической коррекции для предотвращения появления коморбидных нарушений.

Объект: эмоциональная сфера пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19.

Предмет: проявления социофобии у пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19.

Цель  – выявление признаков социофобии у пациентов, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19.

Материалы и методы: использованы методики: «Шкала социального избегания и дистресса (SADS)», «Шкала социальной тревожности Либовица (LSAS)», «Шкала страха негативной оценки (BFNE)», «Опросник социальной тревоги и социофобии (ОСТиСФ)».

Результаты исследования. В исследовании приняли участие 32 пациента инфекционного госпиталя на базе РГБУЗ «Черкесская городская инфекционная поликлиника» c подтвержденным диагнозом COVID-19, из них 10 мужчин и 22 женщины в возрасте от 25 до 51 года. А также 32 жителя города Черкесска, не имевшие диагноз «COVID-19», из них 23 женщины и 9 мужчин в возрасте от 19 до 60 лет.

Анализируя полученные данные (Таблица 1), мы пришли к выводу о том, что более половины людей, переболевших новой коронавирусной инфекцией имеют высокий уровень социальной тревожности (методика SADS – 75%,шкала Либовица – 69%, шкала страха негативной оценки – 59%, ОСТиСФ – 78%).

Таблица 1.

Сводная таблица данных (количественных и процентных) психодиагностических методик

 

Методики

Люди, перенесшие COVID-19

(Основная группа)

Люди, не имевшие диагноз «COVID-19»

(Группа сравнения)

Абс

%

Абс

%

 

Шкала социального избегания и дистресса

(Показатель)

Низкий

2

6

16

50

Средний

6

19

11

34

Высокий

24

75

5

16

Всего

32

100

32

100

 

 

Шкала Либовица

(Степень проявления социофобии)

Отсутствие проявлений

2

 

6

12

 

38

Умеренная

3

9

7

22

Выраженная

5

16

11

34

Сильная

9

69

2

6

Крайне сильная

13

0

Всего

32

100

32

100

 

Шкала страха негативной оценки

(Уровень страха)

Пониженный

2

6

8

25

Средний

13

 

20

62

Повышенный

15

 

53

2

 

13

Экстремально высокий

            2

2

Всего

32

100

34

100

 

Опросник социльной тревоги и социофобии

(Выраженность социальной тревоги)

Невыраженная

1

4

20

63

Умеренная

3

9

7

22

Повышенная

3

9

1

4

Высокая

9

78

3

11

Клиническая

16

1

Всего

32

100

32

100

 

Это проявляется в постоянной напряженности при контактах с другими людьми, скованности; избегании большинства социальных контактов, вследствие чего возникают чувства отчужденности, замкнутости, одиночества; невозможности сконцентрироваться, раздражительности, беспокойстве, повышенной тревоге, приводящей к потливости, поднятию температуры, расстройствам ЖКТ; учащением ЧСС, повышением артериального давления, головокружением, покраснениям лица тремором рук, одышкой.

У лиц, не имевших  диагноз «COVID-19», показатели социофобии значительно ниже, что дает нам возможность предположить, что принудительная изоляция, ограничение социальных связей, страх повторного заражения могут привести к развитию социального тревожного расстройства.

Об этом также свидетельствуют ответы людей, переболевших COVID-19, на отдельные утверждения опросника SADS – 3, 11, 13, 14 (Рис.1), где более половины респондентов отметили беспокойство в ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми и стремление избегать их.

 

Рисунок 1. Данные отдельных утверждений опросника SADS

 

Далее обработка результатов осуществлялась в программе SPSS Statistics 21, с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок.

Таблица 2.

Средние показатели cоциального избегания и дистресса у лиц, перенесших (основная группа) и не имевших диагноза COVID-19 (группа сравнения)

Наименование шкалы

Среднее

Разность среднего

Значимость (2-сторонняя)

 

Социальное избегание и дистресс

(Основная группа)

 

 

16,78

 

 

 

9,219

 

 

 

 

 

,000

 

 

Социальное избегание и дистресс

(Группа сравнения)

 

 

7,56

 

Сравнительная характеристика средних показателей методики SADS, переболевших и не имевших диагноз «COVID-19» (Таблица 2), подтверждает предварительные выводы, сделанные исходя из общей таблицы сводных данных, о предрасположенности лиц, переболевших COVID-19 к возникновению социального избегания и дистресса, при статистической значимости менее 0,001 (p<0,001).

Таблица 3.

Средние показатели социальной тревожности по шкалам Либовица у лиц, перенесших и не имевших диагноза COVID-19

Номер шкалы

(Методика Либовица)

 

Среднее

 

Разность среднего

Значимость

 (2-сторонняя)

Шкала 1. ССС.

(Основная группа)

21,56

 

 

6,844

 

 

 

,000

Шкала 1. ССС.

(Группа сравнения)

14,72

Шкала 2. ИСВ.

(Основная группа)

22,88

 

 

8,000

 

 

,000

Шкала 2. ИСВ.

(Группа сравнения)

14,88

Шкала 3. СООН.

(Основная группа)

22,13

 

 

7,594

 

 

,000

Шкала 3. СООН.

(Группа сравнения)

14,53

Шкала 4. ИСООН

(Основная группа)

24,88

 

 

9,750

 

 

,000

Шкала 4. ИСООН

(Группа сравнения)

15,13

 

Рисунок 2. Средние показатели социальной тревожности по шкалам Либовица у лиц, перенесших и не имевших диагноза COVID-19

 

Сравнительная характеристика средних показателей шкал Либовица, переболевших и не болевших COVID-19 (Таблица 3, Рис.2), подтверждает предварительные выводы, сделанные из общей таблицы сводных данных, о возможной предрасположенности лиц, переболевших COVID-19 к возникновению социальной тревожности. В частности, большего проявления страха и избегания социальных взаимодействий, а также страха и избегания ситуаций, в которых можно стать объектом внимания со стороны окружающих, при статистической значимости менее 0,001 (p<0,001).

Таблица 4.

Средние показатели страха негативной оценки у лиц, перенесших и не имевших диагноза COVID-19

Наименование шкалы

Среднее

Разность среднего

Значимость (2-сторонняя)

 

Шкала страха социальной оценки

(Основная группа)

 

 

37,25

 

 

 

11,156

 

 

 

 

,000

 

Шкала страха социальной оценки

(Группа сравнения)

 

 

26,09

 

Показатели страха негативной оценки у лиц (Таблица 4), перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19,  достоверно выше (p<0,001), чем в группе сравнения, что говорит о большем проявлении постоянного поиска общественного одобрения или избегания неодобрения со стороны других и стремление к избеганию ситуаций, где приходится проходить оценку. Такой страх заставляет не брать инициативы в контактах с другими людьми, настороженно относится к тем людям, от которых может исходить эмоциональная угроза: незнакомцев – из-за неизвестности их реакции и поведения, людей, наделенных властью, противоположного пола – из-за возможности наступления близких отношений.

Таблица 5.

Средние показатели шкал опросника социальной тревоги и социофобии у лиц, перенесших и не имевших диагноза COVID-19

Номер шкалы

Среднее

Разность среднего

Значимость

(2-сторонняя)

Шкала 1. ОСТИС

(Основная группа)

15,5

 

6,532

 

 

,000

Шкала 1. ОСТИС

(Группа сравнения)

8,97

Шкала 2. ОСТИС

(Основная группа)

12,00

 

5,534

 

,000

 

Шкала 2. ОСТИС

(Группа сравнения)

6,47

Шкала 3. ОСТИС

(Основная группа)

11,59

 

6,563

 

,000

Шкала 3. ОСТИС

(Группа сравнения)

5,03

 

Рисунок 3. Средние показатели шкал опросника социальной тревоги и социофобии у лиц, перенесших и не имевших диагноза COVID-19

 

Показатели шкал ОСТИС (Таблица 5, Рис. 3) у лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию COVID-19 статистически значимо (p<0,001) выше, чем в группе сравнения, это указывает на то, что люди, переболевшие COVID-19 склонны к проявлению специфической тревоги в ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми; возникновению мотивационно-эмоционального конфликта, заключающегося в сочетании выраженного мотива достижения, успешной самореализации в ситуациях оценивания и мотива избегания, сопряженного с интенсивной тревогой и страхом оценивания, а также в интенсивном стремлении блокировать любые проявления тревоги.

Таблица 6.

Средние показатели социофобии у мужчин и женщин, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19

Методика

Пол

N

Среднее

Разность

среднего

Значимость

(2-сторонняя)

Шкала социального избегания и

дистресса (SADS)

М

10

13,40

-4,918

,035

Ж

22

18,32

Шкала социальной тревожности Либовица

(LSAS)

М

10

76,80

-20,927

 

,014

Ж

22

97,73

Шкала страха негативной оценки

(BFNE)

М

10

36,40

-1,236

 

,761

Ж

22

37,64

Опросник социальной тревоги и социофобии

(ОСТиСФ)

М

10

49,80

-17,473

 

,012

Ж

22

67,27

 

Рисунок 4. Средние показатели социофобии у мужчин и женщин, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19

 

Сравнительная характеристика средних показателей социофобии мужчин и женщин (Таблица 6, Рис.4) позволяет нам сделать вывод о статистически значимо большей (p<0,05) предрасположенности лиц женского пола, перенесших новую коронавирусную инфекцию – COVID-19 к возникновению страха и избегания социальных взаимодействий, а также страха и избегания ситуаций, в которых можно стать объектом внимания со стороны окружающих. При этом не выявлено достоверных различий между мужчинами и женщинами по шкале страха негативной оценки, что говорит о том, что поиск общественного одобрения или избегание неодобрения со стороны других и стремление к избеганию ситуаций, где приходится проходить оценку может возникнуть независимо от пола.

Таблица 7.

Статистические показатели наличия связи между    психодиагностическими методиками

Наименование методик

     SADS

LSAS

BFNE

ОСТиСФ

Шкала социального избегания и

дистресса (SADS)

 

r = 1

 

r = ,505

p = ,003

r = ,448

p = ,010

r = ,648

p = ,000

Шкала социальной тревожности Либовица

(LSAS)

r = ,505

p = ,003

 

r = 1

 

r = ,307

p = ,087

r = ,370

p = ,037

Шкаластраха негативной оценки

(BFNE)

r = ,448

p = ,010

r = ,307

p = ,042

 

r = 1

 

r = ,377

p = ,033

Опросник социальной тревоги и социофобии

(ОСТиСФ)

r = ,648

p = ,000

r = ,370

p = ,037

r = ,377

p = ,033

 

r = 1

 

В результате проведенного анализа связи психодиагностических методик (Таблица 7), была обнаружена умеренная (3<r<7) положительная корреляция между данными шкалой социального избегания и дистресса, шкалой социальной тревожности Либовица, шкалой страха негативной оценки и опросником социальной тревоги и социофобии со статистической значимостью менее 5% (p<0,05). Все показатели социальной тревоги коррелируют меж­ду собой, что свидетельствует о валидности используемых опросников.

Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

  1. Более половины людей, переболевших новой коронавирусной инфекцией имеют высокий уровень социальной тревожности, которая проявляется специфической тревогой в ситуациях взаимодействия с незнакомыми людьми, которые воспринимаются как негативно оценивающие, отвергающие, угрожающие самооценке, а также в избегании большинства социальных контактов, вследствие чего возникают чувства отчужденности, замкнутости, одиночества; невозможности сконцентрироваться, раздражительности, беспокойстве, повышенной тревоге, приводящей к потливости, поднятию температуры, расстройствам ЖКТ; учащением ЧСС, повышением артериального давления, головокружением, покраснениям лица тремором рук, одышкой.
  2. Развитие социальной тревожности имеет статистически значимую связь с половой принадлежностью: женщины, перенесшие новую коронавирусную инфекцию COVID-19, в большей степени, чем мужчины склонны к возникновению страха и избегания социальных взаимодействий, а также страха и избегания ситуаций, в которых можно стать объектом внимания со стороны окружающих.
  3. Показатели социальной тревоги всех использованных методик коррелируют меж­ду собой, что свидетельствует о валидности опросников.
  4. Результаты данного исследования подтверждают необходимость проведения своевременной психологической диагностики лиц, перенесших COVID-19. При выявлении признаков психических расстройств, в том числе социального тревожного расстройства, необходимо осуществление незамедлительной психологической коррекции для предотвращения появления коморбидных нарушений.

 

Список литературы:
1. Первичко, Е.И, Конюховская, Ю.Е. Психологическое благополучие врачей и медицинского персонала в условиях пандемии COVID-19: обзор зарубежных исследований. Психиатрия, клиническая психология и психотерапия. – 2020. – №. 11(3). – С. 595-608.
2. Сагалакова, О.А., Труевцев, Д.В., Стоянова, И.Я. Синдром социальной фобии и его психологическое содержание // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. – 2017. – Т. 117. – №. 4. – С. 15-22.
3. Levenson. J.L. Psychiatric issues in heart disease // Primary psychiatry. – 2006. – Т. 13. – №. 7. – С. 29-32.