Статья:

Особенности глагольного словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень)

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(132)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Чинилина С.С. Особенности глагольного словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 39(132). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/132/81327 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности глагольного словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень)

Чинилина София Сергеевна
студент, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск
Крамарева Инна Евгеньевна
научный руководитель, старший преподаватель, Брянский государственный университет им. И.Г. Петровского, РФ, г. Брянск

 

Аннотация. В статье представлены результаты эксперимента по выявлению уровня сформированности глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. По результатам исследования представлены основные направления коррекционно-логопедической работы. Данный процесс является целостным и системным.

 

Ключевые слова: коррекция; диагностика; речь; глагольный словарь; общее недоразвитие речи.

 

В настоящее время количество детей с речевыми патологиями увеличивается. У детей нарушаются важнейшие элементы речи, такие как лексика, грамматика и фонетика. Однако, некоторые дети сталкиваются с нарушениями всех компонентов речи, а именно с общим недоразвитием речи. Лексика выступает тем главным несформированным элементом, который оказывает существенное влияние на развитие речи ребенка, поскольку значение непосредственно слова, по мнению Л. С. Выготского, является "единицей речевого мышления".

Селиверстов. В. И. считает, что «словарь – это совокупность слов (основные единицы речи), обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности» [4]. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии глагольного словаря при различных речевых нарушениях и о методике его развития является одним из актуальных. Для полноценного овладения ребенком связной речью, прежде всего, необходимо сформировать у него богатый глагольный словарь, поскольку система предикатов является доминирующим звеном в раскрытии последовательности любого сюжета. Согласно концепции В.В. Виноградова, «глагол является самой сложной и самой емкой грамматической категорией русского языка. Он более конструктивен, чем остальные части речи» [1].

Изучением глагольного словаря у детей дошкольного возраста занимались такие авторы как: А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, А.И. Максаков, С.Н. Цейтлин, В.В. Гербова, Т.В. Туманова, Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова и многие другие. В работах Лалаевой Р.И. и Серебряковой Н.В. рассмотрены «закономерности развития глагольного словаря у детей с нарушенным речевым развитием» [3]. Волкова Г. А. считает, «что при формировании лексического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отношение объекта к действительности: Предикат – это основа фразы и основа внутренней речи. Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу» [2].

В настоящих момент число научно-исследовательских теоретических и эмпирических данных, посвященных изучению глагольной лексики и особенностям ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) недостаточно. Однако исследование специфики глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) имеет колоссальный смысл для мониторинга дисфункций речи, а также для совершенствования коррекционно-логопедической работы с представленной категорией детей.

В связи с этим, исследование сформированности глагольной лексики у детей с общим недоразвитием речи (III уровень) и определение оптимальных путей логопедической работы, является актуальной проблемой.

Цель исследования – определить уровень сформированности глагольного словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (ӀӀӀ уровень).

В исследовании приняло участие 2 ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень). Средний возраст детей, которые участвовали в обследовании составил 6 лет. По заключениям ПМПК дети старшего дошкольного возраста имели общее недоразвитие речи (III уровень).

В программу обследования глагольного словаря вошли задания:

  1. Архиповой Е. Ф. (задания обследования пассивного и активного словаря, исследование семантического поля);
  2. Н.С. Жуковой; Л.Н. Ефименковой; Н.В. Серебряковой (задание исследования грамматических форм глаголов: словоизменения и словообразования).

Для оценки успешности выполнения задания мы использовали бальную систему, предложенную Переслени Л.И и Фотековой Т.А.  1 балл – правильный ответ; 0,5 балла – самокоррекция; 0,25 балла – неверно образованная форма; 0 баллов – невыполнение, неверный ответ.

Максимальное количество баллов, которое может набрать исследуемый ребенок - 75. Уровень развития глагольного словаря: высокий – 60-75 баллов; средний – 25-60 баллов; низкий – 0-25 баллов. 

Обследование проводилось по следующим направлениям: обследование словаря (пассивного, активного); исследование сформированности семантического поля (нахождение общих названий, действий, дополнение к глаголу, исследование понимания близких по значению глаголов, называние противоположных по значению слов-действий); исследование грамматических форм глагола (словоизменение: изменение глаголов по лицам, изменение глаголов прошедшего времени по родам; словообразование: образование глаголов единственного и множественного числа, исследование образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета, образование глаголов от прилагательных).

При выполнении задания 1, целью которого было: определить объём пассивного словаря мы получили следующие результаты: у детей наблюдается высокий уровень развития пассивного словаря. У одного ребенка затруднение вызвали вопросы: «Покажи кто моет?» и «Покажи, кто продает?», ребенок в первом случае указал на картинку, где моется девочка, а во втором указал на повара, тем самым снизив свой результат на 2 балла. Второй ребенок не допустил ошибок в заданиях на исследование пассивного словаря. У детей с общим недоразвитием речи (III уровень) пассивный словарь оказался в пределах возрастной нормы. Подтверждение наших данных мы можем увидеть в работах Шашкиной Г. Р., Лалаевой Р. И., Серебряковой Н.В. которые говорят, что «одной из выраженных особенностей речи детей с общим недоразвитием речи является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, объем их пассивного словаря близок к норме» [5].

При выполнении задания 2, целью которого было: определить объём активного словаря мы получили следующие результаты: у двух детей выявлен средний уровень развития активного глагольного словаря. Были выявлены следующие особенности:

  1. трудным оказалось задание где нужно было назвать действие, выполняемое предметом (заменял его близким по значению);
  2. допускали следующие ошибки: «гусеница-идет, пилой-рубят, иглой-колит, ножницами-режут, ножом-делят, ножом-пилят мясо, ложкой-мешают, рыбак-рыбалит, карандашами-красят».

При выполнении заданий 3-6, направленных на исследование сформированности семантического поля мы получили следующие результаты: у одного ребенка выявлен средний уровень, у второго низкий уровень сформированности семантического поля. Были выявлены следующие особенности:

  1. нахождение общих названий, действий вызвало затруднения, у первого несмотря на это высокий уровень, у второго низкий уровень. Дети заменяли их названиями действий близких по ситуации: «дождь, снег-капают», «туча- шумит, дует»;
  2. у двух детей с общим недоразвитием речи низкий уровень подбора дополнений к глаголу. Детей подбирают слова – действия, которые являются для них бытовыми, повседневными (светит – солнце, лампочка; сидит – человек, собака). Однако подбор даже таких слов затруднен, они либо совсем не подбирают слова, либо подбирают одно, два, реже – три варианта ответа. Часто повторяют одни и те же слова к разным действиям (сидит человек, растет человек, сидит собака, растет собака и т.д.);
  3. подбор и называние близких слов – действий у детей с общим недоразвитием речи находится на низком уровне. Дети с трудом подбирают нужные слова – действия, заменяя названия действий близкими по ситуации и внешним признакам: «шьет, вяжет, вышивает» – «шьет»; «моет, купает, стирает» – «моет». Дифференциация глаголов близких по значению затруднена. Задание по называнию близких по значению слов – действий оказалось достаточно трудным для детей;
  4. название противоположных слов действий у одного ребенка находится на низком уровне, у второго на высоком. Наблюдались следующие ошибки: «пришел–вышел, прилетел–вылетел, прибежал–выбежал».

При выполнении заданий 7-11, направленных на исследование сформированности грамматических форм глаголов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) мы получили следующие результаты: у двух детей выявлен средний уровень сформированности грамматических форм глаголов. Наблюдались следующие особенности в словоизменении:

  1. изменение глаголов по лицам находится на среднем уровне, так как допускались следующие ошибки: «мы идешь, ты идем, вы идем».
  2. изменение глаголов прошедшего времени по родам у одного ребенка находится на высоком уровне, у второго на среднем, так как допускались следующие ошибки: «мальчик мыла, мальчик поливала».

Также наблюдались особенности в словообразовании:

  1. образование глаголов единственного и множественного числа находится на высоком уровне о двух детей, ни одной ошибки не допущено;
  2. образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета у двух детей находится на низком уровне, так как допускались следующие ошибки: «Белка прыгает. Белка с дерева на дерево (что делает?)- прыгает, Ласточка летит. Ласточка с дерева на дерево (что делает?)-летит, Девочка бежала. Девочка через улицу (что сделала?)-бежала»;
  3. словообразование глаголов от прилагательных у одного ребенка находится на среднем уровне, у второго на низком, так как большое количество глаголов ребенок не смог образовать: «молодой-молодеть, черный-чернеть, старый-стареть, белый-белеть, синий-синеть».

Представим результаты обследования глагольного словаря у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень) в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты обследования по выявлению уровня сформированности глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень)

Имя ребенка

Исследования

Всего баллов

Уровень

Пассивный словарь

Активный словарь

Семантического поля глаголов

Грамматических форм глаголов

1

Максим Ф.

10

10,5

14

23

57,5

средний

2

Степан К.

8

9

6,5

17,5

41

средний

 

На основе приведенных результатов диагностики глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) мы можем выделить следующие особенности:

  1. пассивный словарь старших дошкольников с общим недоразвитием речи (ӀӀӀ уровень) развит согласно возрастным нормам;
  2. активный словарь сформирован недостаточно, и находится на среднем уровне развития. Дети знают и используют в своей речи слова, которые им доступны и с которыми они чаще всего встречаются в своей жизни. Следовательно, мы отмечаем расхождения в объеме пассивного и активного словаря;
  3. речь детей бедна, не насыщена разнообразными глаголами. Подбор и называние близких слов-действий у детей находится на низком уровне, они с трудом подбирают нужные слова-действия, большинство детей заменяет названия действий близкими по ситуации и внешним признакам;
  4. большие трудности у детей вызвало задание, на подбор дополнения к глаголу, т.к. у них отмечается несформированность лексики и семантических полей;
  5. при обследовании грамматических форм глаголов, а именно словообразования и словоизменения, дети допускали большое количество аграмматизмов (особенно при исследовании образования глаголов со значением пересечения пространства или предмета и образовании глаголов от прилагательных).

Таким образом, результаты обследования свидетельствуют о необходимости продолжения коррекционно-логопедической работы по формированию глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровень) и включать в себя следующие направления: расширение объема глагольного словаря; развитие лексики и семантических полей; формирование словообразования; формирование словоизменения.

 

Список литературы:
1. Виноградов, В.В. Вопросы современного русского словообразования / В.В. Виноградов // Русский язык в школе. - 2018. - № 2. – С. 1-10 с. 
2. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург: Детство – Пресс, - 2016. – 144 с. 
3. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р. И. Лалавева, Н. В. Серебрякова. – Санкт-Петербург: СОЮЗ. – 1999. – 160 с.
4. Прилепко, Ю.В. Особенности развития глагольной лексики детей с ОНР III уровня / Ю. В. Прилепко, Е. В. Бадулина // Молодеж и наука: новые аргументы. – 2016. – 64 c.
5. Понятийно - терминологический словарь логопеда / под ред. В. И. Селиверстова. – Москва, изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с.