Статья:

Правовое регулирование прокурорского надзора за расследованием преступлений в сфере экономики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(133)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Голято В.О. Правовое регулирование прокурорского надзора за расследованием преступлений в сфере экономики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 40(133). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/133/81559 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование прокурорского надзора за расследованием преступлений в сфере экономики

Голято Владислав Олегович
магистрант, Российский Государственный Социальный Университет, РФ, г. Москва
Миронова Елена Анатольевна
научный руководитель,

 

Аннотация. Статья посвящена современному правовому регулированию прокурорского надзора за расследованием преступлений в сфере экономики. Особое внимание в указанной статье обращается на прокурорский надзор на данном участке деятельности. Также в статье отмечаются функции прокуратуры Российской Федерации при расследовании преступлений в сфере экономики.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, преступления в сфере экономики, прокуратура.

 

В современной юридической литературе до настоящего времени пока ещё не выработано комплексного определения такого понятия как «преступления в сфере экономики», «преступления экономической направленности». В действующем УК РФ присутствует структурированный раздел, который посвящен преступлениям в сфере экономики (разд. VIII), включающий три главы. В частности, гл. 22 УК РФ названа законодателем – «преступления в сфере экономической деятельности». Органом власти, способным своевременно и полноценно реагировать на расследование преступлений в сфере экономики, является российская прокуратура.

В системе государственно-правовых институтов прокуратура играет ключевую роль. Фундаментальные ветви власти, которые олицетворяют единую государственную власть, не исключают существования других самостоятельных правовых институтов. Их наличие определяется важностью демократического контроля и укреплением концепции контрольной власти. Длительное время прокуратура являлась контрольным органом законодательной власти; прокуроры были ориентированы преимущественно на сотрудничество с органами законодательной власти. В 1999 г. вступили в силу новые изменения к Закону о прокуратуре, благодаря которым на органы прокуратуры были возложены функции по надзору за соблюдением Конституции России. Также расширен перечень мер прокурорского реагирования. Фактически, из содержания ст. 129 Конституции России следует, что прокуратура не может относиться к органам исполнительной или судебной власти. Правосудие в России осуществляют только суды (ст. 118 Конституции РФ), а органы исполнительной власти образуют единую систему (ст. 77 Конституции РФ). Органы прокуратуры являются федеральными органами власти – звеньями единой централизованной системы прокуратуры.

Учитывая богатый опыт функционирования института прокуратуры в Российской Федерации, следует подробнее остановиться на процессуальных функциях прокуратуры. Исключительной компетенцией прокуратуры является осуществление надзора за соблюдением и исполнением Конституции РФ и законов от имени государства [1], включая прокурорский надзор, осуществляемый при расследовании преступных экономической направленности. Осуществление прокуратурой надзора предполагает закрепление за ней специальных юридических средств, необходимых для реализации компетенции. В роли таких средств выступают функции, которые при этом являются основополагающей правовой категорией, способной объяснить пределы деятельности прокуратуры.

В юриспруденции функцией принято именовать основные направления или виды определенной деятельности. О.П. Сауляк указывает, что функция прокуратуры представляет собой вид деятельности, связанный с социальным назначением прокуратуры, и направленный на решение задач, определенных специальной компетенцией и полномочиями прокуратуры [2]. Приведенный термин в полной мере отражает объем и сложность понятия «функции прокуратуры». На этом определения функции прокуратуры не исчерпываются. А.Ю. Винокуров отмечает, что функции прокуратуры тесно связаны с функциями государства, поскольку именно через них они реализуются. Делятся такие функции на организационно-управленческие и функциональные [3].

О.А. Фомичева определяет функции прокуратуры достаточно сложно, назвав их значимыми направлениями деятельности, которые осуществляются через конкретные мероприятия, в рамках которых реализуется компетенция прокуратуры [4]. К.И. Амирбеков указывает, что фундаментальные цели прокуратуры – правозащитная и правоохранительная деятельность, которая и предопределяет надзорные функции прокуратуры, обусловленные предметом ведения и компетенцией прокурора [5].

Л.Я. Кузьменок полагает, что функции прокурорского надзора – это обязанности прокуратуры, которые направлены на укрепление законности и правопорядка в государстве, и характеризуются ролью и местом прокуратуры в системе органов государственной власти. Функции прокурорского надзора отражают приоритетные задачи прокуратуры, включая те, которые не закреплены в законодательстве [6].

М.С. Шалумов отмечает, что прокуратура – это орган государственной власти, функции которого определяются его правовым положением и назначением в государстве. Надзорные функции прокуратуры – это обязанности прокуратуры, касающиеся решения ряда важных задач по обеспечению верховенства права и законности, по охране интересов государства и граждан, по защите прав и свобод человека. Для реализации данных функций и достижения поставленных целей прокуратуры наделена специальными властными полномочиями [7].

Учитывая все представленные определения и дефиниции, полагаю, что функции прокуратуры – это законодательно закрепленные, социально обусловленные полномочия по выполнению органами прокуратуры определенных видов деятельности для обеспечения законности, верховенства права, защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства. Так, к числу функций прокуратуры в современном Российском государстве можно отнести: 1) функцию уголовного преследования; 2) функцию участия прокуратуры в рассмотрении дел судами; 3) функцию международного сотрудничества; 4) функцию координации деятельности по борьбе с преступностью; 5) функцию участия в правотворческой деятельности.

В условиях расследования преступлений в сфере экономики, прокуратура РФ – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, и выполняющих различные функции, установленные федеральными законами. Представляется, что в современных условиях прокуратура выполняет функции важного элемента в системе «сдержек и противовесов», в частности, принимает и устанавливает меры по устранению нарушений законодательства. Кроме того, прокуратура способствует взаимодействию органов власти, их функционированию, поскольку они заинтересованы в укреплении и сохранении законности. Подчинение прокуратуры судебной или исполнительной ветви власти может разрушить укрепившуюся систему «сдержек и противовесов», а нарушение ими норм действующего законодательства приведет к непоправимым последствиям.

В последние годы, рассматриваемым ведомством были достигнуты значительные результаты в области осуществления надзора за исполнением законов при расследовании преступлений, в том числе и экономической направленности. Так, на заседании коллегии по итогам работы Генеральной прокуратуры РФ по итогам первого полугодия 2019 г. были обозначены следующие положительные аспекты. Например, в 1,5 раза возросло число рассмотренных арбитражными судами исков прокуроров об истребовании государственного и муниципального имущества из незаконного владения. Практически все они удовлетворены. Реализация решений, выработанных по итогам состоявшегося в конце 2019 г. Координационного совещания руководителей правоохранительных органов, позволила задать хороший темп деятельности по пресечению коррупционных проявлений.

Также в рамках межведомственного взаимодействия значительная работа проведена региональными и транспортными прокурорами по обеспечению антитеррористической безопасности инфраструктуры, задействованной в проведении чемпионата мира по футболу.

В 2019 г. досудебной стадии уголовного судопроизводства пресечено 2,7 млн. нарушений законодательства, затрагивавших конституционные права потерпевших от преступлений, а также других участников процесса в связи с их необоснованным уголовным преследованием, иными незаконными действиями. Большое внимание придавалось организации участия прокуроров в судах по уголовным и гражданским делам, повышению профессионального уровня сотрудников, а также развитию ведомственных информационных ресурсов и т.п. Безусловно, имеют место и значительные негативные моменты; «на данный момент достаточно оснований говорить, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования требует переосмысления и значительного усиления» [8].

Так, на территории Московской области органы прокуратуры значительно активизировали надзор за исполнением законов в экономической сфере, в том числе и при расследовании преступлений.

Увеличилось число направленных в суды исков о взыскании ущерба, причиненного бюджетам различных уровней, а также сумма предъявленных исковых требований (с 11 млн. до 51 млн. руб.), по фактам нарушения бюджетного законодательства в правоохранительные органы направлено 30 материалов, возбуждено 13 уголовных дел. Не теряет своей актуальности защита прав субъектов предпринимательства в первой половине 2019 г. Устранение административных барьеров, предупреждение нарушений прав бизнеса в отношениях с контрольно-надзорными и правоохранительными органами – первостепенные задачи прокуратуры.

При уменьшении количества заявлений о проведении внеплановых проверок субъектов предпринимательства число отказов в их согласовании сократилось с 30,4% до 26%.

В настоящее время в России действует Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 171-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с принятием Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [9].

Статья 9.1 названного Закона устанавливает, что прокурор при осуществлении своих полномочий вправе проводить антикоррупционную экспертизу правовых актов.

Если при этом в акте будут выявлены коррупциогенные факторы, то прокурор может внести в орган, издавший акт, требование об изменении такого документа, либо обратиться в суд с требованием об устранении подобных факторов. А.Ю. Винокуров подчеркивает, что данное право не является императивным для прокурора, то есть, он вправе отозвать свое требование об изменении правового акта еще до того, как оно будет рассмотрено органом власти [10].

При проверке правовых актов на наличие коррупциогенных факторов прокуроры руководствуются приказом Генерального прокурора РФ от 28 декабря 2009 г. № 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» [11] и Методическими рекомендациями Генеральной прокуратуры РФ. Функции прокуратуры представляют собой социально значимые, законодательно определенные, четкие и ясные направления деятельности, которые предполагают достижение основных целей органов прокуратуры, обозначенных в действующем законодательстве.

Среди ученых нет единства мнений, что следует считать функциями прокуратуры, тем не менее, практически все из них сходятся во мнении, что прокуроры имеют прямое отношение к правотворческой деятельности. В основном, участие прокуроров в правотворчестве проявляется путем осуществления своей основной функции – надзора за соблюдением законодательства.

При выявлении определенных нарушений, либо установлении дефектов правовых актов, пробелов правовых норм прокурор вправе потребовать от соответствующего органа власти устранения такой неточности путем внесения соответствующих изменений, дополнений в правовой акт, либо его отмены [12].   

Статья 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» определяет предмет надзора за исполнением законов, который предполагает проверку соответствия издаваемых правовых актов действующему законодательства. Проверка законности достаточно часто сопровождается выявлением различных несоответствий, которые предполагают принесение протеста прокурором (ст.ст. 28, 33 Федерального закона «О прокуратуре РФ»). Все вышеназванные полномочия прокурора обусловлены тем, что органы дознания и предварительного следствия, расследуя и раскрывая преступления в сфере экономики, вынуждены ограничивать конституционные права и свободы граждан в уголовном судопроизводстве, принимать меры процессуального принуждения.

Итак, прокурор обязан с целью защиты прав и интересов соответствующих субъектов уголовного производства постоянно, жестко, в границах действующего закона реагировать на такие действия сотрудников правоохранительных органов, решать вопросы относительно привлечения их к дисциплинарной или уголовной ответственности.

В заключении следует сказать, что на современном этапе прокуратура Российской Федерации – это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, и выполняющих различные функции, установленные федеральными законами. В связи с чем, в условиях современного мира прокуратура выполняет функции важного элемента в системе «сдержек и противовесов», в частности, принимает и устанавливает меры по устранению нарушений законодательства. Кроме того, прокуратура способствует взаимодействию органов власти, их функционированию, поскольку они заинтересованы в укреплении и сохранении законности. На мой взгляд, подчинение прокуратуры судебной или исполнительной ветви власти может разрушить укрепившуюся систему «сдержек и противовесов», а нарушение ими норм действующего законодательства приведет к непоправимым последствиям.

 

Список литературы:
1. Ситник В.В. Теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание [Текст] / В.В. Ситник // Актуальные проблемы российского права. – 2018. – № 4. – С. 186.
2. Сауляк О.П. Законность и правопорядок: на пути к новым парадигмам [Текст] / О.П. Сауляк. – М.: Юрлитинформ, 2009. – С. 56.
3. Винокуров А.Ю. К вопросу о классификации внешнефункциональной деятельности прокуратуры Российской Федерации [Текст] / А.Ю. Винокуров // Актуальные вопросы российского права. – 2010. – № 8. – С. 19.
4. Фомичева О.А. Прокуратура как субъект права законодательной инициативы в законотворческой деятельности [Текст] / О.А. Фомичева // Государственная власть и местное самоуправление. – 2018. – № 10. – С. 50.
5. Амирбеков К.И. Взаимодействие прокуратуры Российской Федерации с институтами власти и общества [Текст] / К.И. Амирбеков // Российская юстиция. – 2018. – № 8. – С. 4.
6. Кузьменок Л.Я. Негативные последствия исполнения требований прокурора [Текст] / Л.Я. Кузьменок, И.В. Пуцын // Законность. – 2018. – № 6. – С. 3.
7. Шалумов М.С. Прокуратура в современном Российском государстве [Текст] / М.С. Шалумов. – М.: Кострома, 2001. – С. 52.
8. Ульянов А.Ю. Конституционное назначение и функции прокуратуры [Текст] / А.Ю. Ульянов // Российская юстиция. – 2018. – № 3. – С. 5.
9. Собрание законодательства РФ. – 2009. – № 29. – Ст. 3608.
10. Винокуров А.Ю. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта при выявлении в нем коррупциогенных факторов [Текст] / А.Ю. Винокуров // Законность. – 2012. – № 2. – С. 10.
11. Законность. – 2010. – № 4.
12. Закаряева М.М. Проблемные вопросы участия прокурора при рассмотрении отдельных категорий дел особого производства [Текст] / М.М. Закаряева // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2018. – № 6. – С. 75.