РОЛЬ ЦВЕТА В БРЕНДИНГЕ: ПСИХОЛОГИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(286)
РОЛЬ ЦВЕТА В БРЕНДИНГЕ: ПСИХОЛОГИЯ И ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ
Каждый день на рынке появляется многочисленное количество новых брендов, которые хотят выделятся среди конкурентов. Для того чтоб это сделать нужно понимать, что цвет имеет огромное значение в создании уникальной и запоминающихся идентичности бренда. Это не просто эстетическое решение, а мощный инструмент коммуникации с потребителем, способный вызвать определенные эмоции и ассоциации.
Ключевые цвета помогают потребителям узнать бренд не видя его логотипа. Поскольку на рынке большая конкуренция за внимание потребителя, в среднем у бренда есть всего 7 секунд, чтобы произвести впечатление. Поэтому брендинг должен быть продуманным с самого начала. Для того чтоб это сделать нужно понимать психологическое восприятие цвета и то, как оно влияет на решение потребителя.
Разберем поподробнее каждый цвет для понимания его значимости
- Красный.
Красный считается цветом энергии, страсти и силы. Он привлекает к себе внимание и вызывает физические реакции, такие как увеличение сердцебиения и адреналина. Из-за этого красный цвет используют для дорожных знаков.
В логотипе красный цвет показывает уверенность в себе. Примерами таких логотипов можно считать: Яндекс, Альфа банк, Coca-Cola.
- Черный.
Черный цвет на первый взгляд ассоциируется с элегантностью, строгостью, сдержанностью и силой. Но в тоже время черный может вызывать и негативные ассоциации, такие как: траур, зависть, одиночество.
В брендинге черный цвет используют в основном для показа статуса и серьезности.
Примеры использования черного цвета для логотипа:
Apple. Louis Vuitton, Disney.
- Белый.
Белый цвет является самым универсальным, так как может сочетаться с любым цветом. Он ассоциируется с безопасностью, чистотой, свежестью, современностью. К тому же белый цвет придает ощущение гигиены, поэтому его так часто можно встретить в сфере медицины и косметологи.
Так как белый цвет является вспомогательным к примерам его использования можно отнести почти любовь компанию, разберем пару таких: Tesla, Crocs, Cotton
- Синий.
Синий цвет считается спокойным и стабильным, но также он может символизировать успех. Чаще всего его используют онлайн-сервисы, банки, производители воды, психологические платформы. Пример нескольких компании, которые используют в своем бренде синий цвет: Газпром, сервис онлайн-психотерапии «Ясно», Вконтакте
- Зеленый.
Зеленый ассоциируется в первую очередь с экологией и здоровым образом жизни. Из-за этого суждения этим цветом часто пользуются бренды правильного питания. Но также зеленый цвет имеет ассоциации с финансами и деньгами, поскольку такой же цвет и имеют купюры доллара. Поскольку зеленый имеет два разных значения разберем два примера. В качестве первого примера разберем Вкусвилл. Сеть специализируется и позиционирует себя как магазин правильного питания. Для того что они делают яркий акцент на зеленом, чтоб передать экологичность и правильность их продукции
В качестве второго примера возьмем российский банк Сбербанк. Не так давно банк сделал ребрендинг где сократил свое название до «Сбер» и упростил логотип, но неизменным у них остался зеленый цвет, который символизирует деньги, кошелек, финансы.
Зеленым пользуются бренды, такие как Tic Tac, Subway, Lacoste.
- Желтый.
Маркетологи понимают, что использование желтого цвета в психологии помогает привлечь внимание и вызвать ощущение предупреждения. Этот цвет эффективен для привлечения покупателей, у которых эмоции играют ключевую роль при покупке продукции. Желтый часто используется для оформления вывесок, кнопок призыва к действию, указателей и скидок. Он особенно подходит для компаний быстрого питания, такси, производителей молодежной одежды, пищевых продуктов и денежных переводов.
В качестве основного цвета желтого пользуются такие компании, как Tinkoff, Lipton и Burger King.
- Розовый
Розовый с первого взгляда дает чувство нежности, игривости и флирта. Благодаря такой ассоциации бренды показываю товары для девушек, показывая на их легкость и нежность. Бренды которые используют розовый цвет: Barbie, victorias secret, сеть женских клиник «Медок»
Разберем поподробнее как именно цвет влияет на поведение потребителей. В 2022 году Хи Джин Ким и Юнгмин Чан изучали эффект конгруэнтности, с помощью которого определяли взаимосвязь между размером скидки и цветом. В экперименте участвовали 123 человека, которые оценивали привлекательность разных рекламных предложений.
Участникам показывали рекламу музыкальной колонки, где красным и зелеными цветами обозначались цена и размер скидки. Испытуемым нужно было оценить 4 предложения: два со скидкой 40% и два со скидкой 3%. После того как участники делали выбор, им задавали вопросы об их мыслях и чувствах во время просмотра рекламы.
Исходя из результатов выяснилось, что красный цвет оказывал влияние на ожидания потребителей относительно размера скидки и привлекательности самого товара. Когда скидка была большой, красный цвет способствовал более позитивному восприятию и стимулировал желание совершить покупку от ощущения выгоды.
Также использование красного цвета к небольшим скидкам наоборот отталкивало от совершения покупки. Тем самым это доказывает, что в таких случаях лучше использовать другие цвет, например синий или желтый, чтоб избежать негативных ассоциаций.
В качестве примера удачного ребрендинга со сменой основного цвета можно отнести «Билайн». Самый значимый ребрендинг «Билайна» произошел в 2005 году и тем самым оказал существенное воздействие на бренд и его позиционирование на рынке. Рост лояльности абонентов вырос с 22% до 31% после изменений. Изменение прошло в визуальном стиле компании, включая логотип. До этого логотип представлял собой белый текст написанный на синем фоне, а в центре была желтая пчела, но после изменений он принял форму шара с чередованием черного и желтого цвета. В то же время использование таких цветов напоминают пчелу, а звук «Би» в названии можно перевести с английского как «пчела» (bee). Таким простым трюком компания установила крепкую ассоциацию с собой и пчелой, что подчеркивает их уникальность и узнаваемость.
В заключение можно сказать, что цвет играет одну из ключевых ролей в формировании бренда. Правильно подобранные цвета могут выделить и улучшить бренд на фоне конкурентов и получить нужную реакцию у потребителей. В брендинге для создания эффективной запоминающейся стратегии маркетинга, нужно понимать каждое влияние цвета на потребителе.