Анализ нововведений контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(131)
Анализ нововведений контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок
Аннотация. В связи с несовершенством прежнего Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» отечественным законодателем была предпринята попытка усовершенствовать сферу государственных и муниципальных закупок. Федеральный закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ввел ряд нововведений, которые положительно повлияли на развитие данной сферы, однако проблем остается достаточно для их анализа и изучения.
Ключевые слова: государственный и муниципальный заказ, Единая информационная система (ЕИС), контрактная служба, антидемпинговые меры, централизация закупок, аудит, общественный контроль, планирование и обоснование закупок, унификация.
Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Проанализировав положения вышеуказанного Федерального закона можно выделить несколько существенных нововведений, появившихся в сфере государственного (муниципального) заказа:
1. Единая информационная система в сфере закупок (ЕИС).
Главной задачей ЕИС - это обеспечение сбора, хранения, получения и анализ данных касающихся прохождения процедуры обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществления закупок товаров, услуг и работ. Предоставление информации происходит в интернете по электронному адресу: www.zakupki.gov.ru. Отличительной чертой ЕИС является доступ к полной официальной информации, как участников процесса государственных (муниципальных) закупок, так и контролирующих органов.
В единой информационной системе располагаются: реестры заключенных контрактов и недобросовестных поставщиков, каталоги товаров (работ, услуг), планы-графики закупок, информация об их реализации, результаты мониторинга и аудита закупок, библиотека типовых контрактов, а также иная информация.
2. Институт контрактной службы заказчиков.
Одним из особенных прав государственного (муниципального) заказчика является создание контрактных служб. Однако, создание специального структурного подразделения не обязательно.
Для тех заказчиков, чей совокупный годовой объем, в соответствии с планом-графиком, не превышает 100 миллионов рублей, Закон № 44-ФЗ предусмотрел назначение контрактного управляющего, который отвечает за осуществление одной или нескольких закупок, в том числе за исполнение каждого контракта.
3. Антидемпинговые меры.
Государственные (муниципальные) заказчики, в рамках Федерального Закона №44-ФЗ, при проведении конкурсов и аукционов имеют право на использование антидемпинговых мер, суть которых зависит от начальной минимальной цены контракта (далее- НМЦК) и цены, которую предложили участники конкурсных процедур.
4. Централизация закупок.
Федерального Закона №44-ФЗ направлен на централизацию закупок.[5, с.44]
Несколько вариантов возможной централизации закупок государственных (муниципальных) учреждений:
- предметно (например, одно федеральное агентство будет централизованно приобретать специализированную продукцию сразу для нескольких агентств);
- ведомственно (например, учреждения не закупают необходимый товар сами, за них это может сделать вышестоящий орган);
- территориально (муниципальные образования вправе передать свои закупки на уровень субъекта Российской Федерации).
5. Аудит результатов исполнения государственных контрактов.
Основными обязанностями государственного (муниципального) заказчика являются:
- обеспечивать эффективное и своевременное расходование бюджетных средств при осуществлении закупок товаров, работ и услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд;
- обеспечивать достижение ожидаемого результата в осуществлении закупок, товаров, работ и услуг.
Следует отметить, что Федеральный Закон № 44-ФЗ регламентирует персональную ответственность должностных лиц заказчиков.
Контроль за выполнением обязанностей государственного (муниципального) заказчика проводится путем аудита в сфере государственных (муниципальных) закупок на всех уровнях.
6. Общественный контроль за государственными закупками.
Так, если НМЦК контракта, заключаемого с единственным поставщиком превышает 1 миллиард рублей, Закон №44-ФЗ предполагает обязательное общественное обсуждение таких закупок. Результатами обязательного общественного обсуждения закупок могут быть как внесение изменений в контракт, так и отмена закупки.
7. Планирование государственных закупок на долгосрочную перспективу.
В соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ государственным и муниципальным заказчикам необходимо проводить 3-х летнее и годовое планирование закупок. Кроме того, следует учесть, что корректировка и уточнение планов - должны выполняться в строгом соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
8. Обоснование закупок.
Идея обоснования состоит в том, чтобы планируемая закупка соответствовала целям, а также законодательству РФ и иным нормативно- правовым актам называется обоснованием закупки. В соответствии с ч.4-6 ст. 18 Закона «О контрактной системе» в случае, если закупка признается необоснованной, то контролирующие органы выдают предписание об устранении выявленных нарушений законодательства и иных НПА и привлекают к административной ответственности виновных лиц в соответствии с положениями КоАП РФ.
Но хотелось бы отметить, что гармоничная концепция развития государственных (муниципальных) закупок столкнулась с рядом серьезных проблем.
Проблема 1. Сфера действия единых правил. Чрезмерная унификация.
В силу положений Закона № 44-ФЗ для всех государственных (муниципальных) заказчиков устанавливаются единые правила закупочной деятельности. Существенным недостатком является тот факт, что установленные законодателем правила, не всегда учитывают потребности государственных (муниципальных) заказчиков с разными объемом финансирования, а также иные региональные особенности.
Проблема 2. Процесс реализации принципов контрактной системы (конкуренция, приоритет инноваций и др.) наполнен противоречиями.
Так, по своей задумке, проект Федерального закона № 44-ФЗ преследовал следующие цели:
1) увеличить самостоятельность государственных (муниципальных) заказчиков в принятии ими решений по закупкам;
2) наделить государственных (муниципальных) заказчиков максимально полным набором возможностей, необходимых для осуществления закупочной деятельности.[4, с.55]
На практике же выходит так, что возможность использования государственными (муниципальными) заказчиками иных способов закупки, отличных от электронного аукциона и запроса котировок, весьма ограничены и практически не используются.
Проблема 3. Несовершенство и недостаточная проработка законодателем нормативно- правовой базы.
Примером может служить тот факт, что за семь лет своего существования, ФЗ о контрактной системе, редактировался порядка 70 раз. Следует отметить, что законодатель старается своевременно реагировать на некорректную работу отдельных норм ФЗ, но несмотря на активную работу, трудности в право применении все же остаются.
Проблема 4. Отсутствие единой системы подготовки и аттестации кадров.
В соответствии с положениями Федерального Закона № 44-ФЗ члены закупочных комиссий, сотрудники контрактной службы обязаны повышать свою квалификацию в сфере закупок и проходить профессиональную переподготовку.
В настоящее время появляется значительное количество учебных центров и филиалов, которые за минимальную стоимость обучения, готовы выдавать соответствующие дипломы и аттестаты, которые необходимые для формального соответствия требованиям закона.