Статья:

Психологическая норма и ее отклонения в структуре признаков труда у государственных гражданских служащих Российской Федерации

Конференция: LXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Кузнецова А.Ю. Психологическая норма и ее отклонения в структуре признаков труда у государственных гражданских служащих Российской Федерации // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(75). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/6(75).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологическая норма и ее отклонения в структуре признаков труда у государственных гражданских служащих Российской Федерации

Кузнецова Арина Юрьевна
магистрант, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва
Пчелинова Вера Владимировна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент, Российский государственный социальный университет, РФ, г. Москва

 

В настоящее время социально-психологические условия труда госслужащих обеспечиваются в большей степени нормативными правовыми актами, регламентирующими их деятельность. Эти условия носят властный характер. Однако, нормативные акты не содержат в себе понятия психологической структуры труда, что исключает возможность отдельным служащим осознать себя как субъекта труда, обладающего специфическими признаками. В итоге внутренние, психологические условия труда складываются стихийно, и их необходимо выстраивать в контексте соответствующей структуры. Осознание психологических условий и их строения обеспечивает добросовестность, самоотверженность и продуктивность трудовой деятельности сотрудников государственной службы. Неполное или искаженное осознание психологических условий порождает деструкции труда в виде коррупции, халатности и других форм противоправного поведения.

В последние годы в стране проводятся реформы, целью которых является усовершенствование работы персонала государственной службы: деятельность служащих оснащается новыми технологиями, кадровый состав одних ведомств сокращается, создаются новые органы власти.

Традиционно социально-психологические исследования госслужащих направлены на изучение их личностных характеристик. Можно констатировать недостаток исследования о собственно трудовой деятельности госслужащих и ее психологических аспектов.

На основе психологической теории деятельности, академик Е.А. Климов (1930-2014) разработал учение о полноте структуры труда и методику дифференцированной оценки уровня сформированности сознания человека как субъекта труда [1].

В нашем исследовании психологической структуры труда в ее полноте использовался модифицированный вариант методики Е.А. Климова.

В отличие от экономической точки зрения (по Е.А. Климову), - не всякий труд является в психологическом смысле трудом, который собственно и делает человека человеком [1].

Если экономический расчет затрат труда предполагает получение материального вознаграждения за истраченную энергию в единицу времени, то не особенно важно, чем субъект занят в рабочее время. Приносит ли он пользу обществу, или он приносит пользу для себя лично. За последние пять лет было много арестов высокопоставленных должностных лиц, которые вместо того, чтобы честно служить обществу и государству, его обворовывали [2]. Такого рода «трудовая деятельность» на штатном месте является ярким примером психологической деструкции полной психологической структуры труда. Формирование ее полноты или разрушение полной структуры труда определяется внутренними и внешними социально-психологическими условиями, которые необходимо исследовать самым всесторонним образом.

Развитие и усложнение социальных связей в обществе усиливает роль каждого государственного служащего и возлагает на него требования глубокого осознания и рефлексии основ своей трудовой деятельности на уровне полной психологической структуры труда, включающей четыре соответствующих признака. Под первым психологическим признаком труда полагается предвосхищение социально-значимого результата, второй признак связан с пониманием поведенческих правил достижения результатов труда, в третьем признаке раскрываются особенности использования инструментария и технологий, наконец, четвертый, - описывает систему разделения труда и кооперацию. Если эти признаки не имеют между собой связи, то можно констатировать их разрушение, ведущее к деформации всей деятельности. По этой причине необходимо стараться раскрыть социально-психологические условия структуры труда государственных служащих в части изучения ее полноты.

В данном исследовании уделено внимание изучению социально-психологических условий структуры только первых двух психологических признаков – осознанию социально-ценного результата (первый признак) и осознанию правил достижения результатов (второй признак). Ограничение исследования в виде двух первых признаков было следствием предварительного анализа психологического содержания третьего и четвертого признаков структуры труда государственного служащего. Этот анализ показал наличие огромного массива информационных правовых и специальных юридических сведений, которые необходимо было бы включить в исследование по дифференцированным направлениям деятельности госслужащих, что затрудняло нахождение участников выборки, расширяло его и выходило по объему за рамки данной работы.

Изучив особенности социально-психологических условий труда государственных служащих, было установлено, что наибольшему вредоносному воздействию с их стороны подвержены первые два признака труда: «Сознание социальной ценности представляемых результатов труда» и «Сознание обязательности достижения заданного результата». Именно эти два признака должны быть в первую очередь оценены с точки зрения их полноты и отсутствия деструкций, так как именно они отвечают за морально-нравственную составляющую работы государственных служащих. Эти два признака в наибольшей степени обусловлены волевым компонентом и зависят от него. Указанные признаки затрагивают наиболее малоизученные стороны психической реальности государственных служащих, так как отражают в первую очередь мотивацию каждого индивида при выполнении им своих должностных обязанностей.

Разработка методического инструментария предполагала в первую очередь определение правильности определения сущности психологических признаков труда, которые исследовались, в соотношении со спецификой государственных служащих федеральных органов власти, которые были исследованы, и подбору конгруэнтных вопросов для установления ранга каждого признака.

В исследования приняли участие сто сотрудников различных федеральных органов исполнительной власти (госслужащих). Все участники исследования имеют высшее профессиональное образование по разным профилям образования. Средний возраст участников составляет 30 лет. Стаж работы на государственной службе в среднем 10 лет. Опыт работы респондентов в организациях, не относящихся к государственной службе, имеет 67% опрошенных.

Большинство участников исследования занимают должность «специалист» (в соответствии с градацией должностей государственной гражданской службы, указанной в Федеральном законе № 79-ФЗ) [94].

Значительная часть (46%) участников исследования готовы попробовать свои силы на другой работе, а 38% считают, что на занимаемой ими должности способны на большее.

Исследование показало, что у госслужащих, участвовавших в опросе, деструкции труда по первому психологическому признаку нет. Разница в крайних показателях является незначительной, и обнаруживает, что у сотрудников госслужбы осознание социальной значимости и ценности их труда для общества имеет высокий ранг выраженности.

Ранги выраженности по второму психологическому признаку труда у госслужащих ниже, чем в первом признаке. Можно говорить об элементах психологической деструкции труда. Различия в ответах говорит о сложностях в самостоятельном принятии решений при выполнении заданий.

Влияние гендерных особенностей не обнаружено при сравнении результатов рангов выраженности полноты первого психологического признака труда.

Выраженность рангов второго психологического признака ниже как у мужчин, так и у женщин, занятых госслужбой. Следует заметить, что элементы деструкции полноты структуры труда по второму признаку у женщин практически в два раза выше, чем у мужчин. Этот показатель коррелирует с позицией, что на работе женщины притесняются, у них меньше автономности при выполнении той же работы, что и у мужчин. Это также может указывать на то, что жизненная миссия женщины предполагает больше налаживать взаимоотношения, социальные связи и поддерживать семью, и меньше стремлений к удовлетворению профессиональных амбиций.

Участники исследования имели различный стаж работы – до пяти лет, от пяти до пятнадцати лет, свыше пятнадцати лет.

У респондентов, имевших стаж работы от пяти до пятнадцати лет, выраженность первого психологического признака была самой высокой. В наименьшей степени он выражен у тех участников, у кого стаж работы составлял менее пяти лет (показатели отличаются в два раза по сравнению с теми, у кого стаж работы составлял от пяти до пятнадцати лет).

Их ответы свидетельствуют, что независимо от опыта работы, осознание социальной значимости своей работы на государственной службе присуще всем респондентам. У молодых специалистов есть общее представление о роли своего труда для общества, при этом у них недостаточно личного опыта для осознания этой ценности для широких масс и общества в целом.

Ранги выраженности второго психологического признака достаточно низкие. Перспектива увеличения рангов выраженности второго признака у тех, чей опыт работы составляет до пяти лет, выше, чем у остальных респондентов. У тех, чей опыт работы свыше пяти лет, работа представляется как исключительно «заданная», без возможности изменить существующий порядок и режим («так заведено», «так положено»)», что составляет из пяти возможных рангов выраженности только первый.

Можно предположить, что амбиции сотрудников, чей опыт работы на госслужбе менее пяти лет (возраст этих респондентов - до тридцати лет), не дают им окончательно «смириться» с неодолимостью бюрократического режима, а стремление к самовыражению и самоутверждению, присущих молодежи, способствуют проявлению большей активности при выполнении работы.

 

Список литературы:
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 350 с
2. Барциц И. Н., Борщевский Г. А., Магомедов К. О. Современное состояние и тенденции развития государственной гражданской службы в России: аналитический доклад / И. Н. Барциц, Г. А.Борщевский, К. О.Магомедов. —М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС,2018. —136 с. —(Научные доклады : государственное управление). Режим доступа: [Электронный ресурс] https://socionet.ru. Дата обращения: 18.01.2020