Влияние пандемии коронавируса на работу финансовой системы России
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Влияние пандемии коронавируса на работу финансовой системы России
Пандемия COVID-19, вызвавшая кризис людских ресурсов и здравоохранения, потребовала от всех стран мира быстрой мобилизации сил по сдерживанию распространения вируса. Столь резкие меры привели к постепенному замедлению темпов роста мировой экономики. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в России уже сегодня. Какие же существуют риски для финансовой системы РФ?
Ситуация на мировой арене привела к таким негативным последствиям как обвал цен на нефть, что резко сократило пополнение национальных резервов РФ и ослабило национальную валюту РФ, как следствие. Пандемия сразу же отразилась на самых уязвимых отраслях - туризме, транспортных услугах, снижении экспортной деятельности не только в России, но и во всем мире. Кредитоспособность банковских заемщиков падает. Помимо этого, наблюдается отток капитала и активов с отечественного рынка, что приводит к волатильности в банковском секторе. Дальнейшее обострение кризиса может привести к еще большим последствиям. Но какие меры со стороны государства помогут минимизировать негативное воздействие этих факторов риска?
В первую очередь положительный эффект на экономику России оказывает и будет делать это в дальнейшем «подушка безопасности» ФНБ. Средства фонда используются для поддержки отечественной экономики и граждан, оказавшихся в непростом положении из-за пандемии. Средства ФНБ не бесконечные, на 1 апреля 2020 года их объем оценивался в 11 трлн. рублей. К концу 2020 года, со слов А.Силуанова, в фонде останется около 7 трлн. рублей. В зависимости от эпидемиологической ситуации объем финансовой помощи может как увеличиться, так и упасть. Если ситуация значительно ухудшится и все средства ФНБ будут израсходованы, то институты финансового регулирования будут делать выбор из следующих вариантов:
- Начать сокращение бюджетных расходов. В том числе эти меры могут коснуться неэффективных в контексте освоения бюджетных средств госпрограмм, основанных на майских указах Президента РФ. Этот вариант опасен возможными политическими последствиями в форме снижения легитимности действующей власти;
- Начать эмиссию валюты. Очевидное последствие – инфляция и, возможно, гиперинфляция;
- Занять средства у иностранных банков. Проблема этого варианта заключается в санкционном режиме, с которым столкнулся экономика России. В силу этого заемные средства могут достаться по большой цене [1].
За счет фонда возможно предоставление налоговых отсрочек и снижение страховых взносов для малого бизнеса, а также поддержка компаний тех секторов экономики, где сейчас ощущается наибольшее давление негативных факторов.
Кроме этого, в целях поддержания пострадавших секторов экономики Центральный банк может запустить программу по покупке более рискованных активов (корпоративные облигации). Также Банк России может снизить ключевую ставку и добавить ликвидности в экономику, что вызовет оптимизм на фондовом рынке. Однако Банк России ограничен стратегией таргетирования инфляции, а снижение ключевой ставки ради ликвидности может негативно сказаться на ней.
Многое будет зависеть от цен на нефтепродукты, санкционного режима и, как следствие, курса рубля. «Дешевый» рубль, при ценах на нефть марки Urals выше 42,4 долларов [4] за баррель, позволяет Правительству без затруднений реализовывать госпрограммы и выполнять свои социальные обязательства (пенсии, льготы и др.). С другой стороны, чем меньше стоимость рубля, тем ниже покупательская способность населения. В условиях пандемии и экономического спада может вырасти доля граждан, чей доход находится на уровне ниже прожиточного минимума. В этих условиях финансовые регуляторы страны должны быть готовы к сценариям возможного дальнейшего падения курса рубля, в том числе за счет увеличения объема государственной поддержки бизнеса и населения. Как уже отмечалось выше, средства фонда конечные, поэтому Министерству финансов РФ целесообразно начинать пополнение резервов фонда в моменты, когда цены на нефть марки Urals будут превышать 44 долл. США [3]. Также в Правительстве РФ обсуждался вариант отступления от бюджетного правила, при котором сверхдоходы от продажи нефтепродуктов будут зачисляться не в ФНБ, а расходоваться напрямую для восстановления экономики страны [2].
Важным способом поддержки отечественной экономики является фискальная политика. Снижение налоговой нагрузки на бизнес и население должно оказать положительное влияние в течении пандемии, однако бюджет будет страдать от недополученных средств. Восполнение дефецита бюджета будет осложнено на фоне снижения экономической активности торговых партнеров Российской Федерации и, как следствие, снижения экпорта, в том числе экспорта нефтепродуктов.
Подводя итог, сложно предугадать, что будет с нашей экономикой через полгода, поскольку пик заболеваемости COVID-19 еще не достигнут, а режим ограниченного функционирования некоторых отраслей не снят. Известно лишь одно – Банк России и дальше будет играть критически важную роль в сохранении и поддержании стабильности экономики благодаря правильно выбранной денежно-кредитной, налогово-бюджетной и финансовой политики.