Статья:

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период дистанционного обучения из-за развития пандемии.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Педько А.В. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период дистанционного обучения из-за развития пандемии. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 39(132). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/81189 (дата обращения: 01.09.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в период дистанционного обучения из-за развития пандемии.

Педько Александра Викторовна
студент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск
Кобазова Юлия Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, РФ, г. Якутск

 

Аннотация. данная статья направлена на рассмотрение проблем, профилактики эмоционального выгорания педагогов в связи с эпидемиологическими условиями. Рекомендации по профилактики синдрома эмоционального выгорания. Упражнения для релаксации.

 

Ключевые слова: педагог, пандемия, эмоциональное выгорание, работа, релаксация, профилактика.

 

Актуальность. В последние годы все более актуальной становится не только проблема профессионального стресса, но и связанного с ним синдрома «профессионального выгорания» работников. Синдром «профессионального выгорания» в литературе обозначается также понятием «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов.

Цифровые технологии активно проникают в нашу жизнь, формируя у современного человека новые способы взаимодействия восприятия информации, организации профессиональной и повседневной деятельности. Система российского образования постоянно совершенствуется и трансформируется, и государством уделяется большое внимание вопросам организации дистанционного обучения, о чем свидетельствует Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» [1]

В начале 2020 года сильное влияние, на образование оказало, то что системе образования пришлось перейти на дистанционное обучение, в связи с мерами по предотвращению распространения COVID – 19. Проблема сохранения психического  здоровья образовательной организации стала особо острой в связи с пандемией COVID – 19.

Переход на дистанционное обучение, в условиях пандемии, был вынужденным, но некоторые ученики и учителя оказались неготовыми к дистанционной форме обучения. В этих условиях каждый педагог вынужден справляться с возникающими затруднениями в выстраивании образовательных отношений с учащимися и их родителями, сомнениями в наличии обратной связи. Необходимость как теоретического, так и практического изучения данного вопроса существует из-за высокого эмоциональной включенности педагога: в деятельности, жесткие временные рамки деятельности, организованные моменты педагогической деятельности ответственности.

Изучением проблемы эмоционального выгорания среди педагогов занимались такие российские и зарубежные ученые как: В. Н. Козиева, Л. Ф. Колесникова, американский психиатр  Фрейденберг, американский  психолог Кристина Маслач,  профессора Э. Ф. Зеера, социолог- психолог В. П. Шейнова и другие. Эмоциональное выгорание – отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек, проявляющееся в виде определенных изменений в поведении и состоянии человека.

Дифференцируют три стадии выгорания педагогов. Первая – недолгие, умеренные, случайные признаки процесса. Все проходит в легкой форме, например путем расслабления и организации перерывов на работе. Вторая – снижается интерес к работе, начинаются апатии к концу недели, головные боли по вечерам. Третья – потеря интереса к работе и жизни вообще, безразличие. Человек стремиться к уединению.

В связи с пандемией COVID – 19, профессиональное выгорание увеличилось. Психолог - практик Вишнигина Кристина Анатольевна, рассматривая эту проблему, предлагает  учитывать  возрастные особенности и стаж работы. Она провела семинар на тему: «Профилактика эмоционального выгорания педагогов в условиях дистанционного обучения» в процессе семинара, она поделилось рекомендациями по профилактике педагогического выгорания:

-  Необходимо научиться по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.

- Если имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.

- Необходимо восстанавливаться сейчас, не откладывайте на потом! Педагоги не должны забывать про свое здоровье, если почувствовали недомогание, нужно решать данную проблему.

- Необходимо регулярно отдыхать, балансировать работу и досуг. Важно иметь свободные вечера и выходные. Обязательно заниматься физическими упражнениями.

- Необходимо гулять, бегать, танцевать и т.д., заниматься тем, что по душе. Обязательно должен быть полноценный сон, 7 – 8 часов.

- Необходимо уметь организовать свое рабочее место. Завтракать, хотя бы легким завтраком, чем голодать весь день и переедать на ночь. Желательно сократить употребления чая и кофе, т. к. они являются стимулятором, способствующим развитию стресса.

Такие же рекомендации по профилактике выгорания у педагогов дает и педагог-психолог Андриянова Екатерина Вячеславовна. Также она предлагает выполнять упражнения для мышечной релаксации: «Мышечная энергия», «Лимон», «Удовольствие» и другие.

Причинами эмоционального выгорания педагогов в условиях вынужденного перехода на дистанционное обучение являются не только возросшая эмоциональная нагрузка, но и перенасыщение цифровой информацией, одновременное выполнение несвойственных социальных и профессиональных ролей, недостаточный уровень развития умений и навыков владения цифровыми технологиями при выстраивании образовательного процесса. Необходимо помнить о том, что все мы подвержены, в той или иной мере, эмоциональному выгоранию, поэтому так актуально обучение умению своевременно распознавать его признаки. Это позволит своевременно принять меры по предотвращению эмоционального выгорания.

 

Список литературы:
1. Батаршев А.В. Психология управления персоналом. – М.:2007. - 624с
2. Авторская программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов "Доверие": https://urok.1sept.ru/articles/522923. 1.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (по-следняя редакция), статья 16. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 25.05.2020).
4. Синдром эмоционального выгорания и его профилактика у педагога: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/12/10/sindrom-emotsionalnogo-vygoraniya-i-ego-profilaktika.