Реализация рефлексии на уроках математики
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Рубрика: Физико-математические науки
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)
Реализация рефлексии на уроках математики
Аннотация. В статье определяется применение рефлексии по ФГОС на уроках математики.
Ключевые слова: рефлексия, ФГОС, теорема синусов.
Введение
Одной из целей современного урока является развитие личности, способной к самообразованию. Отличие такого урока от традиционного заключается в том, что его задания направлены на поиск и обработку информации учащимися, создание моделей и схем, обобщение и т.д. А также на современном уроке появляется понятие рефлексии.
Рефлексия – это самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности. Данный немаловажный этап урока позволяет учителю определить эффективность урока, уровень усвоения учащимися новой информации, а ученикам - систематизировать свои знания. Реализацию рефлексии можно пронаблюдать в следующем конспекте.
Основная часть
Конспект урока по математике
Тема урока: теорема синусов.
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: создать условия для формирования ценностного отношения к пониманию и применению теоремы синусов в ходе коллективной, парной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности под руководством учителя
Задачи урока:
1. Образовательные:
показать знания по теме «Решение прямоугольных треугольников»; познакомиться с теоремой синусов и различными способами её доказательства; научиться применять эту теорему при решении практических задач; изучить метод решения треугольников К.А. Торопова; повторить и закрепить правила по данной теме;
2. Развивающие:
развивать умения обучающихся анализировать, делать выводы, определять взаимосвязь и логическую последовательность мыслей; развивать умения слушать и исправлять речь своих товарищей; тренировать способность к рефлексии собственной деятельности и деятельности своих товарищей;
3. Воспитательные:
содействовать развитию познавательного интереса обучающихся к предмету; прививать навыки организации самостоятельной работы, формировать навыки самооценки; формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.
Планируемые результаты:
Предметные
создание условий, для развития умений обучающихся применять ранее полученные знания для доказательства теоремы синусов; создание условий для развития умений обучающихся применять вновь полученные знания к решению практических задач; создание условий для ознакомления с новыми методами решения;
Метапредметные
формирование умения формулировать познавательную цель, умения принимать и сохранять учебную задачу урока; развитие операций мышления, сравнения, сопоставления, выделения лишнего, обобщения, классификации; развитие логического мышления при решении геометрических задач; формирование отдельных составляющих исследовательской деятельности: умения выдвигать и формулировать гипотезы, умения наблюдать, делать выводы и умозаключения.
Формы работы учащихся: групповая, самостоятельная, работа в парах.
Техническое обеспечение: проектор.
Ход урока
I. Мотивационно - целевой этап.
1. Организация учащихся на урок (постановка перед учащимися целей урока, сообщение плана урока)
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
Решите задачи:
№1.В треугольнике ABC AC=b, угол A= α, найдите высоту треугольника , если
а) α- острый;
б) α-тупой.
№2. Дано: ab=mn (a,b,m, n- числа отличные от нуля). Составьте из чисел a, b, m, n пропорцию. Всегда ли задача имеет решение?
3. Мотивация практической необходимости рассмотрения теоремы синусов.
Учащимся предлагается наметить ход решения задач
№1. Как найти длину стороны BC в треугольнике ABC, если Ab=3 см, AC= 4
см, угол BAC= 30˚?
№2. Как найти углы треугольника ABC, если AB=3, BC=4, AC=2?BC=4, AC=2?
№3. Как найти длину стороны BC в треугольнике ABC, если AB=√2, угол А=45˚, угол С=30˚?
№4. Как найти угол С в треугольнике ABC, если АВ=7, BC=10, угол BAC=60 ˚?
Учитель подчеркивает, что решение двух последних задач нерациональное. Эти задачи можно решить проще, если будет известна теорема, называемая теоремой синусов.
II. Процессуально - познавательный этап.
Формулируется теорема синусов. Уточняется, какое равенство следует из выражения «стороны пропорциональны синусам противолежащих углов».
Теорема синусов:
Дано: в ∆ ABC, BC=a, AC=b, AB=c, ∠A=α, ∠B=β, ∠C=γ.
Доказать:
Учитель предлагает учащимся самостоятельно доказать равенство
=
(равенство = можно будет доказать аналогично) для двух случаев: α- острый угол (доказывает первый вариант), α- тупой угол (доказывает второй вариант).
Ставится вопрос: «Будет ли теорема синусов справедлива для прямоугольного треугольника?» (Да, в этом случае CD=b=bsin α, так как α=90 ˚).
Делается вывод, что теорема синусов справедлива для любого треугольника. Обращается внимание, что теорему можно записать и в другом виде: или a:b:с = sin α: sin β: sin γ.
III. Закрепление пройденного материала.
Применение теоремы синусов для решения задач:
1. В ∆ ABC BC=√2см, ∠A=45◦, ∠C=30◦. Найдите AB. (приводится более рациональное решение с помощью теоремы синусов одной из предложенных ранее задач).
2. Синусы углов треугольника относятся как 3:4:5. Как относятся стороны? Какого вида данный треугольник?
3. Могут ли синусы углов треугольника относиться как 5:7:13?
Рассмотрение метода Торопова, как пример применения теоремы синусов.
Решение конкретных примеров.
Задача 1.
В треугольнике ABC углы A,B и C равны 30°,30° и 120° соответственно. Периметр треугольника равен 20 см. Найдите площадь треугольника.
Задача 2.
Сумма двух сторон a и b треугольника ABC равна 5 см, сторона c 3 см и угол C равен 60°. Решить треугольник.
IV. Рефлексивно- оценочный этап.
Достигли ли мы поставленных целей? Чему научились? Какую роль сыграли задачи с нерациональным решением?
Наш урок подходит к концу, сначала запишем домашнее задание, затем
подведем итоги. Информация о выполнении домашнего задания на
доске: законспектировать ответ на вопрос №4, выполнить задания №12,13 в тетради, изучить параграф 11.
Предлагаю каждому учащемуся высказать свое мнение в виде одной фразы, начиная ее словами:
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
Заключение
Благодаря рефлексии перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать