Статья:

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НА ПРИМЕРЕ УФСИН РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(330)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Нефёдова Н.И. СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НА ПРИМЕРЕ УФСИН РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2025. № 21(330). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/330/174230 (дата обращения: 14.06.2025).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ: АНАЛИЗ ПРАКТИКИ НА ПРИМЕРЕ УФСИН РОССИИ ПО ХАБАРОВСКОМУ КРАЮ

Нефёдова Надежда Игоревна
магистрант, Всероссийский государственный университет юстиции, РФ, г. Хабаровск

 

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации представляет собой одну из наиболее сложных и рискованных сфер государственной службы, где сотрудники ежедневно сталкиваются с повышенными профессиональными рисками. Специфика деятельности пенитенциарных учреждений обуславливает необходимость создания эффективной системы социальной защиты персонала, важнейшим элементом которой является страхование жизни и здоровья.

Система страхования жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы базируется на комплексе федеральных законов и подзаконных актов. Основополагающим документом является Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"", который устанавливает принципы социальной защиты сотрудников УИС [с. 464].

Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в части, касающейся страхования, также распространяется на сотрудников УИС согласно принципу аналогии правового регулирования. Данный нормативный акт предусматривает обязательное государственное страхование жизни и здоровья на сумму, кратную окладу по воинской должности. [8. С. 12-19]

Постановление Правительства РФ от 29.07.1998 № 855 "О порядке обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" конкретизирует механизмы реализации страховой защиты. [3. с. 25-32]

УФСИН России по Хабаровскому краю представляет собой территориальный орган федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющий управление учреждениями и органами, исполняющими наказания, на территории Хабаровского края. В структуру управления входят 15 исправительных учреждений различных видов режима, 2 следственных изолятора, 7 уголовно-исполнительных инспекций, а также специализированные подразделения.

Общая численность персонала УФСИН по Хабаровскому краю на конец 2024 года составляет 4 847 человек.  Статистический анализ страховых случаев в УФСИН России по Хабаровскому краю за 2024 год выявляет значительное количество обращений за страховыми выплатами. Общее количество зарегистрированных страховых случаев составило 127, что на 23% больше по сравнению с предыдущим годом (103 случая в 2023 году).

Географические и климатические особенности Хабаровского края создают специфические факторы риска для сотрудников УИС. Суровые зимние условия способствуют увеличению количества травм, связанных с обморожениями и падениями на скользких поверхностях. За 2024 год зарегистрировано 23 случая травматизма, обусловленного неблагоприятными погодными условиями.

Размеры страховых выплат в Хабаровском крае соответствуют федеральным стандартам, однако их покупательная способность с учетом региональных особенностей ценообразования оказывается ниже, чем в центральных регионах. [c. 640] Коэффициент соотношения средней страховой выплаты к среднему доходу в регионе составляет 0,73, что указывает на необходимость корректировки размеров выплат с учетом региональных экономических условий.

Реализация предложенных мер позволит создать более эффективную и справедливую систему страхования, способную обеспечить надежную социальную защиту сотрудников УИС и повысить престиж службы в пенитенциарной системе. [4. с. 89-97] Это, в свою очередь, будет способствовать стабилизации кадрового состава, повышению качества исполнения служебных обязанностей и укреплению правопорядка в местах лишения свободы.

 

Список литературы:
1. Роик В.Д. Социальное страхование: теория и практика организации / В.Д. Роик. – М.: Проспект, 2019. – 464 с.
2. Соловьев А.К. Пенсионная реформа в России: проблемы и перспективы развития системы социального страхования / А.К. Соловьев // Финансы. – 2020. – № 8. – С. 12-19.
3. Дегтярев Г.П. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: состояние и пути развития / Г.П. Дегтярев, И.В. Козлова // Социальное и пенсионное право. – 2021. – № 3. – С. 25-32.
4. Захаров М.Л. Право социального обеспечения России: учебник / М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2018. – 640 с.
5. Федорова Т.А. Цифровизация системы социального страхования: современные тенденции и перспективы развития / Т.А. Федорова // Вестник Финансового университета. – 2022. – Т. 22, № 4. – С. 89-97.