Статья:

РОЛЬ ЦВЕТА В БРЕНДИНГЕ: ПСИХОЛОГИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Самылова М.И. РОЛЬ ЦВЕТА В БРЕНДИНГЕ: ПСИХОЛОГИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 19(286). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/286/149377 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ ЦВЕТА В БРЕНДИНГЕ: ПСИХОЛОГИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ

Самылова Маргарита Ильинична
студент, Российский университет дружбы народов РФ, г. Москва
Чернышева Анна Михайловна
научный руководитель, доцент, Российский университет дружбы народов РФ, г. Москва

 

Каждый день на рынке появляется многочисленное количество новых брендов, которые хотят выделятся среди конкурентов. Для того чтоб это сделать нужно понимать, что цвет имеет огромное значение в создании уникальной и запоминающихся идентичности бренда. Это не просто эстетическое решение, а мощный инструмент коммуникации с потребителем, способный вызвать определенные эмоции и ассоциации.

Ключевые цвета помогают потребителям узнать бренд не видя его логотипа. Поскольку на рынке большая конкуренция за внимание потребителя, в среднем у бренда есть всего 7 секунд, чтобы произвести впечатление. Поэтому брендинг должен быть продуманным с самого начала. Для того чтоб это сделать нужно понимать психологическое восприятие цвета и то, как оно влияет на решение потребителя.

Разберем поподробнее каждый цвет для понимания его значимости

  1. Красный.

Красный считается цветом энергии, страсти и силы. Он привлекает к себе внимание и вызывает физические реакции, такие как увеличение сердцебиения и адреналина. Из-за этого красный цвет используют для дорожных знаков.

В логотипе красный цвет показывает уверенность в себе. Примерами таких логотипов можно считать: Яндекс, Альфа банк, Coca-Cola.

  1. Черный.

Черный цвет на первый взгляд ассоциируется с элегантностью, строгостью, сдержанностью и силой.  Но в тоже время черный может вызывать и негативные ассоциации, такие как: траур, зависть, одиночество.

В брендинге черный цвет используют в основном для показа статуса и серьезности.

Примеры использования черного цвета для логотипа:

Apple. Louis Vuitton, Disney.

  1. Белый.

Белый цвет является самым универсальным, так как может сочетаться с любым цветом. Он ассоциируется с безопасностью, чистотой, свежестью, современностью. К тому же белый цвет придает ощущение гигиены, поэтому его так часто можно встретить в сфере медицины и косметологи.

Так как белый цвет является вспомогательным к примерам его использования можно отнести почти любовь компанию, разберем пару таких: Tesla, Crocs, Cotton

  1. Синий.

Синий цвет считается спокойным и стабильным, но также он может символизировать успех. Чаще всего его используют онлайн-сервисы, банки, производители воды, психологические платформы. Пример нескольких компании, которые используют в своем бренде синий цвет: Газпром, сервис онлайн-психотерапии «Ясно», Вконтакте

  1. Зеленый.

Зеленый ассоциируется в первую очередь с экологией и здоровым образом жизни. Из-за этого суждения этим цветом часто пользуются бренды правильного питания. Но также зеленый цвет имеет ассоциации с финансами и деньгами, поскольку такой же цвет и имеют купюры доллара.  Поскольку зеленый имеет два разных значения разберем два примера. В качестве первого примера разберем Вкусвилл. Сеть специализируется и позиционирует себя как магазин правильного питания. Для того что они делают яркий акцент на зеленом, чтоб передать экологичность и правильность их продукции

В качестве второго примера возьмем российский банк Сбербанк. Не так давно банк сделал ребрендинг где сократил свое название до «Сбер» и упростил логотип, но неизменным у них остался зеленый цвет, который символизирует деньги, кошелек, финансы.

Зеленым пользуются бренды, такие как Tic Tac, Subway, Lacoste.

  1. Желтый.

Маркетологи понимают, что использование желтого цвета в психологии помогает привлечь внимание и вызвать ощущение предупреждения. Этот цвет эффективен для привлечения покупателей, у которых эмоции играют ключевую роль при покупке продукции. Желтый часто используется для оформления вывесок, кнопок призыва к действию, указателей и скидок. Он особенно подходит для компаний быстрого питания, такси, производителей молодежной одежды, пищевых продуктов и денежных переводов.

В качестве основного цвета желтого пользуются такие компании, как Tinkoff, Lipton и Burger King.

  1. Розовый

Розовый с первого взгляда дает чувство нежности, игривости и флирта. Благодаря такой ассоциации бренды показываю товары для девушек, показывая на их легкость и нежность. Бренды которые используют розовый цвет: Barbie, victorias secret, сеть женских клиник «Медок»

Разберем поподробнее как именно цвет влияет на поведение потребителей. В 2022 году Хи Джин Ким и Юнгмин Чан изучали эффект конгруэнтности, с помощью которого определяли взаимосвязь между размером скидки и цветом. В экперименте участвовали 123 человека, которые оценивали привлекательность разных рекламных предложений.

Участникам показывали рекламу музыкальной колонки, где красным и зелеными цветами обозначались цена и размер скидки. Испытуемым нужно было оценить 4 предложения: два со скидкой 40% и два со скидкой 3%. После того как участники делали выбор, им задавали вопросы об их мыслях и чувствах во время просмотра рекламы.

Исходя из результатов выяснилось, что красный цвет оказывал влияние на ожидания потребителей относительно размера скидки и привлекательности самого товара. Когда скидка была большой, красный цвет способствовал более позитивному восприятию и стимулировал желание совершить покупку от ощущения выгоды.

Также использование красного цвета к небольшим скидкам наоборот отталкивало от совершения покупки. Тем самым это доказывает, что в таких случаях лучше использовать другие цвет, например синий или желтый, чтоб избежать негативных ассоциаций.

В качестве примера удачного ребрендинга со сменой основного цвета можно отнести «Билайн». Самый значимый ребрендинг «Билайна» произошел в 2005 году и тем самым оказал существенное воздействие на бренд и его позиционирование на рынке. Рост лояльности абонентов вырос с 22% до 31% после изменений. Изменение прошло в визуальном стиле компании, включая логотип. До этого логотип представлял собой белый текст написанный на синем фоне, а в центре была желтая пчела, но после изменений он принял форму шара с чередованием черного и желтого цвета. В то же время использование таких цветов напоминают пчелу, а звук «Би» в названии можно перевести с английского как «пчела» (bee). Таким простым трюком компания установила крепкую ассоциацию с собой и пчелой, что подчеркивает их уникальность и узнаваемость.

В заключение можно сказать, что цвет играет одну из ключевых ролей в формировании бренда. Правильно подобранные цвета могут выделить и улучшить бренд на фоне конкурентов и получить нужную реакцию у потребителей. В брендинге для создания эффективной запоминающейся стратегии маркетинга, нужно понимать каждое влияние цвета на потребителе.

 

Список литературы:
1. Веретехин, А. В. Цвет как инструмент влияния на потребителя рекламы / А. В. Веретехин, А. Е. Кривошеева // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, Междуреченск, 03-04 апреля 2022 года / Ответственный редактор Гвоздкова Татьяна Николаевна. - Междуреченск: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2022. - С. 310.1-310.4.  EDN: UYTOYT 
2. Гладких А. С., Шестёркина А. М. Цвет на телевидении как фактор медиавосприятия // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Общественные науки. 2023. Т. 4. № 14. С. 38-44.  EDN: YLRQSL
3. Колесникова, А.Г., Социология культуры: учебник / А.Г. Колесникова, А.В. Матецкая, С.И. Самыгин,; под общ. ред. С.Н. Епифанцева. - Москва: КноРус, 2022. - 246 с. - URL:https://book.ru/book/942824 (дата обращения: 26.03.2024). - Текст: электронный.  ISBN: 978-5-406-09272-9  EDN: YYBOLW
4. Хасиева, Б. Ч. Межкультурная коммуникация как особый вид общения / Б. Ч. Хасиева, А. Л. Мостиева, З. Г. Галазова // Язык и литература в образовательном и культурном пространстве юга России и Кавказа: Материалы Второй международной научно-практической конференции, Грозный, 22-24 ноября 2023 года / Чеченский государственный педагогический университет. - Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2023. - С. 458-462.  EDN: ZAEILC
5. Шушунова Е. В. Семиотическая природа бренда в эпоху постмодерна // Время науки. 2022. № 4. С. 18-24.  
6. Фрилинг Г., Ауэр К. Человек - цвет - пространство: Прикладная цветопсихология. М.: Стройиздат, 1973
7. Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета [Электронный ресурс]. URL: https://compuart.ru/article/14542 (Дата обращения 26.03.2024 г.). 
8. Поведение покупателей: как цвет влияет на продажи [Электронный ресурс]. URL: http://alfa-content.ru/blog/povedenie-pokupatelej-kak-cvet-vliyaet-na-prodazhi-infogra ka/ (Дата обращения 26.03.2024 г.).
9. Kim, H., & Jang, J. M. (2022). Disadvantages of red: The color congruence effect in comparative price advertising. Frontiers in Psychology, 13, 1019163.